Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Надзорная коллегия Карагандинского областного суда признала незаконным доначисление налогов компании «Арселор Миттал Темиртау»

Фото : 20 июня 2008, 10:30


Караганда. 19 июня. "Казахстан Сегодня" - Сегодня надзорная коллегия по гражданским делам Карагандинского областного суда оставила без изменения решение апелляционной коллегии от 4 апреля 2008 года, которым признается незаконность доначисления налогов компании "Арселор Миттал Темиртау".

Решение огласил председатель областного суда Мухамеджан Пакирдинов: "решение аппеляционной коллегии оставить без изменений".

Нурлан Рахметов - председатель налогового комитета Министерства финансов РК в интервью журналистам сказал, что с решением суда они не согласны и будут оспаривать его в Верховном суде.

Как сообщалось ранее, налоговый комитет по городу Темиртау, проведя проверку предприятия АО "Арселор Миттал" за 2002 - 2005 годы, выявил, что предприятие не доплатило государству налогов в виде корпоративного подоходного налога в сумме 100 миллиардов тенге. Налоговый комитет обязал "Арселор Миттал" выплатить эту сумму в бюджет.

Руководство предприятия не согласилось с выводами проверки налогового комитета и подало иск в суд. Межрайонный экономический суд Карагандинской области от 1 февраля 2008 года вынес решение в пользу налогового комитета. Но юристы предприятия успели подать апелляционную жалобу в областной суд до вступления решения районного суда в законную силу.

При этом каждое обращение компании "Арселор Миттал" в суд обходилось в 500 миллионов тенге.

Коллегия областного суда 4 апреля 2008 года вынесла решение: решение межрайонного экономического суда от 1 февраля 2008 года отменить, иск компании "Арселор Миттал" удовлетворить. Суд также постановил вернуть из местного бюджета госпошлину в сумме более 1,5 миллиарда, выплаченную компанией "Арселор Миттал".

Выступление на заседании Председателя НК МФ РК Рахметова Н.К.

Уважаемые господа судьи!

Я хотел бы на сегодняшнем заседании высказать позицию руководства Налогового комитета Министерства финансов, которое считает, что рассматриваемый сегодня вопрос имеет важное и системное значение как для налоговой службы, так и в целом для нашей страны.

Если позволите, я выскажу общее видение, ключевую нашу аргументацию, а уже более детально юридические аспекты осветят мои коллеги - юристы Налогового Комитета.

Одним из основных доводов истца является то, что есть одобренное Правительством дополнительные соглашения к Договору купли-продажи и Инвестиционному контракту с этим инвестором, которым установлены фиксированные суммы корпоративного подоходного налога (КПН). Т.е. независимо от того, какой доход получит инвестор, в данном случае - «Арселор Миттал Темиртау» (АМТ), (обращаю внимание - доход, который получит инвестор, резидент Казахстана), он обязан будет уплатить КПН по фиксированной величине. Налоговый комитет с этим полностью согласен и не оспаривает это положение. Это действительно так.

Теперь давайте рассмотрим ситуацию чуть детальнее. Инвестиционный контракт (как и Договор купли-продажи) - это есть договор, в котором государство и инвестор (в данном случае АМТ), учитывая свои интересы (в том числе экономические), брали на себя определённые обязательства и наделялись определёнными правами. Ключевой смысл этого договора состоял в том, что государство предоставляет инвестору определённые преференции и льготы (вкл. и фиксированный объём КПН) взамен на то, что инвестор сделает в Казахстане инвестиции, создаст новые производства или модернизирует старые производства, чтобы затем (и это важно !) реализовывать продукцию от этих инвестиций (причём, понятно, что по рыночной стоимости - Казахстан ведь страна с рыночной экономикой), а выручка от этой продажи полностью будет поступать в страну и работать (в виде оборотного капитала) на экономику Казахстана, т.е. снова этот оборотный капитал будет создавать новые производства, новые инвестиции и т.д. и т.п.. И это - естественное для государства и Правительства ожидание долгосрочного мультипликативного макроэкономического эффекта для страны от этих инвестиций. На это рассчитывало государство и Правительство, когда предоставляло льготы инвестору (в данном случае - АМТ) - оно давало эти льготы на те реальные доходы и деньги, которые реально поступят в страну и будут работать на экономику страны - в этом экономический смысл предоставленных инвестиционных льгот, вкл. фиксированную величину КПН ! Государство не давало согласия льготировать доходы, которые не поступят в страну - какой в этом был смысл для государства ? Это не было предметом ни Инвестиционного контракта, ни Договора купли-продажи. Мне кажется, это очевидно, и не требует каких-то дополнительных аргументаций.

Что же происходит на самом деле все эти годы ? Инвестор продаёт своей дочерней компании, которая зарегистрирована в оффшорной зоне, продукцию от инвестиционной деятельности по ценам в три раза ниже, чем сопоставимая рыночная цена, затем уже эта дочерняя компания продаёт эту продукцию в третьи страны по высокой цене, и вся разница между рыночной и экспортной ценой инвестора остаётся в оффшорной компании. Экономика Казахстана этих денег не получила, а получила их оффшорная компания ! А экономика страны могла бы получить эти деньги, если бы инвестор сам, без использования схем, продавал металл по рыночной стоимости напрямую, а не через оффшорную компанию ! Что примечательно, металл, реализуемый АМТ своей дочерней оффшорной компании, отгружался АМТ не в оффшор, а напрямую покупателям оффшорной компании, т.е. в Китай и Иран. Спрашивается - а почему АМТ напрямую не продавало в Иран и Китай ? Ответ простой - налицо схема вывоза капитала из страны.

Именно памятуя об этих схемах увода денег из страны через оффшоры, законодатель предусмотрел в п. 1 статьи 130 Налогового Кодекса (ранее это была ст. 39 Указа «О налогах»), что доходы такой дочерней оффшорной компании должны включаться в налогооблагаемый доход материнской компании (резидента Казахстана) и облагаться здесь, в Казахстане, КПН. И налоговые органы в соответствии с данной статьёй именно на этот доход оффшорной компании и доначислили КПН. Возникает вопрос - а распространяются ли льготные положения инвестконтракта о фиксированной величине КПН на этот доход ? Учитывая сказанное мною выше, мы считаем, что тот доход, который вменили налоговики инвестору, не подпадает под льготные положения о КПН, поскольку ни инвестор, ни страна в целом не получили этих доходов, они в виде оборотного капитала не вошли в страну, не работали на экономику Казахстана, как надеялось государство и Правительство, заключая дополнительное соглашение к инвестконтракту и предоставляя льготные положения по КПН. Они ушли в оффшор ! Таким образом, был нарушен тот самый баланс интересов, который учитывался при формировании в инвестконтракте особого налогового режима с предоставлением льгот в виде фиксированной величины КПН.

Более того, хочу особо обратить внимание на то, что и по мнению уполномоченного государственного органа по инвестициям (Комитета по инвестициям МИТа), которым и был заключен инвестконтракт с АМТ, (цитирую) «на компанию «Испат Кармет Трейдинг ФЗЕ», её деятельность и доходы действие контракта не распространяется». Напомню, что именно об этих доходах (доходах дочерней оффшорной компании) и идёт речь в статье 130 Налогового Кодекса и статье 39 Указа «О налогах».

Если бы инвестор не использовал оффшорные схемы для увода денег из страны, продавал сам всё по рыночной стоимости, и весь доход в виде денег поступил в страну, то конечно, инвестор платил бы фиксированную сумму КПН, и никаких доначислений налоговики не сделали бы. Но тогда, ещё раз повторюсь - и это очень важно - страна (а не оффшорная компания) получила бы дополнительные миллиарды долларов в виде оборотного капитала, которые принесли бы стране новые производства, новые рабочие места и высокие зарплаты для шахтёров и металлургов, новые заказы казахстанским компаниям, и т.д. и т.п., и в конце концов - принесли бы дополнительные налоги ! Это были бы налоги с высокой зарплаты металлургам и шахтёрам (индивидуальный подоходный и социальный налоги), в виде налогов с дивидендов (индивидуальный или корпоративный подоходный налоги), или с новых инвестиций, с новых заказов, да даже просто положи АМТ на депозит в банке и т.д. и т.п. Именно на этот косвенный эффект от инвестиций АМТ и эти налоги и надеялось государство, предоставляя АМТ льготы, вкл. фиксированную величину КПН.

Но страна не получила этих доходов, а значит не получила ни новых производств, ни новых рабочих мест, ни высоких зарплат, ни заказов казахстанским компаниям, а значит и недополучила вышеуказанных дополнительных налогов (ещё раз оговорюсь - налогов уже не от АМТ, а от этого оборотного капитала), на которые государство рассчитывало, предоставляя льготные положения в инвестконтракте.

Поэтому если бы налоговые органы не доначислили налогов АМТ по 130-й статье, то страна лишилась бы налогов два раза - и непосредственно от АМТ (то, что доначислили налоговики), и от того оборотного капитала, который из-за схемы АМТ не поступил в страну.

Я уже не говорю о том, что эти недополученные АМТ деньги могли бы пойти на инвестиции в безопасность труда металлургов и шахтёров, на создание современных условий труда на предприятиях АМТ, и возможно, спасли бы жизни погибшим шахтёрам. Этого не произошло - огромные деньги осели на оффшорных счетах и ушли в неизвестном направлении. Они не спасли жизнь шахтёрам !

Я ёще раз повторюсь - именно понимая, что могут создаваться оффшорные схемы увода денег из страны, законодатель и ввёл 130-ю статью, по которой доходы дочерней оффшорной компании облагаются налогом в Казахстане. И это - международная практика. При этом эти доходы не являются фактически полученными материнской компанией-резидентом Казахстана (эти деньги на банковские счета АМТ не поступили), но тем не менее они облагаются КПН - таким образом создана экономическая демотивация применения оффшорных схем увода денег из страны. И об этом, кстати, чётко сказано, например, в п. 43 Инструкции МФ РК от 28 июня 1995 г. № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет подоходного налога с юридических лиц", на которую неоднократно и необоснованно ссылается в свое жалобе АМТ :

«ПРИМЕР. Установлено, что налогоплательщику-резиденту Казахстана принадлежит 50% капитала компании Б, зарегистрированной в стране с льготным налогообложением и являющейся резидентом этого государства. Компания Б получила доход в сумме 1000 условных единиц, 500 из которых принадлежат казахстанскому налогоплательщику. Применяя положения настоящего пункта, этот доход должен быть зачислен в совокупный доход казахстанского налогоплательщика, несмотря на то, что этот доход фактически в Казахстан не перечислен, и обложен казахстанским налогом по ставке 30%.»

Уважаемые господа судьи!

Рассматриваемое доначисление налогов - самое крупное в истории страны. И когда перед налоговыми органами стоял выбор подписывать или нет уведомление, мы понимали всю сложность вопроса и его политическую значимость. Но уверен, что каждый на нашем месте поступил бы так же и доначислил бы эти налоги, потому что и экономическая логика, и правовая логика приводят нас к тому, что АрселорМиттал Темиртау обязан уплатить КПН с дохода своей дочерней оффшорной компании.

Учитывая всё вышесказанное, убедительно прошу Вас, уважаемые господа судьи, поддержать доначисление налоговыми органами компании АМТ корпоративного подоходного налога. Я считаю, что к этому нас приводит и логика экономическая, и логика правовая, и логика безопасности жизней казахстанцев, и логика безопасности нашей страны.

Спасибо за внимание!


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии