Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

КОМКОН-2 Евразия: Абсолютное большинство алматинцев солидарно с позицией руководства страны в вопросе запрета машин с правым рулем

Фото : 23 ноября 2006, 16:29

Абсолютное большинство алматинцев солидарно с позицией руководства страны в вопросе запрета машин с правым рулем.

Шумные акции протеста владельцев автомобилей с правым рулем обыватели и пресса характеризуют по-разному, но смысл примерно один сочувственно-стандартный: народ возмущается. Что не добавляет, конечно, демонстрации формальной законности, но придает ей хотя бы видимость борьбы за общую справедливость. Народ, он, как известно, неправым не бывает.

Самая неприятная вещь в социологических опросах то, что они часто обрывают фактами интересные рассуждения, например, на тему: насколько несчастным владельцам подержанных японских «праворулек» сочувствуют остальные. Сразу становится понятной, если и не степень сочувствия (которая все-таки учету не поддается), то как минимум доля этих самых сочувствующих или наоборот - равнодушных к чужому горю. И, как оказывается, что народ может быть и прав, но всегда по-разному.

Данные опроса исследовательской компании «КОМКОН-2 Евразия» подтверждают, что решение, принятое на Совете безопасности республики, стало известным очень большому количеству граждан - почти 96 процентов алматинцев слышали о возможном запрете правого руля.

Согласно заявлениям компетентных представителей государственных структур на такой шаг руководство страны пошло из-за катастрофической обстановки, сложившейся на дорогах страны. Граждане не всегда склонны доверять словам чиновников, часто предпочитая предлагать собственные объяснения тем или иным событиям в жизни страны. Вопрос: чем вызван такой шаг со стороны властей? - с несколькими вариантами ответов дает представление о мнении алматинцев относительно причин запрета (Диаграмма 1).

Абсолютное большинство - 52,2% видит основания для такого шага в тех причинах, которые, по официальной версии, побудили МВД поднять этот вопрос, а именно в «заботе о повышении безопасности на дорогах». Правда, следующая по численности группа опрошенных находит в подобной мере чей-то корыстный интерес: 33% выбрали вариант «лоббирование чьих-то интересов».

Любопытно распределение голосов автомобилистов и пешеходов в этих двух группах (Таблица 1). Если к первому варианту «забота», совпадающему с заявленной позицией правительства, склоняются 50,3 процента граждан, владеющих машиной, и 57,6 процента таковой не имеющих, то среди алматинцев-автолюбителей доля, усмотревших чей-то частный интерес в запрете руля, достигает 35,5 процента, пешеходов - чуть больше 27 процентов. То есть наличие или отсутствие машины почти никак не отражается на восприятии действий или заявлений правительства в борьбе с правым рулем.

(в % от числа опрошенных, владеющих/не владеющих автомобилем)

«Автомобилисты»

«Пешеходы»

Заботой о повышении безопасности на дорогах

50,3%

57,6%

Лоббированием чьих-то интересов

35,5%

27,1%

Копированием российского опыта

7,7%

8,2%

Желанием снизить количество машин в республике

0,5%

0,0%

Желанием обезопасить окружающую среду от вредных выбросов старых машин

0,0%

2,4%

Затрудняюсь ответить

6,0%

4,7%

«Разбивка» опрашиваемых водителей по критерию «правый руль» - «левый руль» (Таблица 2) дала также интересные, хотя и предсказуемые результаты, мнение аудитории в этом вопросе сильно зависит от того, какой именно машиной владеет респондент. Нетрудно догадаться, что большинство жителей южной столицы, имеющих в собственности подержанную иномарку с «неправильным» рулем, считают причиной запрета отстаивание чьего-то интереса. Почти 63 процента владельцев «праворулек» выбрали ответ «лоббирование чьих-то интересов». С ними солидарны чуть менее 24 процентов владельцев «леворульных» автомобилей. Почти «зеркальная» ситуация в группе, верящих в «заботу» правительства «о повышении безопасности на дорогах» - это вариант предпочли примерно 23 процента «праворульных» и 63,5 «леворульных» респондентов.

 

Левый руль

Правый руль

Два и более автомобиля, как минимум один из них с правым рулем

Заботой о повышении безопасности на дорогах

63,5%

23,3%

14,3%

Лоббированием чьих-то интересов

23,8%

62,8%

57,1%

Копированием российского опыта

6,3%

9,3%

14,3%

Другим

0,0%

2,3%

0,0%

Затрудняюсь ответить

6,3%

2,3%

14,3%

На оставшиеся варианты ответов приходятся незначительные доли опрошенных «копирование российского опыта» - 7,8 процента, «желание снизить количество машин в республике» и «обезопасить окружающую среду от выбросов старых машин» - 0,4 и 0,7 процента соответственно. Затруднились ответить 5,9 процента респондентов.

Для 36,5 процента тех, кто посчитал возможный запрет на ввоз и эксплуатацию машин с правым рулем лоббированием чьих-то интересов под определением «чьи-то» скрываются интересы официальных автодилеров. Далее, по нисходящей варианты ответов расположились так: «владельцев предприятий «отверточной» сборки» - чуть более 34 процентов, «российской автомобильной промышленности» - почти 13 процентов, «китайской автомобильной промышленности» - ненамного менее 5 процентов. Затруднились ответить почти 12 процентов респондентов. Остальные варианты ответов выбрала незначительная доля опрошенных.

Ответ на вопрос, насколько граждане доверяют утверждениям властей об опасности автомобилей с правым рулем на дорогах, не только выбор двух вариантов «да» или «нет», но вводил некоторую шкалу уровня этого самого доверия. Как выяснилось, безусловно доверяют или доверяют, но с оговорками заявлениям официальных лиц 31,5 и 24,4 процента опрошенных соответственно. Полностью не доверяют официальному объяснению почти 29 процентов респондентов, частично - 10,4 процента. Как заметно из опроса, хотя доля граждан, поверивших версии правительства выше числа недоверчивых респондентов, количество людей, отвергающих объяснения представителей государства также очень значительно.

Как и в вопросе о причинах запрета, можно предположить, что опрашиваемые в ответах руководствовались не только абстрактными соображениями, но личным интересом (Таблица 3). Так, официальным объяснениям безусловно не поверили более 65 процентов респондентов, имеющих машину с правым рулем, и 16,7 процента граждан, купивших или получивших когда-то «леворульный» автомобиль. На другом полюсе - «безусловно доверяющих» респондентов, владельцев «неправильных» машин только 4,7 процента, владельцев машин со стандартными расположением рулевого колеса - почти 40 процентов.

Левый руль

Правый руль

Два и более автомобиля, как минимум один из них с правым рулем

Безусловно доверяю

39,7%

4,7%

14,3%

Скорее доверяю

31,7%

14,0%

14,3%

Скорее не доверяю

8,7%

16,3%

14,3%

Безусловно не доверяю

16,7%

65,1%

57,1%

Затрудняюсь ответить

3,2%

0,0%

0,0%

Удивительно, но количество опрошенных, согласившихся с доводами МВД и членов Совета безопасности о необходимости запрета правого руля, до десятых долей процента совпадает с числом граждан, никогда не желавших приобрести машину с правым рулем - 52,2 процента (Диаграмма 2)! 12,2 процента граждан, хотя и имели такое намерение, но после последних известий решили оказаться от сомнительной покупки. Одна пятая респондентов, невзирая на любые заявления правительства страны, как стремилась, так и будет стремиться получить в собственность «праворульную» машину. (Хотя, возможно, привлекательность такой категории автомобилей повысилась из-за резкого падения цен? Вероятно, многие рассчитывают получить даже на три года исправную машину по бросовой цене). 9,3 процента над этой проблемой никогда не думали, 5,6 затруднились ответить.

КОМКОН-2 Евразия: Абсолютное большинство алматинцев солидарно с позицией руководства страны в вопросе запрета машин с правым рулем

Таким образом большинство жителей южной столицы решения руководства страны поддерживает и соглашается с доводами, которые правительство приводит в защиту своей позиции. Но значительная группа граждан все-таки не согласна с запретом на ввоз и эксплуатацию машин с правым рулем и видит за этим шагом отнюдь не заботу о собственной безопасности. Вполне вероятно, что на их мнение влияют сугубо личные соображения: вполне понятное опасение за дальнейшую судьбу своей автомобильной собственности и неизбежный рост расходов на обзаведение автомобилем.

Телефонный опрос проведен 18 ноября 2006 года. Опрошены 267 жителей Алматы в возрасте от 16 лет и старше. Выборка стратифицированная случайная, репрезентирующая половозрастной состав населения города. Отбор респондентов в каждой страте производился случайным образом на основе базы номеров телефонов всех алматинских АТС. Ошибка выборки составляет 6% при доверительном интервале, равном 95%. Это означает, что отклонение полученных данных от параметров генеральной совокупности не превысит 6% с вероятностью 95%.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии