Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Пошли в шопинг. На казахстанском рынке ретейла в изобилии хамство и невежество

Фото : 16 июня 2008, 16:52

На казахстанском рынке ретейла в изобилии хамство и невежество

Казалось бы, рынок розничной торговли в Казахстане крепчает из года в год. Но в силу ряда объективных и субъективных причин он не представляет большого интереса для иностранных компаний. Вместе с тем участники нашего рынка позволяют себе роскошь нарушать основные принципы ретейла, пренебрегая интересами главного источника своих доходов - покупателей. Давайте подробнее рассмотрим, с какими проблемами может столкнуться (да и сталкивается ежедневно) покупатель, отовариваясь в том или ином торговом центре.

Парковка

Это первая трудность. Во-первых, не всегда есть место, куда припарковать свой автомобиль, потому что в городе уже не осталось свободных метров. К тому же торговые центры почти не уделяют внимания как самим парковочным зонам, так и тем, кто их обслуживает. Не секрет, что работники наших парковок, мягко говоря, шокируют. Первым делом вы должны дать им копеечку, чтобы вашу машину стерегли. Но есть масса фактов, когда машину обворовывали и даже угоняли с таких стоянок. Проводились даже эксперименты с целью закрыть подобные парковки (безуспешно). А сторож только руками разводит: какая-машина-ничего-не-видел! Конечно, можно и не давать денег. Но тогда будьте уверены, что вашу машину, как минимум, поцарапают или что-нибудь у нее открутят.

Камера хранения

Все свое драгоценное мы носим с собой. Иногда это больше, чем может вместить дамская сумочка.

Любой супермаркет предлагает нам сдать вещи в камеру хранения, которая расположена рядом со входом в торговый зал. Но и здесь есть камни преткновения. Ни одна администрация ни одного торгового центра не несет ответственности за оставленные вами вещи. Это значит, что если они пропадут из шкафчика, то виновных вы вряд ли найдете. Дело в том, что не все торговые центры могут позволить себе ящики, закрывающиеся на ключ. Поэтому часто на посту охранника стоит щупленькая ключница-уборщица. Но разве она запоминает лица и номера шкафчиков? И какая ей разница, кто какой шкафчик откроет и какую сумку возьмет? А если есть у шкафчика один ключик, то есть и запасной - вдруг вы потеряете оригинал?

Некоторые супермаркеты предупреждают своих посетителей: если вы забыли свои вещи в камере хранения, то каждый день в определенный час производится смотр всех ящиков. А вещи свои вы можете забрать только на следующий день. При этом, повторимся, за сохранность их никто не несет ответственности. Напрашивается только один вывод.

Хочется предупредить читателей, с чем еще вы можете столкнуться, оставляя вещи в камере хранения. У ключниц оклад маленький. Порой они скромно просят вас заплатить за хранение вещей.

Торговый зал

Вы входите в торговый зал под пристальным взглядом сотрудника службы безопасности. Если вы не оставили ваши вещи в камере хранения (на что вы имеете абсолютное право), то вам обязательно сделают замечание. Бывают случаи, когда особо исполнительный охранник нагрубит вам, попытается не впустить вас на свою территорию и даже устроит за вами слежку до самой кассы. Будьте готовы, что вас обвинят в воровстве.

Обычно в торговом зале трудно отыскать продавца, чтобы вам помогли с выбором. Чаще всего о товаре вы знаете больше, чем сами консультанты. Но удивляет другое. Как-то раз мой друг отоваривался в одном из гипермаркетов Алматы. В процессе выяснилось, что одной тележки ему мало. Тогда он попросил первого попавшегося работника зала прикатить ему вторую тележку. Ответ был весьма неожиданным: «Я не хочу этого делать».

Сотрудник одного из гипермаркетов Алматы честно признается, что нет определенных норм по расстановке товаров на полках и по расстоянию между стеллажами, поэтому площадь расходуется по максимуму. Благодаря этому покупатели частенько что-то задевают, роняют, разбивают. За испорченный товар их заставляют платить. Сами менеджеры гипермаркетов утверждают, что такие действия в отношении покупателей недопустимы. Но мы-то об этом не знаем.

Касса

Этот этап шопинга тоже полон неожиданностей. Каждая кассирша знает свои права, но с трудом назовет свои обязанности, главная из которых - с уважением относиться к покупателям.

Но не о собственном достоинстве приходится волноваться, стоя на кассе. Здесь вам могут дважды пробить один и тот же товар, рассчитывая на то, что вы не возьмете чек, а взяв, не станете сверять его с вашей корзиной покупок. Кроме того, на кассе вам могут не пробить какой-то товар. Тогда «сигнальные ворота» обязательно сработают, и вас тут же обвинят в воровстве и заставят заплатить за товар вдвое больше, чем он стоит. Либо пригрозят полицией.

Господа, обязательно берите чеки, проверяйте их и сохраняйте. Иначе вы не сможете доказать факт покупки, если вдруг вам придется возвращать товар.

Не забывайте, что кассиры и охранники действуют в тандеме. Так что если вы не понравились охраннику, то ждите сюрпризов. Вас могут незаконно задержать, обыскать, применить силу, при этом откажут во встрече с менеджером.

В идеале

По сути своей, рынок ретейла должен быть направлен на массового потребителя, то есть на нас с вами. Долгое время этот рынок существовал в идеальных условиях, когда на фоне слабой конкуренции как на дрожжах росло благосостояние граждан и их покупательная способность. Но сейчас, в непростую годину, покупатель стал осторожнее в своих тратах и требовательнее к сервису. А представители этого рынка, вместо того чтобы улучшать качество обслуживания покупателя (как главного источника финансирования), его же, по существу, гнобят и травят.

Теоретики рынка говорят, что успех ретейла зависит от места расположения, ассортимента и цены. А немногочисленные практики настаивают, что в первую очередь - от довольного покупателя и качества обслуживания. Но в нашей стране это зависит от самого покупателя.

Советы

Юристы утверждают, что наименьшее количество дел, с которыми они сталкиваются, - это дела о правах потребителя. Причина простая: народ не знает своих прав и боится выступить против кого-то.

Правоведы настаивают, что каждый на зубок должен знать телефон Союза потребителей Казахстана. Эксперты этой организации по первому звонку выезжают на место инцидента. Второй номер - это полиция. И, как показывает практика, работники супермаркетов предпочитают не связываться с этими структурами, заведомо зная, что экспертизу и ложный вызов оплатит не покупатель, а магазин из зарплаты своих сотрудников.

Второй совет, который дают нам юристы: выучить наизусть, как алфавит, права потребителя. Нарушение наших прав происходит именно потому, что мы предпочитаем быть униженными, смиренно заплатить, если этого потребуют, только бы нас отпустили.

Алина БЕКИРОВА, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии