Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Общее снижение продаж на автомобильном рынке отмечают как официальные дилеры, так и «серые» игроки

Фото : 21 июня 2008, 14:33

Общее снижение продаж на автомобильном рынке отмечают как официальные дилеры, так и «серые» игроки

Удар, нанесенный по экономике страны финансовым кризисом, первыми приняли на себя строительная индустрия и рынок недвижимости, однако вскоре немалые трудности начали испытывать другие секторы, на протяжении последних лет демонстрировавшие активный рост, в частности автомобильный рынок. Официальные дилеры, озвучивая оптимистичные ожидания относительно роста продаж к концу года, вынуждены признать тенденцию к их снижению по итогам первых четырех месяцев.

По данным различных компаний, официально представляющих в республике интересы тех или иных мировых автопроизводителей, за первые четыре месяца текущего года официальные продажи новых автомобилей снизились на 12-18%. "Кризис ликвидности в банковской сфере негативно сказался на потребительском кредитовании, в том числе и в сегменте покупки автомобилей. Зачастую люди с прошлого года месяцами ждали одобрения кредита и в конечном итоге не получали его. Такая ситуация не могла не сказаться на динамике рынка", - считает генеральный директор компании "Риком-Каз", являющейся официальным дистрибьютором Mitsubishi Motors в Казахстане. Мнение коллеги разделяет и президент Astana Group Нурлан Смагулов, отмечающий влияние кризиса на продажи даже самых массовых для казахстанского рынка брендов, в частности Toyota. "Безусловно, одной из причин кризиса на автомобильном рынке стала политика банков, сокративших объемы кредитования. Однако сказалось и общее настроение на рынке - потребители ждали, как поведут себя в сложившейся ситуации официальные дилеры и не спешили с покупками, даже если располагали соответствующими финансовыми возможностями", - говорит он.

Время потерь и надежд

Тем не менее, несмотря на общий спад рынка, официальные дилеры отмечают некоторую тенденцию к росту продаж - хотя, возможно, не столь впечатляющему, на который можно было бы рассчитывать еще летом прошлого года. По итогам первого квартала 2008 года продажи легковых автомобилей КМК "Астана Моторс" выросли на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 2075 единиц; было продано также 52 единицы коммерческой техники. Доля компании на рынке официальных дилеров по сравнению с первым кварталом предыдущего года выросла с 31% до 37%. "В августе прошлого года, когда кризис только начинался, мы продали 1085 машин, однако уже в январе продажи снизились до 560 автомобилей - это был самый низкий показатель за последние три года. Однако мы смогли провести ряд мероприятий, позволивших выправить ситуацию. В частности, "Астана Моторс" объявила о сезонных скидках, связанных со стоками прошлого года, такие же скидки мы инициировали в первом квартале 2005-2007 годов. По многим брендам скидки завершаются, поскольку уже поступают модели 2008 года. Впрочем, рост объемов продаж мы связываем сегодня не только с проведением различных промо-акций, но и с живым интересом людей к новым автомобилям, к происходящим на рынке событиям. В апреле мы продали 972 машины - больше, чем в сентябре прошлого года, и в течение двух месяцев рассчитываем выйти на пиковые показатели продаж, которых удалось достичь летом 2007 года", - говорит г-н Смагулов.

В сложившейся непростой ситуации снижение цен на ряд моделей и проведение промо-акций для официальных дилеров действительно представляется, пожалуй, наиболее действенной мерой из тех, которые способны привлечь потенциальных клиентов - пусть даже не в прежнем количестве. Увеличить продажи за счет проведения маркетинговых инициатив рассчитывает и холдинг "Вираж", до конца года намеревающийся провести порядка десяти мероприятий, направленных на увеличение рядов потенциальных клиентов компании. Так, в апреле "Вираж" объявил о запуске приуроченной к чемпионату Европы по футболу акции, в рамках которой было объявлено о снижении на $5000 цен на весь модельный ряд Kia. В соответствии с условиями акции, которая должна завершиться 31 июня, при покупке любого автомобиля ГАЗ в автосалонах "Виража" владельцы получают в подарок 500 литров бензина. Маркетологи компании полагают, что в условиях кризиса грамотная организация PR-кампаний может стать одним из действенных инструментов к стимулированию роста продаж. По итогам трех месяцев нынешнего года продажи компании составили 2379 автомобилей, и если в сегменте легковых автомобилей наметилась тенденция к снижению, то коммерческая техника оставалась востребованной. Как считают представители холдинга, именно с этим сектором связаны самые оптимистичные ожидания - к концу года, по прогнозам маркетологов "Виража", в данном сегменте ожидается рост порядка 20%.

До 50% к концу года планирует увеличить свою долю на рынке еще один крупный автомобильный дилер - "БИПЭК Авто", а в более отдаленной перспективе компания планирует занять порядка 60% новых автомобилей. Руководитель отдела по продажам и маркетингу Денис Бичуг отмечает, что на автомобильном рынке наметился определенный рост официальных продаж. Что касается позиций компании, то по итогам первых четырех месяцев продажи "БИПЭК Авто" составили 5772 единицы, а доля компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла с 39% до 43% от общего объема официальных продаж.

Согласно данным, представленным г-ном Панковым, за первые четыре месяца 2008 года официальный дистрибьютор продал на рынке республики 657 автомобилей Mitsubishi - на 70% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как считает представитель компании, обеспечить столь впечатляющий результат позволило сочетание передовых технологий крупного игрока российского автомобильного рынка группы компаний "Рольф", с которой аффилирована "Риком-Каз", со знанием специфики местного рынка. Что касается дальнейших планов "Риком-Каз", то к концу нынешнего года компания планирует увеличить продажи в Казахстане до 3600 автомобилей. "Мы могли бы расти более активно, если бы не дефицит ряда наиболее востребованных моделей. Впрочем, это проблема глобальная. Дело в том, что новый модельный ряд Mitsubishi стал продаваться настолько хорошо, что компания не успела увеличить производственные мощности. Если производитель выделит нам больше квот, чем планировалось, возможно, к концу текущего года мы продадим более 4000 автомобилей", - прогнозирует г-н Панков. В 2009 году компания намерена увеличить продажи до 8000 единиц, в 2010-м - до 10 500, в 2011-м и 2012-м - до 13 000 и 15 000 единиц соответственно, причем данный прогноз не учитывает последствия возможного принятия решения о вводе пошлин на ввоз иномарок старше 7 лет.

"Основными игроками на казахстанском рынке являются импортирующие дилеры; "Риком-Каз" же, будучи специализированным автомобильным дистрибьютором, берет на себя всю деятельность по доставке автомобилей, их растаможке, сертификации; на повышение доступности автомобилей Mitsubishi для казахстанского покупателя направлено открытие дистрибуционного центра. Мощности центра позволяют единовременно хранить до 1000 автомобилей, находящихся в прямой доступности дилеров (в результате сократятся сроки выполнения даже самых экзотических заказов), а также осуществлять их отгрузку и предпродажную подготовку. Кроме того, с открытием центра мы получаем возможность предоставлять потребителям и дилерам услуги, обычные для российского рынка, но пока новые для рынка казахстанского. В частности, речь идет о возможности для казахстанских дилеров Mitsubishi Motors заниматься обменом автомобилями внутри республики, об открытии у дилеров консигнационных складов: компания получит определенное количество автомобилей на склад и выплатит за них деньги производителю по мере продажи, а не вперед, как ранее", - говорит г-н Панков. Говоря о значении понимания специфики рынка для увеличения объема продаж, руководитель "Риком-Каз" привел в пример рекламную политику. Так, для проведения телевизионной рекламной кампании Mitsubishi Outlander в Казахстане предпочтение было отдано совсем другому ролику, чем в России. Если на россиян производили впечатление инновационные характеристики модели, то казахстанские потребители просили показать настоящий, "живой" автомобиль на фоне природы родного края.

Официальный дистрибьютор Mitsubishi также объявил о снижении цен на популярные модели японского автопроизводителя: с начала года снижение цен на Mitsubishi Outlander с двигателем 2,4 л и Mitsubishi Pajero составило соответственно порядка $3000 и $5000. Однако, по словам г-на Панкова, снижение цен стало не столько вынужденной реакцией на реалии рынка, сколько следствием запуска маршрута по доставке автомобилей из Японии через Китай, получившего название "Новый Шелковый путь". Благодаря запуску маршрута срок поставки автомобилей в Казахстан сократился на 80 дней. Сегодня, по словам представителя "Риком-Каз", маршрут работает нормально, хотя пришлось считаться с тем, что после землетрясения в Поднебесной все вагоны были брошены на ликвидацию последствий стихии. "Но это форс-мажор, от которого не застрахован никто. В остальном "Новый Шелковый путь" настолько оправдал себя, что в июне-июле мы начнем использовать маршрут для перевозки запчастей. До сих пор их возили совершенно безумным путем - из Японии через Голландию самолетом в Казахстан. В результате доставка крупных запчастей для сильно поврежденных машин, например, обходилась очень дорого", - комментирует г-н Панков.

Кроме того, утверждает он, ассортимент запчастей на голландских складах не учитывает специфику казахстанского рынка, ведь некоторые модели, пользующиеся большим спросом у отечественных автолюбителей, в Европе представлены весьма ограниченно, например, тот же завсегдатай наших дорог Mitsubishi Pajero. Соответственно, на европейских складах представлен достаточно ограниченный ассортимент запчастей для данного внедорожника, а преобладают запчасти для малолитражек типа Mitsubishi Colt, которые в официальном порядке на казахстанский рынок вообще не поставляются. Для казахстанского рынка немаловажен и тот нюанс, что в Европе практически невозможно найти запчасти на автомобили, поставляемые по "серым" каналам из ОАЭ. "Каждый вправе выбирать, купить ему машину, адаптированную к местным условиям, либо ту, что идеально показывает себя в пустыне, но не заводится зимой. Тем не менее клиент, купивший тот же Mitsubishi Pajero у серых дилеров, вправе рассчитывать на то, что он сможет получить доступ к качественному сервису и ожидание необходимых запчастей не растянется на месяцы. В конечном итоге, такой подход пойдет на пользу имиджу бренда", - считает г-н Панков.

SUV по-прежнему в почете

Официальные игроки отмечают, что кризис практически не повлиял на потребительские предпочтения, хотя на первый взгляд логично было бы ожидать, что на фоне финансовых трудностей и роста цен на бензин компактные городские автомобили будут пользоваться более высоким спросом, чем внедорожники или седаны представительского класса. Однако казахстанские автолюбители не спешат изменять старым симпатиям. По данным официальных дилеров, доля сегмента SUV в общем объеме продаж составляет порядка 40-45%, порядка 25% приходится на долю автомобилей С-класса. Как отметил генеральный директор КМК "Астана Моторс" Нурали Ахметов, в общем объеме продаж компании за первый квартал 2008 года доля внедорожников составила 52%, доля автомобилей С-класса - 16%, Е-класса - 13%, D-класса - 8%. Расклад продаж компании по брендам выглядит следующим образом: Toyota - 37% от общего объема продаж, Hyundai - 21%, Subaru - 20%, Nissan - 18%, BMW и коммерческая техника Hyundai - по 2%. Наиболее популярной моделью среди предлагаемых компанией в первом квартале нынешнего года стала Toyota Camry, на долю которой приходится 9% от всех продаж легковых автомобилей, вторую позицию занимает новинка прошлого года Toyota Land Cruiser 200 с долей в 8%, третью - Toyota Corolla с 7%. По 6% в общем объеме продаж компании занимают такие популярные модели, как Subaru Outback, Subaru Forester, Nissan Qashqai, Hyundai Santa Fe.

О лидерстве сегмента внедорожников и пикапов в общем объеме продаж говорит и представитель дистрибьютора Mitsubishi - на долю моделей Pajero, Outlander, Pajero Sport и L200 пришлось 79% всех продаж "Риком-Каз". По мнению представителей компании, такой показатель внушает оптимизм, ведь в данном сегменте представлены более дорогие автомобили, чем в сегменте С и в сегменте B. Соответственно, люди более осознанно относятся к покупке дорогих автомобилей, более строго оценивают работу дилеров и сервисной сети. Однако здесь наметились изменения в расстановке позиций внутри сегмента. Если в прошлом году самым продаваемым в модельном ряду Mitsubishi был внедорожник Pajero, то по итогам первых четырех месяцев нынешнего года лидером продаж стал кроссовер Outlander. "Когда данная модель появилась в продаже, среди потребителей не было четкого понимания того, кому и зачем она нужна, однако мы смогли донести до клиента специфику этого автомобиля, доказать, что и он имеет право на существование", - говорит г-н Панков. Заметно большим спросом по сравнению с прошлым годом стал пользоваться пикап Mitsubishi L200, на дальнейшем продвижении которого официальный дистрибьютор планирует сделать акцент во второй половине года.

Рынок "серый" и "белый": кто окажется в выигрыше?

Финансовый кризис нанес удар и по рынку неофициальных продаж. В сложившейся ситуации продаются в основном недорогие автомобили - стоимостью до $5000, поэтому те, кто выставляет на продажу более дорогие авто, вынуждены сбавлять цену, продавая товар практически по себестоимости, ведь многие из них, начиная бизнес, в свое время оформляли кредит, который так или иначе надо выплачивать. А продавцы, удерживающие цены, могут безуспешно пытаться продать свои авто на протяжении нескольких месяцев. В связи с этим растущую популярность приобретают варианты обмена с доплатой - подобные предложения сегодня все чаще можно встретить на сайте газеты "Колеса". Потенциальные покупатели из числа владельцев стареньких недорогих машин, желающие обзавестись автомобилем более высокого класса, доплачивают продавцам определенную сумму и отдают свой автомобиль, который в дальнейшем, вероятнее всего, будет разобран для продажи на запчасти.

О снижении активности покупателей из Казахстана рассказывают литовские бизнесмены, ведь до недавнего времени именно из Литвы шел в Казахстан плотный поток автомобильного секонд-хэнда. Согласно данным, опубликованным на литовских интернет-сайтах, продажи неновых автомобилей снизились на 50-60%, а продажи покупателям из стран Центральной Азии и Казахстана - на 80%. Многие перегонщики, проработавшие в этом бизнесе годами, сегодня предпочитают менять сферу деятельности. "Сегодня люди больше думают не о покупке автомобиля, а о том, как семью прокормить, беспокоятся, как бы работодатель не сократил зарплату, а то и вовсе не закрыл предприятие. Еще в прошлом году я возил большую часть машин под заказ, да и остальные расходились, как горячие пирожки. Сейчас нет смысла вкладывать деньги в покупку, в дорогу, зная, что предложение намного превышает спрос, и когда удастся продать пригнанные наобум автомобили, неизвестно", - говорит бывший перегонщик Олег Шувалов, в последние месяцы считающий более целесообразным возить из России в Казахстан продукты питания.

Между тем именно "серые" импортеры, для многих из которых их бизнес был единственной возможностью прокормить семью, внесли, пожалуй, самый заметный вклад в повышение уровня автомобилизации страны. По количеству автомобилей на душу населения в прошлом году Казахстан практически догнал Россию - если там на тысячу человек приходится 187 единиц автотранспорта, то у нас 170. Конечно, вряд ли стоит гордиться тем, что на дорогах казахстанских городов находит пристанище огромное количество автомобильного утиля, собранного из разных стран и континентов. Из 431 тыс. автомобилей, ввезенных в Казахстан в 2007 году, 32 000 пришлось на долю новых иномарок, поставляемых официальными дилерами, 16 000 составили новые автомобили, ввезенные по "серым" каналам, 21 000 ввезли официальные дилеры российских предприятий, а 362 000 - импортеры подержанных автомобилей. Тем не менее, коль скоро предложение существует, каждый вправе выбирать средство передвижения в соответствии с собственными финансовыми возможностями и представлениями о том, какой автомобиль ему нужен. К тому же значительная часть ввозимого по "серым" маршрутам автотранспорта с точки зрения заботы о состоянии экологии оснащена достаточно современным оборудованием, так что едва ли стоит огульно обвинять в ухудшении экологической ситуации все подержанные автомобили. Особенно в условиях Алматы, где, согласно официальным (и, как признают сами эксперты, скорее всего, неполным) данным, порядка 40% реализуемого на городских АЗС бензина не соответствует техническим нормам.

Между тем возможность введения запрета либо повышения пошлин на ввоз автомобилей старше 7 лет на протяжении многих месяцев остается одной из самых популярных среди автолюбителей тем. Одобрение данных инициатив, безусловно, будет на руку официальным дилерам, поскольку сокращение предложения на рынке бывших в употреблении автомобилей приведет к тому, что часть клиентов перейдет на рынок официальных продаж. При этом, утверждают игроки, совсем не факт, что в выигрыше окажутся исключительно дилеры, представляющие бренды доступного ценового сегмента, продукцию того же корейского, китайского или российского автопрома. "Свою роль сыграет специфика казахстанского рынка. Если бы речь шла о стране, где не настолько развит сегмент SUV, можно было бы предположить, что с подержанных автомобилей люди пересядут на дешевые иномарки либо на недорогие российские авто. Однако в Казахстане большое число подержанных машин относится к сегменту SUV, и многие из них, строго говоря, не такие уж подержанные. Поэтому у нас есть основания полагать, что, пересаживаясь с подержанных автомобилей на автомобили, реализуемые в официальном порядке, многие предпочтут немного поднакопить и приобрести машину более дорогостоящей и известной марки. Правда, сегодня нам трудно судить о том, какая часть клиентов перейдет, например, на Mitsubishi: сказывается дефицит информации, особенно по тем сегментам, которые не покрываются официально", - говорит г-н Панков.

Наконец, считает представитель официального дистрибьютора, на рыночный расклад может повлиять приобретение "АвтоВАЗом" контрольного пакета ОАО "Азия АВТО" - в настоящий момент стороны обсуждают возможность данной сделки. В случае приобретения "Азии АВТО" концерн "АвтоВАЗ" рассчитывает увеличить мощности предприятия и усилить свое влияние на рынках Сибири и Дальнего Востока, а также усилить позиции вазовских моделей на рынках стран СНГ, в том числе и Казахстана.

Прогнозы на перспективу

Впрочем, далеко не все владельцы подержанных автомобилей могут позволить себе покупку новой иномарки даже из нижнего ценового сегмента; вряд ли найдется и достаточно большое число желающих пересесть с подержанных "немцев" или "японцев" на российские автомобили "в масле", которые, к слову, тоже трудно отнести к числу дешевых - новые модели Lada-Kalina и Priora продаются в ценовом сегмените $10-15 тыс. Потому в отсутствие альтернативы поспешное введение запрета на ввоз либо увеличение пошлин наверняка вызовет всплеск недовольства в среде автомобилистов, как это уже было при попытке введения запрета на импорт "праворулек". Можно вспомнить, что первой реакцией рынка на памятную меру стал рост цен на уже ввезенные авто с правосторонним расположением руля, а заодно и на легальные "леворульки". Потому нельзя исключать, что введение "драконовских" мер в отношении автомобилей старше 7 лет вызовет рост цен и на эту категорию транспорта, в результате чего определенной категории казахстанцев окажется не по карману покупка не только нового, но и бывшего в употреблении авто.

С тем, что в результате кризиса расширится поле для деятельности официальных игроков, согласен и президент Astana Group, отмечающий, что в сложной ситуации официальные дилеры оказались более "пластичными" и по согласованию с производителями смогли позволить себе адаптировать ценовую политику в соответствии с требованиями рынка. "При потрясениях на финансовом рынке банки в первую очередь уходят с кредитования покупки вторичных автомобилей, так получилось и на этот раз. На рынке новых автомобилей невозврат по кредитам минимален, поэтому банки остаются в этом секторе. Да и люди, оформляющие покупку автомобиля в кредит, скорее всего, придут к официальным дилерам: такие покупатели достаточно прагматичны, для них важна возможность иметь доступ к гарантийному ремонту, послепродажному обслуживанию", - утверждает г-н Смагулов.

Официальные дилеры отмечают, что в сфере потребительского кредитования, которое было практически полностью сметено в конце прошлого года, сегодня происходит замещение игроков - некоторые банки действительно уходят с рынка, однако на их место приходят другие, а снижение процентных ставок в будущем официальные участники рынка считают лишь вопросом развития конкуренции. По данным КМК "Астана Моторс", в первом квартале прошлого года продажи в кредит составляли 26% от общего объема продаж компании, данный показатель за аналогичный период текущего года составил 24%. По данным "Риком-Каз", еще в конце прошлого года продажи в кредит в дилерских центрах компании стремились к нулю, к настоящему времени их доля составляет 17-20%. По сравнению со вторым полугодием прошлого года прогресс налицо, однако год назад, до начала кризиса, продажи в кредит, скажем, внедорожников достигали 30%.

По мнению г-на Панкова, перспективы развития казахстанского автомобильного рынка во многом определит ситуация на рынке недвижимости: пока люди выжидают, как поведут себя цены на жилье и до поры до времени откладывают более крупные покупки. Если цены на недвижимость пойдут вверх, отложенные покупки будут конвертированы в рост спроса, в том числе и на авторынке, как это происходило в России, уверен г-н Панков. Официальные игроки также не исключают, что с приходом на казахстанский рынок российских и иностранных банков активизируется работа банковского сектора в сфере финансирования малого и среднего бизнеса, что, соответственно, повлияет на уровень благосостояния задействованных в этом секторе людей. Отмечая насыщенность алматинского автомобильного рынка, официальные дилеры в кризисной ситуации не оставляют планов усилить свои позиции за счет более активного проникновения в регионы. Так, "Астана Моторс" в ближайшие пять лет планирует направить на региональное развитие порядка $80 млн и довести к концу года долю региональных продаж в общем объеме до 55%, другие игроки намерены активизировать рекламную политику в областях.

Подготовила Анна ШАТЕРНИКОВА


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии