Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Принятие законов для СПК

Фото : 4 июня 2008, 14:57

Принятие специального закона, регламентирующего деятельность социально-предпринимательских корпораций, возможно, сдвинет с мертвой точки развитие данных институтов. Астана к созданию документа готова.

На прошедшем в конце мая в Астане круглом столе «Социально-предпринимательские корпорации как основа развития регионов» вице-министр индустрии и торговли Едил Мамытбеков подчеркнул, что СПК смогут реализовать свой потенциал только в случае принятия Закона «О социально-предпринимательских корпорациях». Также предлагается внести некоторые изменения в Гражданский кодекс. Он пояснил, что передача госактивов не урегулирована законодательством, действующие нормы ГК ссылаются на Закон «О приватизации», который предусматривает только одну форму передачи госсобственности в частные руки - продажу. «В этой связи правительством был разработан соответствующий законопроект по внесению изменений в ГК. Эти поправки предусматривают передачу госимущества в оплату уставного капитала юрлиц, и они будут вскоре внесены на рассмотрение депутатов мажилиса», - сказал г-н Мамытбеков.

Необходимость совершенствования правовой базы признается и парламентариями. Сенатор Идельбай Иманкулов считает необходимым внести поправки в Закон «О недрах и недропользовании» с целью упрощения для СПК процедуры получения права на недропользование, разведку, добычу. Для того чтобы не случилось неожиданного перехода госимущества в частную собственность, документом предлагается внести в общую часть ГК поправки, устанавливающие ограничения способов реорганизации проектов, осуществляемых СПК, и особого порядка их ликвидации. В Земельный кодекс предлагается внести поправки относительно предоставления СПК прав на земельные участки. Кроме того, предпринимательские корпорации сегодня подпадают под систему госзакупок, что предполагает определенные ограничения в их деятельности. Возможно, для СПК будут введены определенные послабления. «Думаю, будет уместным и целесообразным в ходе работы над законопроектом рассмотреть в парламенте вопрос о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс о льготном налогообложении для проектов СПК. Очевидно, что без прочной законодательной базы, необходимого правового пространства СПК не решить тех задач, которые перед ними стоят», - сказал сенатор.

Не секрет, что акиматы сопротивляются самой идее появления СПК, так как их существование заметно ослабляет влияние областных администраций. Роль СПК, подчеркнул председатель СПК «Тобол» Марат Толыбаев, в том, что в отличие от прежних держателей госактивов - акиматов - СПК активно используют все ресурсы, руководители выезжают за рубеж для привлечения инвесторов. Информационная открытость также их козырь. Кроме того, говорит он, раньше после проведения конкурса недра предоставлялись инвесторам, и государство больше к проектам не имело никакого отношения. «Сегодня мы получаем долю, поэтому власти заинтересованы в максимизации прибыли».

По информации Мининдустрии, во многих случаях акиматы выводили ликвидные объекты, в частности недвижимость, из госсобственности перед передачей предприятий в СПК, что привело к невозможности стабильного и прибыльного бизнеса. Кроме того, сегодня акиматы часто создают предприятия с функциями, аналогичными тем, что переданы СПК. В большинстве случаев действующая нормативная база не ограничивает деятельность СПК, но предлагаемый законопроект облегчит процедуру передачи госактивов в ведение корпораций, что сделает их более привлекательными для бизнеса, по мнению руководителей СПК. Судя по всему, закон важен и для утверждения статуса корпораций, противниками которых являются акиматы.

Зампредседателя СПК «Жетысу» Азиз Илеуов добавил также, что запас прочности активов, переданных СПК, во многих случаях уже иссяк и нужны дальнейшие инвестиции, чтобы происходило обновление основных средств, появлялись новые рабочие места. Однако для этого, по мнению сенатора Иманкулова, 1 млрд. тенге, уже выделенных каждой СПК, учитывая инфляцию, явно недостаточно. То же, разумеется, твердят и сами руководители корпораций. Председатель СПК «Батыс» Андарь Шукпутов считает, что каждой корпорации необходимо на капитализацию 5 млрд. тенге. «Капитализация должна быть высокой, - продолжает мысль г-н Илеуов, - чтобы мы могли стать крупными региональными игроками и в дальнейшем были способны в свою очередь профинансировать капиталоемкие проекты». Кроме того, по словам г-на Илеуова, важен доступ к внешним источникам фондирования - речь идет и о бюджетном финансировании, и о внешних заимствованиях. «Проблема в том, что сейчас возникла некоторая кризисная ситуация в финансовой сфере, не позволяющая банкам второго уровня финансировать проекты, - сказал «&» г-н Илеуов. - От «Казыны» СПК получили 2 млрд. тенге. Однако этой суммы также недостаточно. Отправить эти деньги на большое количество мелких проектов нецелесообразно, поэтому сейчас с нашей стороны готовится предложение правительству, каким образом мы могли бы работать».

Представители МСБ поддерживают увеличение капитализации СПК, поскольку рассматривают корпорации как источник роста для своего бизнеса или просто шанс не обанкротиться в нынешней ситуации. По словам генерального директора ТОО «Фриком» Мирболата Агдаутова, многие важные для западного региона проекты сегодня испытывают проблемы. СПК, как считает предприниматель, могли бы их возродить. Бизнесмен признает, что главной задачей СПК является реализация земли и освоение недр, но в случае дополнительной капитализации они могли бы финансировать совместные с МСБ проекты.

«Существует определенный спад деловой активности, - признает г-н Илеуов. - Этого отрицать нельзя. Соответственно, цель СПК в том, чтобы пустить госактивы в экономику и получить от этого эффект». Но зампредседателя СПК «Жетысу» указывает и на другой факт: «Бизнес всегда идет от предельно рентабельных производств к менее рентабельным. Сейчас наступил период, когда нужно развивать направления, возможно, менее прибыльные, но жизненно необходимые».

Пока СПК нацелились на больший масштаб. СПК «Батыс», например, собирается принять участие в развитии транзитного потенциала страны, построив автодорогу «Западный Китай - Западная Европа». Данный проект, как верят руководители корпорации, объединит усилия СПК трех регионов и станет примером межрегионального сотрудничества.

Помимо экономического эффекта СПК призваны внести свою лепту в социальное развитие регионов. Согласно готовящемуся законопроекту у каждого СПК будет социальный фонд. В будущем законе предложено, чтобы в этот фонд отчислялось 50% дохода корпораций, а оставшаяся часть направлялась на финансирование новых проектов. Далее будет происходить отбор соцпроектов внутри региона для реализации на средства СПК. Но не все согласны с данной цифрой. «50% - это много, особенно сейчас, - делится впечатлениями г-н Илеуов. - Логика должна быть такой: по мере роста прибыли увеличивать долю отчислений на социальные цели. Думаю, когда СПК на голом месте организовывает производство, масса людей получает рабочие места. Чем это не социально значимый эффект?»

СПК нужно оценивать по отдельным моментам уже через полгода-год, после того, как ей был передан тот или иной актив. Говорят, акимы не занимаются инвестиционными проектами областей. Пусть СПК в таком случае покажут, что они могут сделать для региона.

У СПК в нашей области запланированы проекты по сельскому хозяйству, строительству профтехшколы в Есиле. Если все это будет воплощено в жизнь, это станет значимым результатом. То есть уже в текущем году можно будет говорить о первых плодах деятельности СПК «Сары-Арка». Некоторые депутаты мажилиса, что меня очень настораживает, говорят, что не нужно нацеливать СПК на прибыль. Но как тогда решать социальные проблемы? Государство наделило корпорацию деньгами, землями, имуществом, недрами. Так почему оно не должно требовать, чтобы руководители корпораций всем этим эффективно распоряжались, ведь мерилом является только одно - прибыль. Поскольку сегодня, отдавая те же недра, государство имеет долю в отдельных проектах до 40%, каждый актив должен быть оценен с точки зрения получения дохода. А вот когда доход сформировался, тогда можно переходить к социально значимым проектам. Другого пути я не вижу. За счет чего решать социальные задачи? Будут создаваться региональные социальные фонды из прибыли этих СПК. Поэтому все активы должны работать.

Что касается роли местных исполнительных органов, то акимы областей, во-первых, должны быть открыты для диалога. Например, я предлагаю выставлять недра на конкурс или передать в руки СПК. То же и по земле. Главное - говорить о своих планах по поиску инвестора. Если СПК найдет инвестора, то войдет в долю. Если аким найдет, то предоставит проект инвестору самостоятельно. Во-вторых, если, например, мы отдаем СПК участки на трассе Астана - Боровое, через год мы имеем право спрашивать, начато ли строительство, используются ли участки по целевому назначению. В-третьих, наша, исполнительной власти, задача - получить долю в социальном фонде. Поэтому мы должны анализировать, как тот или иной актив работает на нашей территории, посмотреть, сколько поступило, и забрать свою долю прибыли через представителя в социальном фонде.

На мой взгляд, СПК в том виде, в каком они созданы, - это ноу-хау. Не берусь судить, насколько конкретно видение роли и места СПК у их создателей, но у государственных структур различного уровня, у частных юридических лиц, у физических лиц по части сих корпораций больше вопросов, нежели ответов.

В частности, если юридическое или физическое лицо нуждается в земельном участке, оно обращается с соответствующим запросом в местные органы власти. В принципиальном плане это и так был (и есть) весьма, скажем так, «деликатный» вопрос. А сейчас, с созданием СПК, он стал еще «деликатнее». Дело в следующем. До создания СПК акимат «взвешивал» просьбу-заявление юридического (или физического) лица с учетом многообразных интересов региона и принимал решение. Сейчас же, прежде чем принять решение о судьбе запрашиваемого юридическим (физическим) лицом земельного участка, местный орган власти должен справиться у руководства СПК: а нужен - не нужен данный участок СПК? И только в случае, если СПК ответит, что запрашиваемый земельный участок ей не нужен, акимат может удовлетворить просьбу заявителя. Двоевластие какое-то получается. А если знать наши нравы по части правовой корректности и «высокой нравственности» в сфере использования ресурсов, можно лишь «возрадоваться». Есть и еще одна обширная сфера взаимодействия СПК и местных органов власти - это сфера занятости. До создания СПК за сию сферу вроде бы отвечали местные органы власти - они должны были отслеживать ситуацию и принимать меры. А с передачей большей части региональных экономических ресурсов в ведение СПК возможности местных органов власти в плане решения проблем занятости резко снижаются. Но ответственность остается - чем не коллизия?

Зависают вопросы и образования, и здравоохранения, и культуры. В частности, возникает такой вопрос: СПК решают проблемы здравоохранения, образования и культуры или же они только способствуют их решению местными органами власти? Вспоминается пословица: «У семи нянек дитя без глаза».

Немалая толика вопросов возникает и из-за «несовместимости» территориальных границ СПК и местных органов власти, поскольку многие СПК территориально охватывают несколько регионов-областей. А ведь в социально-экономическом плане идея создания «над»-административно-территориальных структур была и в советское время - это совнархозы. Они тоже были призваны «умерить» социально-экономическую власть административно-территориальных структур.

Гульмира Кунапия, Мадина Исмагулова


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии