Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Отечественные производители нефтепродуктов рассчитывают на поддержку государства в вопросах обеспечения внутреннего рынка ГСМ

Фото : 21 июня 2008, 13:49

Отечественные производители нефтепродуктов рассчитывают на поддержку государства в вопросах обеспечения внутреннего рынка ГСМ

АО "Торговый Дом "КазМунайГаз", управляющее нефтеперерабатывающими активами, розничной сетью реализации нефтепродуктов и экспортирующее нефть и нефтепродукты, прогнозирует в ближайшие два-три месяца стабилизацию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Комментируя по просьбе Панорамы ситуацию с внутренними ценами на нефтепродукты, директор департамента внешних связей и информации этой компании Галым ТУМАБАЕВ пояснил, что прогноз специалистов АО "Торговый Дом "КазМунайГаз" базируется на том, что, во-первых, к настоящему времени стоимость ГСМ на рынке Казахстана уже практически достигла самой высокой психологической отметки, а во-вторых, завершилась посевная кампания, потребовавшая немалых усилий от производителей нефтепродуктов для гарантированного обеспечения сельхозпроизводителей дешевым дизельным топливом.

Отвечая на вопрос о причинах, по которым цены на ГСМ не просто не упали, но даже продолжили рост, несмотря на введенные недавно правительством высокие экспортные пошлины на нефтепродукты, г-н Тумабаев заявил, что АО "Торговый Дом "КазМунайГаз", являющееся крупным поставщиком ГСМ на рынок страны, и будучи государственной компанией, полностью поддерживает предпринятые меры со стороны государства. И ожидает, что подобные шаги по недопущению дефицита продуктов переработки нефти и формированию адекватных внутренних цен со стороны правительства будут продолжены.

Впрочем, предпринимаемые правительством меры по стабилизации рынка нефтепродуктов в условиях время от времени возникающей ценовой "лихорадки", как показывает практика, чаще всего носят временный характер. Правительство на протяжении долгого времени дважды в год для насыщения рынка ГСМ вводит на период проведения уборочной и посевной кампаний запрет на вывоз нефтепродуктов. Однако после снятия соответствующих запретов цены, как правило, вновь вырываются вперед, стремясь достичь стоимостных вершин зарубежных рынков. Эксперты, работающие в сегменте продажи ГСМ и опрошенные Панорамой, считают, что правительственные меры, подобные введению всевозможных запретов или экспортных таможенных пошлин, не могут сыграть роль 100-процентного стабилизатора на рынке. Ведь впереди, к примеру, уборочная кампания, в условиях которой цены на нефтепродукты неизменно вновь пойдут вверх. По их мнению, если сейчас не предпринять дополнительные меры, в будущем выправить ситуацию будет довольно трудно. Речь, в частности, может идти об экономическом стимулировании отечественных производителей и продавцов нефтепродуктов, одним из механизмов которого могло бы стать, к примеру, снижение акциза или НДС.

Г-н Тумабаев тоже считает, что подобная поддержка производителей нефтепродуктов со стороны государства в вопросах обеспечения отечественного рынка ГСМ была бы вполне кстати.

По его данным, сейчас цена реализации бензина, к примеру, АИ-92, на АЗС АО "Торговый Дом "КазМунайГаз" складывается на базе предлагаемой цены на условиях поставки DAF-граница (например, Омского НПЗ) и включает НДС в размере 13%, акциз и таможенную очистку, а также расходы на услуги хранения, затраты по АЗС и транспортировку. Необходимо отметить, что на формирование цены при розничной реализации нефтепродуктов сильно влияет увеличение отпускной цены российскими НПЗ. Объем закупленного автобензина марки АИ-92/93 российских производителей составил около 40% от общего количества реализованного бензина этой марки. Г-н Тумабаев сказал, что АО "ТД "КазМунайГаз" будет вынуждено и далее в целях обеспечения потребностей внутреннего рынка и собственной сети АЗС приобретать бензин марки АИ-92/93 российских производителей. Однако при этом необходимо учитывать, что повышение отпускной цены российскими НПЗ только в период 3-9 июня текущего года составило 1,5%.

Анализируя средние цены на нефтепродукты, реализуемые АЗС "КазМунайГаз" и сторонними организациями в 2008 году, нетрудно заметить, что стоимость ГСМ госкомпании была дешевле. Так, по информации департамента внешних связей и информации ТД "КМГ" в январе и феврале текущего года 1 литр бензина марки Аи-80 на АЗС "КазМунайГаз" продавался по цене Т72,6, Аи-92 - Т85,82, Аи-95 - 95,92, а дизельное топливо - Т66,65. В марте стоимость этих нефтепродуктов составила соответственно Т72,10, Т84,98, Т94,92 и Т65,65 за 1 литр, в апреле соответственно - Т76, Т88,69, Т97,67 и Т66,92 за 1 литр, а в мае соответственно - Т77,33, Т89, Т97,72 и Т67,17 за 1 литр. В то же время стоимость 1 литра бензина марки Аи-80, продаваемого сторонними организациями, в январе была выше и равнялась Т74,13, в феврале - Т74,91, в марте - Т73,06, в апреле - Т76,25, в мае - Т78,27. Стоимость бензина Аи-92 составляла в январе-мае по месяцам соответственно Т86,92, Т88,28, Т85,74, Т88,91 и Т90,44 за 1 литр, Аи-95 - соответственно Т95,99, Т96,21, Т96,32, Т98,48 и Т100 за 1 литр, а дизтоплива - соответственно Т69,83, Т78,69, Т72,13, Т76,90 и Т87,33 за 1 литр. Цены на АЗС "КазМунайГаз" в период с января по май 2008 года изменились незначительно: Аи-80 - на 4,7%, Аи-93 - на 5,4%, Аи-96 - на 1,8%, Аи-98 - на 0%, дизтопливо - на 0,5%.

По словам г-на Тумабаева, в связи с тем, что обеспечение сельхозпроизводителей удешевленным дизельным топливом в период посевной и уборочной кампаний является приоритетной задачей ТОО "Атырауский НПЗ", контролируемого АО "Торговый Дом "КазМуанайГаз", выработка этой продукции была увеличена в счет уменьшения выработки автобензина. Он сказал, что в период весенне-полевых работ 2008 года компания отгрузила с Атырауского НПЗ около 105 тыс. тонн дизтоплива сельхозпроизводителям четырех областей - Актюбинской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Костанайской, что составляет в среднем 95% от их потребности в ГСМ. Кроме того, отметил собеседник, в этом году АО "Торговый Дом "КазМунайГаз" обеспечивал социально значимые программы, связанные с поставкой дизтоплива, для национального железнодорожного перевозчика "Казахстан темир жолы", АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" и других компаний. Также компания взяла на себя обязательства по дополнительному обеспечению дизтопливом части компаний, работающих в сегменте пассажирских перевозок в Алматы и Астане.

Однако ресурсы АО "Торговый Дом "КазМунайГаз" далеко не безграничны, поэтому насыщение рынка удешевленными ГСМ не может продолжаться долго. По словам г-на Тумабаева, сейчас компания внедряет проекты, нацеленные на повышение эффективности работы АЗС и качества продаваемых нефтепродуктов, что отвлекает собственные и привлеченные финансовые средства. В частности, она стала первой компанией в Казахстане, которая ввела в эксплуатацию мобильные лаборатории нового поколения для определения качества нефтепродуктов (стандарты Euro 3,4) - МЛК. Они являются ключевым элементом сквозного контроля качества - от производства до реализации на АЗС, предназначены для оперативного контроля качества нефтепродуктов на автозаправках и складах ГСМ и успешно используются ведущими международными компаниями - "Лукойл", Sinopec и другими. С помощью МЛК полный анализ пробы нефтепродукта может быть проведен в течение одного часа. АО "Торговый Дом "КазМунайГаз" планирует осуществлять проверку своих объектов хранения и реализации нефтепродуктов с периодичностью до четырех раз в месяц. По словам Ерболата КОЖАБАЕВА, исполнительного директора АО "Торговый Дом "КазМунайГаз", действующая в компании система управления реализацией нефти и нефтепродуктов была сертифицирована в соответствии с международным стандартом ISO 14001:2004. В текущем году она планирует выйти на второй этап - ввод стационарных лабораторий, оснащенных самым современным оборудованием.

По данным Агентства РК по статистике, в целом по Казахстану количество АЗС составляет 4443 единицы, из них 170 - АЗС "КазМунайГаз" (около 4% от общего количества), в том числе 70 расположены в Алматы и Алматинской области. Сетью АЗС "КазМунайГаз" охвачены не только населенные пункты, но и трассы республиканского и местного значения. В соответствии со стратегией АО "Торговый Дом "КазМунайГаз" планирует занять лидирующие позиции на розничном рынке ГСМ страны как по количеству АЗС, так и по объемам реализации нефтепродуктов. Развитие розничной сети осуществляется за счет привлеченных и собственных средств компании.

АО "Торговый Дом "КазМунайГаз" является 100%-ной дочерней организацией АО "НК "КазМунайГаз". В активе компании - Атырауский НПЗ (99%), Шымкентский НПЗ (50%), компания Rompetrol (75%).

Елена БУТЫРИНА


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии