Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Омурзак Тусумов: - "Случайных ДТП не бывает"

Фото : 13 июня 2008, 11:45

Случайных ДТП не бывает

Начались летние школьные каникулы — долгожданное время отдыха наших детей. Но у родителей и полицейских забот прибавилось. Многие дети, конечно, поедут отдыхать в лагеря, оздоровительные центры или на свежий воздух к бабушке в деревню, но некоторая часть детей останется в городах и не устоит от соблазна покататься на велосипеде по проезжей части или вообще на спор перебежать дорогу... Как уберечь ребенка, научить безопасному поведению на дороге? Об этом мы сегодня беседуем с председателем Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан полковником полиции Омурзаком Тусумовым.

— Господин полковник, как часто наши дети попадают в дорожные несчастья?

— Ежегодно на дорогах страны погибают около 300 детей, более двух тысяч получают ранения в результате дорожно-транспортных происшествий. С начала этого года в 434 дорожно-транспортных происшествиях погибли 42 и получили ранения 437 детей. В сравнении с прошлым годом количество ДТП с участием детей уменьшилось на 12,9 %, число погибших и раненых детей также снизилось соответственно на 28,8 % и 10,8 %.

Вместе с тем рост числа ДТП с участием детей допущен в Павлодарской (+ 200 %), Костанайской (+ 86,7 %), Атырауской (+ 40 %) и Восточно-Казахстанской (+ 24,1 %) областях. В два раза возросла смертность детей в ДТП в Атырауской, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях.

Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что в подавляющем большинстве (73 %) жертвами дорожных трагедий по собственной вине становились дети школьного возраста. Причем почти половина из них (49,2 %) — это учащиеся начальных классов. Обращает на себя внимание увеличение на 47,6 % (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) количества пострадавших в ДТП детей в возрасте до семи лет. При этом около 60 % детей этой возрастной категории в момент совершения ДТП находились без сопровождения взрослых. По времени суток наиболее часто дети становились жертвами ДТП с 8 до 12 часов (28 % ДТП) и с 14 до 18 часов (27 % ДТП).

— Каковы основные причины таких дорожно-транспортных происшествий?

— Подавляющее большинство ДТП с участием детей (75,8 %) зарегистрировано по вине водителей транспортных средств, а каждое четвертое дорожное несчастье происходит по вине самих юных пешеходов.

Анализ показывает, что высокая степень травматизма и смертельных исходов отмечается у детей-пешеходов, которые не соблюдают правила дорожного движения (переход проезжей части в неустановленном месте, неожиданное появление из-за транспортных средств и других объектов, игра на проезжей части и другое), в большинстве случаев по их незнанию и неумению применять имеющиеся знания.

Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в два раза чаще. В отличие от взрослых, у детей снижено чувство собственной безопасности.

Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям (впрочем, как и взрослым) свойственна коллективная ориентация. Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает чувство «вести себя так же, как и другие». Поэтому все мы, взрослые, в ответе за поведение детей на дороге.

— Омурзак Толеуович, какие меры, направленные на снижение количества дорожно-транспортных происшествий, принимает дорожная полиция?

— Подразделениями дорожной полиции проводится определенная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Заслуживает внимания опыт ДВД города Алматы, где разработана и реализуется программа «Детская безопасность», благодаря которой удалось значительно снизить количество ДТП с участием детей вблизи детских общеобразовательных учреждений.

Для этого на пешеходных переходах у школ проведены мероприятия по изменению существующих технических средств регулирования. Светофор дополнительно оборудован табло с бегущей строкой в виде силуэтов пешеходов. При разрешенном сигнале светофора для детей включается табло с бегущей строкой, которая дополнительно информирует водителей о переходе улицы детьми. На подходах к переходу установлены предупреждающие дорожные знаки «Внимание, школа!» и «Осторожно, дети!», которые выполнены на желтом фоне из высокоэффективной светоотражающей алмазной пленки. Знаки продублированы дорожной разметкой желтого цвета. Вдоль проезжей части установлены турникеты, которые ограничивают самовольный выход на дорогу детей и выводят их под таким углом, чтобы дети увидели приближающийся транспорт и смогли оценить дорожную ситуацию.

Актуальными в процессе воспитания, образования и информирования населения по настоящее время остаются методы работы, основанные на проведении бесед и лекций по пропаганде безопасности дорожного движения. Для этих целей за каждой школой закреплен сотрудник дорожной полиции, который два раза в месяц проводит такие занятия. Кроме того, занятия по БДД инспекторским составом проводятся и в детских дошкольных учреждениях. В прошедшем учебном году в этих целях проведено свыше 36 тысяч бесед и лекций.

В преддверии школьных каникул с 12 по 17 мая в республике прошло оперативно-профилактическое мероприятие «Внимание, дети!». Совместно с представителями дорожных и коммунальных служб проведены обследования прилегающей к общеобразовательным учреждениям территории на предмет обустройства пешеходных переходов необходимыми дорожными знаками, дорожной разметкой, пешеходными ограждениями и другими техническими средствами регулирования дорожного движения. Проведен ряд других мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Стало традиционным проведение совместно с органами образования Дней юных пешеходов, специализированных мероприятий «Посвящение первоклассников в пешеходы», других различных конкурсов.

Ведется работа по оборудованию в школах классов и автоплощадок по БДД.

С 2001 года по нашей инициативе возродилось движение юных инспекторов. Основные задачи деятельности ЮИД — это пропаганда Правил дорожного движения среди детей и подростков, предупреждение детского травматизма на дорогах.

Если в советское время почти в каждой школе были различные специализированные формирования (например, «Юные друзья милиции» и тому подобное), то сейчас такая форма работы сохранена только в отношении юных инспекторов движения. По итогам 2007 года движение ЮИД насчитывает 5 250 отрядов и охватывает 75,5 % общеобразовательных школ.

Необходимо отметить, что такая форма работы с детьми оказывается наиболее эффективной в профилактике ДДТТ.

Ежегодно проходят районные (городские), областные и республиканские слеты ЮИД. В этом году республиканский слет юных инспекторов движения пройдет в Актау, в нем впервые примут участие команды ЮИД из ближнего зарубежья — Армении, России и Таджикистана. Необходимо отметить, что наши юидовцы участвовали в нескольких международных форумах. В прошлом году юные инспекторы движения Астаны выступали в Межгосударственном слете ЮИД стран СНГ, в этом году отряд ЮИД из Алматы участвовал в региональных российских соревнованиях в Липецке, команда Северо-Казахстанской области — в Тюмени. Победители прошлогоднего республиканского слета — юидовцы Мангистауской области — готовятся к участию в III Межгосударственном слете ЮИД стран СНГ, который пройдет в Ростове-на-Дону с третьего по одиннадцатое июня.

— Изучаются ли Правила дорожного движения в школе?

— Вы знаете, это большая проблема. Согласитесь, что не каждый ученик, окончив школу, станет знаменитым химиком или математиком, а вот пешеходами мы становимся практически с рождения. А ведь в Казахстане нет ни одного учебного пособия по ПДД, рекомендованного органами образования. Тогда как в соседней России в каждом регионе свои учебники, одобренные министерством образования.

В соответствии с поручением Главы государства, данным на заседании Совета безопасности Республики Казахстан от 13 ноября 2006 года, Министерство образования и науки совместно с министерствами внутренних дел и здравоохранения рассмотрели вопросы включения в государственные стандарты среднего общего образования обязательных программ изучения Правил дорожного движения, обучения вождению автомототранспорта и оказания неотложной медицинской помощи. Подписан совместный приказ, и уже с нового учебного года школьники будут изучать Правила дорожного движения по новой программе.

Остро стоит вопрос по выпуску методической литературы для учителей, преподающих ПДД. Ведь не секрет, что многие учителя до сих пор считают, что «автобус нужно обходить сзади, а трамвай спереди». Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и происходит наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в Правилах движения транспорта и пешеходов в 1958 году! Но и тогда обходить эти транспортные средства разрешалось только в установленных для пешеходов местах.

Чтобы не происходило таких казусов в преподавании ПДД, необходимо проводить занятия для таких преподавателей на курсах повышения квалификации педагогических работников, а учитывая постоянно возрастающий уровень автомобилизации нашей страны, необходимо готовить таких специалистов и в педагогических вузах и колледжах.

— Мы говорили о том, как обучают Правилам дорожного движения в школах, что делают дорожные полицейские в этом направлении. Но есть еще и родители, которые играют немаловажную роль в воспитании безопасного поведения на улице.

— Безусловно, родители — это первые учителя и наставники своих детей. Поэтому несколько практических советов для них.

На улице крепко держите ребенка за руку! Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не замечая идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

Если Вы купили ребенку велосипед, помните, что по законодательству Республики Казахстан управление велосипедом по дорогам разрешено с 14 лет, мопедом — с 16 лет. Однако вряд ли в 14 лет ребенок осознает всю ответственность, обладает определенными способностями и достаточными психофизиологическими качествами для самостоятельных поездок в городских условиях. Поэтому прежде всего определите вместе с ребенком наиболее безопасные места, где он будет кататься на велосипеде. Объясните элементарные правила дорожного движения для велосипедистов.

И помните: случайных ДТП не бывает!

Беседу вела Ирина ЛУКЬЯНИНА,

пресс-группа Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии