Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Каким образом государство пытается выйти из энергетического кризиса? - отвечает председатель правления АО «Самрук-Энерго»

Фото : 11 июня 2008, 12:30

С момента создания в рамках госхолдинга «Самрук» компании «Самрук-Энерго» прошло чуть более года. За это время ей удалось вернуть под контроль государства половину Экибастузской ГРЭС-2, договориться о приобретении 50% угольных разрезов «Богатырь» и «Северный». В планах «Самрук-Энерго» выкуп у частных инвесторов крупной доли Экибастузской ГРЭС-1, а также реализация крупных инвестиционных проектов в электроэнергетике. Каким образом государство пытается посредством молодой компании реформировать важнейшую отрасль экономики Казахстана и выйти из энергетического кризиса? На эти и другие актуальные вопросы сегодня отвечает председатель правления АО «Самрук-Энерго» Ерлан Упушев.

- Ерлан Елемесович, если образно говорить о деятельности «Самрук-Энерго», то невольно на ум приходит библейское изречение о том, что наступило «время собирать камни»… Я имею в виду вашу деятельность по консолидации энергетических ресурсов страны. Этот факт общеизвестен, как и то, что сейчас вся наша отечественная энергетика находится в плачевном состоянии. Что вы собираетесь предпринимать далее?

- Действительно, мы сравнительно молодая компания, и первые наши шаги были направлены на то, чтобы консолидировать все энергопредприятия, полностью или частично принадлежащие государству. К январю 2008 года нам передали акции 10 станций и предприятий. Раньше этими активами управляли Госкомимущество и Минэнерго. Также «Самрук-Энерго» владеет 51% акций строящейся Мойнакской ГЭС. Стратегическая цель «Самрук-Энерго» - создание для электрогенерирующих предприятий таких условий работы, при которых они будут не только стабильно обеспечивать всех потребителей электроэнергией, но и приносить прибыль своему владельцу, то есть государству. Отрадно, что в последнее время отношение государства к своей собственности стало меняться, и приходит понимание того, что государственные энергопредприятия, как, впрочем, и любые другие госактивы, должны приносить доходы и дивиденды.

Однако достижение стратегической цели не представляется возможным, пока в стране не будут решены системные проблемы, накопившиеся в сфере энергетики. Ответственным за их решение «Самрук-Энерго» считает в том числе и себя. Взять, к примеру, вопрос рентабельности. Сейчас прибыльными объектами энергетики являются лишь несколько предприятий. Остальные же пока находятся в тяжелом положении и требуют огромных вложений, как, впрочем, и вся энергетическая отрасль Казахстана. Такая, будем говорить, невеселая ситуация - результат существовавшего длительное время потребительского отношения к энергетике. В любой развитой стране энергетика растет не параллельно с экономикой, а опережающими темпами, чтобы служить прочным фундаментом для развития всех других отраслей. Нашей энергетике нельзя не отдать должного: имея 20-летний запас прочности, в трудное время реформ она вынесла на своих плечах всю экономику страны. Однако сейчас, исчерпав все возможные резервы, она может стать тормозом дальнейшего развития. Поэтому в настоящий момент ключевая задача «Самрук-Энерго» - поднять экономику наших «дочек», сделать их для начала безубыточными. Для этого на каждом нашем предприятии должна вестись нормальная инвестиционная деятельность, должен быть логически выстроен бизнес.

Выстраивая заново наши бизнес-процессы, мы осознали миссию «Самрук-Энерго» как электроэнергетического холдинга. Поэтому как предприятие, принадлежащее государству, только мы можем инвестировать достаточное количество средств в развитие электроэнергетики. На сегодня «Самрук-Энерго» позиционируется как генерирующая компания, которая имеет базовые активы страны и будет строить системные теплоэлектростанции мощностью свыше 1000 МВт и гидроэлектростанции. Но, по-новому взглянув на всю электроэнергетическую отрасль страны, и мы рискнули поставить перед собой глобальные задачи по развитию системных станций мощнее 1000 МВт. На текущий момент суммарная располагаемая мощность генерирующих электростанций в Казахстане составляет порядка 14,5 тыс. МВт. Это уровень, имевшийся еще к 80-90-м годам прошлого века. За последние 20 лет мы не построили ни одной новой станции, не модернизировали существующие, не создавали новые технологии, не воспитывали кадры! Все это время, увы, мы только лишь вырабатывали ресурс, доставшийся нам от СССР.

Между тем все мы должны понимать: технологический рывок страны, о котором все мы мечтаем и который способен вывести Казахстан на принципиально новую планку качества жизни, невозможен без опережающего развития энергетики. Мировой опыт - лишнее тому подтверждение. Все страны, достигшие высокого уровня развития экономики, прежде всего развивали электроэнергетику. План ГОЭЛРО в свое время позволил Советскому Союзу стать одной из великих держав мира. Другой пример: корейское «экономическое чудо» базируется не только на голом трудолюбии корейцев, но на мудрой государственной политике в области энергетики. В Южной Корее доминирующим игроком на энергорынке является госкомпания KEPCO. Ее цели и задачи аналогичны тем, которые сегодня поставлены перед «Самрук-Энерго». К 1985 году KEPCO сумела нарастить совокупную генерацию своих станций до уровня 16,5 тыс. МВт. В последующие 10 лет KEPCO удалось удвоить мощности до 35 тыс. МВт, а к настоящему времени она еще раз удвоила свою генерацию, достигнув показателя в 65 тыс. МВт. Самое интересное, что столь впечатляющий рост был достигнут при импорте всего топлива и металла, ведь в Южной Корее нет ни газа, ни угля, ни урана - да практически никаких природных ресурсов! А у нас все это есть…

- Но ведь та же KEPCO пошла по пути привлечения инвестиций. Из истории этой компании известно, что в 1994 году, на пике строительства новых станций, KEPCO разместила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. И сегодня 49% ее акций находятся в свободном обращении, а 51% принадлежит государству. Сейчас компания стоит $70 млрд., ее ежегодный доход составляет $30 млрд., а ежегодная чистая прибыль - $1,5-2 млрд. В списке журнала «Forbes» она занимает 228-е место, а ее акции участвуют в формировании индекса Доу-Джонса. Разве это не хороший пример для подражания?

- Если нам удастся перевести все наши электростанции хотя бы на уровень рентабельности, то «Самрук-Энерго» сможет выйти на IPO, первичное размещение акций на фондовом рынке. Это позволит нам привлечь более дешевые инвестиционные деньги вместо тех дорогих банковских кредитов, которые мы вынуждены брать сейчас. Для «Самрук-Энерго» повторить путь KEPCO - это пока мечта, но нам всего лишь год. Пока же приходится признать, что отсутствует единое понимание того, как найти золотую середину между размерами тарифов, сохранением социальной стабильности и необходимостью развития электроэнергетики. Как бы в борьбе с инфляцией вместе с водой не выплеснуть ребенка. Однако решение текущих проблем не должно идти в ущерб стратегическим целям развития, к которым в том числе относится развитие электроэнергетики. Ведь в Послании Президента подчеркивается необходимость опережающего инфраструктурного обеспечения основных секторов экономики, в том числе принятие срочных мер по развитию электроэнергетики.

Перед нами стоит задача развивать ядерные, информационные и нанотехнологии, машиностроение, химию и нефтехимию, то есть производства высоких технологий. Но все это требует электричества. Страна, которая пытается развиваться за счет интеллекта своего народа, должна изо всех сил стремиться построить у себя новые надежные источники электроэнергии. Никакие прорывные проекты без электричества неосуществимы. «Самрук-Энерго» это прекрасно понимает, и мы готовы позаботиться об энергобезопасности страны, тем более что такое понимание уже существует и со стороны государства.

- Отечественные энергетики любят сетовать на то, что оборудование в стране изношено и требует замены. На ваш взгляд, так ли страшна проблема, как ее малюют?

- Судите сами. Самым «молодым» станциям в Казахстане уже под 30 лет. Теоретически это тот возраст, когда станция считается старой и ненадежной. Использовать ее невыгодно с экономической точки зрения и опасно с точки зрения энергетической безопасности государства. Тем более с учетом нашего жесткого климата. Последняя построенная в Казахстане электростанция - это Экибастузская ГРЭС-2. В своем нынешнем состоянии она работает уже 18 лет. Алматинская ТЭЦ-2 построена в 1980-х годах. Ей уже 28 лет. Последний, шестой, блок Жамбылской ГРЭС запущен в 1973-м, а первый в - 1967 году. Этой станции уже 40 лет. Сейчас мы пытаемся нагрузить ее, чтобы она работала на полную мощность, но в силу своего возраста станция физически не в состоянии этого сделать. Выход один - это реконструкция и модернизация. Причем подчеркну, что нам надо не просто менять котлы и трансформаторы, хотя это тоже нужно, а смотреть вперед. То есть брать в мире новые технологии и современное оборудование, а не искать дешевое, но морально устаревшее. К сожалению, все это требует привлечения огромных средств, но иначе нельзя, поскольку мы тогда рискуем навсегда остаться на обочине мировой экономики…

- Источники инвестиций являются постоянной головной болью для многих госкомпаний. К примеру, в соседнем Таджикистане в буквальном смысле с помощью народных денег собираются достроить Рогунскую ГЭС. У нас несколько иная ситуация, но, как ни крути, все опять упирается в тарифную политику. Вы поддерживаете мнение руководителей энергокомпаний о необходимости повышения тарифа на отпускаемую электроэнергию?

- Вопросы развития энергетической отрасли и инвестиционная политика в энергетике в большей части зависят от тарифной политики государства. Сегодня в нашей отрасли сложилась парадоксальная ситуация. С точки зрения Закона «Об электроэнергетике» государство не является участником рынка. Все активы - электростанции, передающие и распределительные сети, продажа электроэнергии - распределены между юридическими лицами. С другой стороны, регулирование тарифов привело к тому, что нарушается Закон «О естественных монополиях», в котором сказано, что производство электроэнергии не относится к монопольно регулируемым видам деятельности. Таким образом, государственное регулирование цен на производство и продажу электроэнергии потребителям южных регионов Казахстана, введенное постановлением правительства РК от 3 декабря 2007 г., входит в противоречие с законом. И таких казусов в законодательстве, касающемся регулирования деятельности электроэнергетической отрасли в Казахстане, еще достаточно.

Если существует несоответствие законов и реальности, то через какое-то время наступает кризис. Фактически в Казахстане энергетический кризис уже начался. Для рядового потребителя он пока не так заметен, но крупные и средние предприятия его уже наверняка почувствовали. Особенно в южной энергосистеме, которая обслуживает Алматинскую, Жамбылскую, Южно-Казахстанскую и Кызылординскую области. В этих регионах уже предстоящей зимой могут быть серьезные проблемы со стабильностью энергопоставок. И если отношение государства и общества к проблемам электроэнергетики не изменится, мы с вами рискуем вернуться к свечам. Сейчас Казахстан пришел к тому состоянию, когда энергетика не может поддержать рост экономики без инвестиций. А оправдать инвестиции можно только за счет повышения тарифа. Рост отпускных цен на электроэнергию связан с объективными причинами, не зависящими от действий правительства, АРЕМ, KEGOC или энергетиков. Объективность ситуации в том, что наша страна просто не производит столько электричества, сколько его требуется потребителям. В том же Алматы постоянно растет число компьютеров, холодильников, телевизоров, кондиционеров и другой техники. И даже если бы энергии хватало, у нас нет электрических линий таких мощностей, чтобы передать ее людям. Поэтому сейчас нам прежде всего нужен системный государственный подход к развитию энергетики. Общество должно четко понимать, что без такого подхода у нас не только не будет света и тепла, но и остановится рост экономики. Чтобы избежать всех этих негативных последствий, отрасли нужны инвестиции. Причем следует помнить, что энергетика - это капиталоемкое производство, более того, вложения капитала должны быть долгосрочные.

- Какие проекты АО «Самрук-Энерго» намерено реализовать в ближайшее время? И, поскольку на IPO вы пока не вышли, как вы собираетесь их финансировать?

- Сейчас мы разрабатываем три основных проекта: проект строительства Мойнакской ГЭС на Чарыне, расширение Экибастузской ГРЭС-2 и строительство Балхашской ТЭС. О важности этих проектов говорит тот факт, что они входят в план мероприятий по реализации прорывных проектов, озвученной главой государства в ежегодном Послании.

Экибастузская ГРЭС-2 - это самая молодая станция в Казахстане. Ее второй блок был запущен в строй в 1990 году. Начали строить третий блок, успели поднять фундамент и некоторые строительные конструкции, но на этом работы закончились. Мы намерены использовать оставшиеся фундамент и конструкции для завершения строительства третьего блока. Его мощность - 500 МВт, оценочная стоимость проекта - $600 млн. Начало строительства запланировано на 2009 год.

Для финансирования проекта АО «Самрук-Энерго» намерено прибегнуть к традиционной в энергетике форме проектного финансирования. Стандартная форма требует, чтобы владелец инвестировал в проект минимум 30% собственных средств. Мы сейчас работаем над тем, чтобы снизить этот порог до 20%. Потому что собственных денег у нас почти нет. Мы должны получать прибыль от наших активов, но из-за жестко сдерживаемого тарифа электростанции в Казахстане работают в режиме «день продержаться, ночь простоять». Действующий тариф не позволяет нам откладывать средства на развитие.

В 2009 году мы планируем также начать строительство Балхашской ТЭС. Базовый вариант этого проекта оценивается в $4,7 млрд. Он предполагает строительство четырех энергоблоков по 660 МВт. Общая установленная мощность составит 2640 МВт. В ТЭО заложена возможность строительства еще двух аналогичных блоков, и в конечном итоге совокупная мощность может дойти до 3960 МВт. Решение о расширении станции может быть принято после 2015 года.

Для финансирования и строительства Балхашской ТЭС мы приглашаем частных инвесторов - энергетические компании, которые обладают соответствующим опытом, так как в Казахстане нет достаточного количества квалифицированных специалистов, умеющих строить электростанции. Кроме того, за 20 лет мировая научная мысль ушла далеко вперед. Сегодня самые передовые энергетические установки производят в Японии, Южной Корее, Китае, США, Германии. Поэтому мы полагаем, что нам выгоднее использовать зарубежный опыт, дабы не отстать навсегда.

Кроме финансовой составляющей для нас важны также возможности получения новых технологий и обучения казахстанских специалистов. Это очень больные вопросы. На станции уровня Балхашской ТЭС должна работать как минимум тысяча энергетиков. В Казахстане нет вузов, которые смогут подготовить такое количество кадров. Более того, наши институты не владеют технологиями, на которых работает весь остальной мир. Никто из казахстанских энергетиков никогда не сталкивался с оборудованием, произведенном хотя бы в 2000 году! Что уж говорить о технологиях 2008 года. Поэтому мы должны договориться с партнером о возможности практики наших ребят на станциях, где используется такое оборудование.

- В последнее время начала поступать информация о том, что АО «Самрук-Энерго» намерено вернуть под управление государства деятельность Усть-Каменогорской и Шульбинской ГЭС в Восточном Казахстане. Насколько это правомерно, ведь эти станции переданы в концессию американской AES?

- Да, формально две эти ГЭС находятся под управлением AES. Но мы знаем, что американская компания не выполняет взятых на себя обязательств по поддержанию работоспособности станций и инвестированию средств в их развитие. Договоры о долгосрочной аренде двух этих станций между AES и правительством Казахстана были подписаны в 1997 году. Все это время, используя недочеты договоров, компания АES делала попытки вывести станции из госсобственности. И такой риск остается. В этом случае нам достанутся «пустые» акции, не подкрепленные ни деньгами, ни имуществом. Сейчас мы изучаем юридическую сторону вопроса и, скорее всего, будем судиться с AES, чтобы вернуть активы под контроль государства. Причины судебного иска просты: вопреки условиям контрактов управляющая компания не вкладывает деньги в эти станции и не занимается модернизацией производства.

- Что вам даст получение контроля над иртышскими ГЭС?

- Мы выполняем свою основную задачу: как акционерное общество мы должны приносить дивиденды своим владельцам. Иртышские ГЭС генерируют миллиарды тенге доходов, но государство не получает от них ни копейки. Это прямое нарушение прав собственника. Поэтому мы обязаны бороться за эти станции. Мы хотим сами распоряжаться прибылью, которую они приносят. Холдингу «Самрук-Энерго» нужны деньги, чтобы строить новые электростанции, и это будет дополнительный источник финансирования наших проектов. Кроме того, у этих ГЭС есть резервы увеличения мощности, а значит, резервы повышения эффективности и доходности. Для этого станции необходимо модернизировать. К примеру, установка более совершенных турбин позволит увеличить доходность ГЭС сразу на 10-15%.

Рядом с Шульбинской ГЭС мы хотим построить контррегулятор - Булакскую ГЭС. Установленная мощность Шульбинской ГЭС - 600 МВт, а располагаемая - всего 270 МВт. Такой разрыв связан с тем, что воду из плотины можно сбрасывать только небольшими объемами, иначе она начинает разрушать русло реки. Контррегулятор, предотвращающий разрушение русла, даст возможность получать дополнительно 432 МВт пиковой мощности. А пиковая мощность, по условиям работы оптового рынка электроэнергии, продается в несколько раз дороже, чем базовая, так как она позволяет сохранять стабильность энергосистемы страны при скачках мощности. Так что активы мы консолидируем, поверьте, не для галочки.

- О чем бы вы хотели сказать в заключение нашей беседы?

- Долгие годы мы не экономили электроэнергию, зато экономили на электроэнергетике. Это уже приводит к тому, что страна постепенно садится на голодный энергетический паек. Поэтому необходимо в корне менять отношение к профессии, к отрасли, которая является базовой для всей экономики. Государство пришло к пониманию, что оно не может оставаться в стороне от проблем электроэнергетики и всецело полагаться на частных инвесторов. Руководство страны выбрало единственно верную стратегию: объединить государственные генерирующие активы, чтобы наладить управление ими и обеспечить ввод новых мощностей. Для этого в составе холдинга «Самрук» и было образовано АО «Самрук-Энерго». Для всего нашего коллектива возложенные на нас задачи стали делом первостепенной важности. Впереди непочатый край работы, и надо просто много работать, причем всем вместе, поскольку это касается каждого…

Марат Серикбаев


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии