Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Школа в тумане

Фото : 12 июня 2008, 15:05

Непрозрачность механизмов финансирования и реформирования образовательной сферы не позволяет создать в Казахстане эффективную систему школьного обучения

Вначале июня Министерство образования инауки Казахстана предложило правительству изменить с2009года систему единого национального тестирования (ЕНТ), отделив вступительные экзамены отвыпускных. При этом глава министерства Жансеит Туймебаев сослался напожелания учеников иихродителей: «Большинство изних хотят, чтобы ихдети сдавали экзамены попрофильным предметам», -заявил министр.

Пятилетняя эпопея сЕНТ оказалась безрезультатной. Вместо объективной системы оценки уровня подготовки школьников мыполучили запутанный икоррупционный механизм. Многочисленные ошибки впрограммном обеспечении, путаница впроцессе проведения ЕНТ, некорректно сформулированные задания тестов подорвали доверие кнациональному тестированию.

История сЕНТ стала своеобразной лакмусовой бумажкой, демонстрирующей неэффективность государственной политики вобласти образования. Несколько лет работы над системой ЕНТ несмогли превратить еевработоспособный механизм. Тожесамое происходит срядом других инициатив всфере образования. Компьютеризация школ, строительство новых образовательных учреждений, подготовка педагогических кадров -все госпрограммы втой или иной степени буксуют. Вомногом проблемы порождаются несовершенным механизмом финансирования сферы образования. Речь идет как онедостаточном объеме выделяемых средств, так инеэффективном освоении этих денег.

Местные несправятся

Может показаться, что школам неприходится жаловаться набедность. С2000года государственные расходы наобразование выросли всемь раз вноминальном выражении иприблизительно втри раза вреальных числах -с71,9 млн до455,2 млн тенге. Рост расходов позволил открыть двери новых школ инесколько повысить зарплаты учителей (с2005года они ежегодно повышаются всреднем на30%). Так, программа развития сельских школ «Ауыл Мектебi» помогла оптимизировать среднее образование населе, где большое количество школ было закрыто или недоукомплектовано из-за массовой миграции вгорода. Врезультате около 140сел получили новые школы, включая интернаты, хотя потребности, конечно, небыли удовлетворены полностью. Нонебыли решены проблемы работающих учебных заведений. Помнению Международного института современной политики (Алматы), перенос основной нагрузки расходов наобразование (около 80%) среспубликанского наместные бюджеты препятствует эффективному решению инфраструктурных проблем образования (напомним, что местные бюджеты отвечают завыплату зарплат инекоторые другие текущие расходы -библиотечный фонд, ремонт итак далее. Госбюджет финансирует программы развития).

Согласно цифрам правительства, из8тыс. работающих вРКшкол около 200пребывают ваварийном состоянии, около 2тыс. школ требуют капитального ремонта. Дефицит ученических мест составляет примерно 500тыс. единиц, что непозволяет пока отказаться отдвух— итрехсменного обучения.

Стратегия государства предполагает строительство новых учебных заведений. Однако просто построить школы мало. Как отмечает руководитель проекта бюджетной прозрачности вфонде «Сорос-Казахстан» Жанибек Хасан: «Вопрос остается: кто будет работать вэтих 100школах? Проблема недостатка профессиональных учительских кадров, миграции изсел вгорода, перехода педагогов изшкол вбизнес-структуры оставляет немного шансов нато, что эти рабочие места будут заняты квалифицированными учителями. Ксожалению, эта сторона проблемы неполучает пока должного внимания. Ктому жекачество новых зданий школ -это тоже вопрос, заслуживающий отдельного внимания. Многие школы, построенные впоследние годы, плохого качества».

Слишком далеко отБолоньи

Примерно такая жеситуация сложилась испроектом поразвитию вшколах информационных технологий. Еще в2001году было объявлено ополном завершении компьютеризации школ -но, посообщениям изразных регионов, тогда значительная часть средств была растрачена непоназначению. Поэтому в2007−м правительством было повторно объявлено обобеспечении школ компьютерами. Следующий этап -подключение школ кИнтернету ивнедрение интерактивных досок, позволяющих проводить мультимедийные уроки, втом числе через Интернет -также вызвал скептицизм уэкспертов. «Пропускная способность школьного Интернета мала, аинтерактивные доски оказались несовсем продуманной инициативой, поскольку педагоги наместах должны сами разрабатывать для них программное обеспечение иконтент, апроведение одновременных уроков через Интернет невозможно из-за узости интернет-канала вшколах», -говорит г-нХасан.

Еще одна болезненная тема вКазахстане -это учебники. Эксперты, родители ичиновники признают, что далеко невсе учебные пособия, разработанные вКазахстане, можно назвать качественными. Ирина Халелова изобщественного родительского комитета говорит, что книги написаны либо сложным языком, малопонятным для школьников, либо сбольшим количеством ошибок иопечаток. Разработка национальной базы учебников действительно является вопросом интеллектуальной независимости суверенной страны. Нопроцесс создания учебников остается непрозрачным навсех этапах производственного цикла -отбора авторов, экспертизы книг итендеров поихвыпуску, считает глава центра анализа образовательной политики Сауле Каликова изфонда «Білім».

Среди прочих проблем одной изважнейших является недостаток ученических мест ипедагогических кадров. Ожидалось, что уже внынешнем году Казахстан перейдет ктрехступенчатой модели обучения школьников (4года начальной школы, 6лет среднего образования и2года специализированного обучения). Это позволило быприблизить национальную систему образования кевропейским стандартам, стать нашаг ближе кБолонскому процессу. Ноеезапуск был отложен нанеопределенный срок. Пословам Галины Самотокиной, замглавы департамента образования мэрии Алматы, одна изглавных проблем -все тот жедефицит ученических мест. «Кроме того, отсутствует госстандарт 12−летнего образования, новое содержание, учебные материалы, методология», -говорит она. Педагогические вузы республики еще неначинали подготовку кадров, которые должны работать поновой модели -попримерным подсчетам, спереходом надвенадцатилетку стране понадобится до20тыс. новых учителей.

Дорогое бесплатное образование

Но, пожалуй, самая большая проблема казахстанских школ -недостаточное финансирование. Несмотря наформальный рост госрасходов наобразование, в1991году они составляли 6,5% отВВП республики, ассередины 1990−х непревышают 3,5%, изкоторых, поданным Всемирного банка за2005г., около 0,1% ВВП тратится наначальное образование иеще примерно 2,2-2,5% -насреднее. Минимальный стандарт для стран Организации экономического сотрудничества иразвития (ОЭСР) составляет около 6%.

Скудные бюджеты школ инизкая зарплата учителей, составляющая сегодня при всех повышениях около 300долларов вмесяц, провоцируют коррупцию, низкую мотивацию педагогов, утечку мозгов изэтой отрасли. Запоследние годы власти предпринимали меры для борьбы сдобровольно-принудительным сбором средств сродителей учеников внепрозрачные фонды школ, однако практика остается, подрывая, помнению г-жи Халеловой, принцип гарантированного законом бесплатного среднего образования.

Госпрограмма предполагает до2010года увеличение финансирования образовательных учреждений. Сучетом нынешних финансово-экономических сложностей эти планы остаются под вопросом. Втожесамое время даже эти ресурсы, которые государство выделяет сегодня наобразование, могли быиспользоваться более качественно. Неслучайно вотчетах Программы развития ООН отмечается, что другие главные препятствия реформе образования вКазахстане помимо слабых госинвестиций -это неадекватные навыки управления истратегического планирования.

Такого жемнения придерживаются вПрограмме обеспечения бюджетной прозрачности фонда «Сорос-Казахстан» -несмотря напостоянное увеличение государственных расходов наобразование, уровень образования продолжает неуклонно падать. Главная причина, пословам Жанибека Хасана, неэффективное использование выделяемых средств. Это втом числе непрофессиональное планирование бюджетов навсех уровнях -отшколы дообласти -без надлежащего мониторинга, анализа нужд ирасходов, нетранспарентность впринятии бюджетов иособенно переводе денег врегионы и, вконечном счете, вшколы, атакже сомнительный процесс расходования средств, из-за чего, посути, невозможно отследить движение денег.

Пока небудет решена проблема прозрачности финансирования образовательной сферы, невозможно рассчитывать инарешение прочих проблем казахстанской школы. Ирешение этой проблемы (как ибюджетной прозрачности вцелом) зависит отналичия политической воли угосударства. Пока еенебудет, можно принимать какие угодно программы поразвитию школ, нотолку отних будет небольше, чем отЕНТ.

Адиль Нурмаков, Кандидат политических наук, исполнительный директор Центра изучения конкурентоспособности


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии