Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Профилактика криминала и эффективность права

Фото : 16 июня 2008, 12:17

Профилактика криминала и эффективность права

Сохраняющийся в последнее десятилетие достаточно высокий уровень преступности препятствует социальным, экономическим и политическим реформам. Не случайно борьба с криминалом из функции правоохранительных органов давно превратилась в важную общегосударственную задачу. Решение ее, безусловно, потребует не только совершенствования организационных мер, но и законодательной базы. Об этом направлении деятельности мы беседуем с депутатом Мажилиса Парламента Рамазаном САРПЕКОВЫМ.

— Борьбе с преступностью было посвящено недавнее заседание президиума парламентской фракции Народно-демократической партии «Нур Отан» с участием представителей Верховного суда, Генеральной прокуратуры, министерств юстиции и внутренних дел, финансовой полиции, таможенных органов. Все выступавшие представляли собственное видение путей профилактики и борьбы с преступностью, я же сегодня хочу представить свое.

В первую очередь, полагаю, необходимо пересмотреть саму концепцию определения составов преступлений в Уголовном кодексе. Законодательство должно идти, как говорится, «в ногу со временем». Сегодня в связи с социально-экономическим развитием нашей республики и других стран появляются новые виды преступлений и способы их совершения, у некоторых противоправных деяний увеличивается или, наоборот, уменьшается степень общественной опасности.

Концепция правовой политики государства направлена прежде всего на гуманизацию уголовного законодательства. С учетом этого возникает вопрос декриминализации ряда составов преступлений небольшой и средней тяжести и перевода их в разряд административных правонарушений.

Для примера возьмем такое правонарушение, как обман потребителей. Уголовная ответственность за него предусмотрена, если эти действия совершены в значительном размере. Также предусмотрен квалифицирующий состав за совершение в крупном размере. При этом в значительном размере признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей третью часть месячного расчетного показателя, в крупном размере — в сумме не менее трех месячных расчетных показателей. Однако если перевести это в конкретные деньги, то получается, что за 390 тенге можно привлекать к уголовной ответственности, а за 3 504 тенге человека реально лишить свободы на срок до двух лет. Налицо несовместимость преступления и ответственности за него.

К сожалению, важность декриминализации уголовного законодательства не всегда учитывается при разработке нормативных правовых актов. Так, в Мажилис поступают законопроекты, усиливающие уголовную ответственность за некоторые виды и составы преступлений. Но при этом не представляются реальные обоснования предлагаемым санкциям, основанные на научно доказанных выводах и статистических данных. А ведь ужесточение ответственности за то или иное преступление должно быть обусловлено определенными обстоятельствами, такими как отсутствие профилактического воздействия видов и размеров санкций, рост преступности.

Следует учитывать, что ужесточение наказания не всегда может быть эффективным и целесообразным методом борьбы с преступностью. Иногда надо видеть проблему не в санкции, а в диспозиции соответствующих статей Уголовного кодекса.

— То есть вы считаете, что в дальнейшем никоим образом нельзя ужесточать ответственность правонарушителей, или есть исключения?

— Да, по некоторым криминальным проявлениям, напротив, встает необходимость разработки отдельных составов преступлений или дополнения санкций. В настоящее время в Мажилисе рассматривается законопроект о противодействии бытовому насилию. Концепция документа, направленная на профилактику, искоренение, устранение фактов бытового насилия и защиту его жертв, поддерживается всеми. Его принятие может положительно повлиять на социально-психологическое состояние общества, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня преступности и предотвращению преступлений.

Между тем разработчики не учли то обстоятельство, что проблема противодействия бытовому насилию не может быть решена в рамках одного проекта закона, без внесения поправок в сопутствующие законодательные акты. К тому же редакция внесенного документа носит декларативный характер, никак не воплощается в конкретных правоотношениях и создает тем самым пробел в правовой базе.

Здесь необходимо напомнить, что Глава государства в своем выступлении на расширенном заседании Политсовета Народно-демократической партии «Нур Отан» отметил, что в Парламенте должно быть критическое рассмотрение законопроектов с участием членов Правительства. И эта критика должна быть очень суровой и жесткой ради качества принимаемых законов.

— Какие наиболее существенные нововведения в законодательстве, среди намеченных, стоит выделить особо?

— Как известно, в министерствах и ведомствах сейчас на согласовании находится законопроект, разработанный институтом законодательства и предусматривающий установление уголовной ответственности юридических лиц. Этот вопрос дискуссионный и требует особого подхода. Полагаю, что при установлении уголовной ответственности юридического лица должны быть четко определены составы преступлений, по которым они могут быть привлечены к ответственности. Кроме того, неопределенность норм, применяемых в отношении юридического лица, в свою очередь, создаст условия для совершения коррупционных правонарушений и произвольного логического казуального толкования применения норм при каждом факте возбуждения уголовного дела.

— Вы уже отмечали, что законодательство должно «идти в ногу со временем». Какие виды правонарушений наиболее актуальны в наше время?

— Одним из таких является легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем. На сегодня в Казахстане отсутствует достаточный опыт борьбы с данным видом преступлений. Это объясняется и сложностями процесса доказывания, и совершенствованием криминального опыта, приспособления к новым условиям. Деятельность по легализации становится профессиональной, появляются банкиры, бухгалтеры, юристы, не связанные с криминальным миром, но выполняющие за определенные вознаграждения функции по сокрытию источников доходов и последующего вложения их в легальный бизнес, финансовые институты, «отмывающие» деньги. При этом перечисленные лица чаще всего избегают ответственности за свои деяния, поскольку действующая норма статьи 193 Уголовного кодекса к ним трудно применима.

Второй острый вопрос — обманутые вкладчики банков, других финансовых организаций, а также дольщики строительных компаний. Последняя проблема наиболее серьезно проявилась в Астане и Алматы. Причина увеличения количества подобных преступлений видится, прежде всего, в наличии «лазеек» в законодательстве, регулирующем долевое строительство и банковскую деятельность.

— В Послании народу Казахстана Глава государства обратил особое внимание на профилактику преступлений. Что делается в республике по выполнению наказов Президента?

— Конечно, легче предотвратить болезнь, чем лечить. Профилактика правонарушений у нас поставлена слабо, хотя существует целый ряд соответствующих программ. Очевидно, назрела необходимость расширения законодательной базы использования следственных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом, непосредственно направленных на предупреждение готовящихся преступлений и пресечение преступлений на стадии покушения. Полагаю целесообразно инициировать поправку в статью 204 УПК, заменив право следователя на внесение представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений на его обязанность. Профилактическая работа должна быть не правом, а прямой обязанностью следователя.

Согласно Посланию Президента разрабатывается проект закона о профилактике правонарушений. Думаю, что в нем будут максимально охвачены все возможные меры в данной области.

Существенную роль в профилактике преступлений и недопущению рецидивов среди несовершеннолетних, без сомнения, сыграют ювенальные суды. В настоящее время в стенах Мажилиса рассматривается законопроект, определяющий категории дел, которые будут рассматриваться созданными судами.

В заключение хотелось бы подчеркнуть важность постоянного совершенствования как организационных, так и законодательных методов борьбы с преступностью, причем план законопроектных работ на соответствующий год не стоит делать неким ограничителем. Идеи модернизации нормативно-правовой базы должны составлять синтез идей из практики, начиная от предложений рядовых специалистов и выводов ученых, ведущих исследователей до применения зарубежного опыта.

Максут ШАРИПОВ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии