Атырауский НПЗ: стабильность и надежность

8 сентября 2008, 12:48
Фото:

АТЫРАУ. 8 сентября. КАЗИНФОРМ /Андрей Соколов/ - Одним из ведущих предприятий, работающих в нефтегазовой отрасли Казахстана, многие годы является Атырауский нефтеперерабатывающий завод. В нашей стране это старейшее нефтеперерабатывающее предприятие. И одновременно - одно из самых современных. Два года назад здесь завершилась реконструкция. Завод, образно говоря, получил второе дыхание. Что дала реконструкция НПЗ? Какие новые виды продукции теперь выпускаются на заводе? Повысилось ли их качество по сравнению с тем, что предлагал на рынок завод раньше? Каковы дальнейшие перспективы предприятия? На эти и другие вопросы по просьбе корреспондента Казинформа отвечает генеральный директор ТОО «АНПЗ» Талгат Байтазиев.

-Талгат Алтыбаевич, известно, что в последнее время на заводе начали выпускать целый ряд новой продукции. А что в этом перечне Вы считаете самым важным?

-Да в принципе вся продукция нашего предприятия востребована на рынке. Но, если вы хотите, чтобы я что-то выделил, то, пожалуй, это производство дизельного топлива. Это дизельное топливо соответствует по своим характеристикам уровню ЕВРО-2. К ним относятся ДЛэч (дизельное летнее экологически чистое), ДЗэч (дизельное зимнее экологически чистое) и З-0,2 (зимнее с температурой застывания минус 35 градусов. В этих нефтепродуктах содержание серы составляет менее 0,1 процента. Также после реконструкции АНПЗ имеет возможность выпускать дизельное топливо класса ЕВРО-3 и ЕВРО-4 по европейскому стандарту E№ 590, промышленное производство которых зависит только от коньюктуры рынка и потребности в стране. Зима 2007-2008 годов показала, что низкозастывающее дизельное топливо, с температурой застывания минус 35 градусов, имеет повышенный спрос и не имеет претензий со стороны потребителей. Уменьшение содержания серы в дизельном топливе играет решающую роль в улучшении окружающей среды. Согласитесь, это тоже немаловажно.

- А какой ассортимент бензинов, в первую очередь высокооктановых, Ваше предприятие предлагает сегодня потребителям?

-Автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95. Обе эти марки соответствуют уровню ЕВРО-2. В этом году освоение выпуска автомобильного бензина марки «Премиум-95», соответствующего уровню ЕВРО-2, стало большим шагом завода в выпуске топлива с улучшенными экологическими показателями. Выпуск экологически чистого топлива обеспечен за счет ввода в эксплуатацию установок гидроочистки (обессеривание) и изомеризации бензина, построенных в рамках реконструкции завода. Такие показатели топлива, как содержание серы, бензола, наличие моющей присадки оказывают непосредственное влияние на выбросы сернистых соединений, бенз(а)пиренов, твердых частиц и суммарное содержание вредных веществ.

Проведенные сертификационные испытания подтверждают полное соответствие произведенной продукции требованиям к моторным топливам уровня ЕВРО-2. Одновременно проведены все процедуры, предусмотренные действующим порядком, для получения разрешения на отгрузку новой марки автобензина «Премиум-95», продукту присвоен ПИН код.

-Весной этого года несколько неожиданной для многих стала информация, что на АНПЗ налажен выпуск товарной серы.

- На мой взгляд, неожиданного в этом ничего нет. Выпуск серы - это очередной этап развития предприятия. В целях утилизации кислых газов после обессеривания нефтепродуктов на Атырауском НПЗ была построена установка по производству серы с блоком кристаллизации и расфасовки грануллированной серы. При проектировании установки было предусмотрено вовлечение в переработку до 1 миллиона тонн в год сернистой нефти Тенгизского месторождения

- Самый важный для тысяч автомобилистов вопрос. Сколько нефти перерабатывается на АНПЗ? Куда отправляете нефтепродукты, дефицит который периодически ощущается на местном рынке?

- Последний вопрос - это не компетенция завода. К сожалению, это давно устоявшееся мнение, что если мы перерабатываем нефть, выпускаем топливо, то мы его и реализуем. На деле всё несколько иначе. Завод работает на условиях процессинга, иными словами, оказывает услуги по переработке нефти поставщикам - владельцам сырья. А затем передает им выработанные нефтепродукты, которые являются их собственностью. Так что самостоятельно мы нефтепродукты не распределяем. В этом году согласно плану завод должен переработать 3 850 тысяч тонн нефти и произвести светлых нефтепродуктов - 1 736 тысяч тонн. Из них: автобензинов - 564 тысячи тонн, дизельного топлива - 1 114 тысяч тонн, реактивного топлива - 57, 3 тысячи тонн и темных нефтепродуктов - 1 721 тысячу тонн. За восемь месяцев завод произвел и отгрузил светлых нефтепродуктов - 1 184 тысячи тонн, из них: автомобильных бензинов - 348 тыс. тонн, дизельного топлива - 823 тыс. тонн, реактивного топлива - 35 тыс. тонн и другие. При сохранении данного уровня переработки и своевременного вывоза нефтепродуктов, АНПЗ рассчитывает увеличить переработку сырой нефти до 4 200 тысяч тонн к концу 2008 года.

-Если мне память не изменяет, на протяжении многих лет завод не выходил на эту отметку.

- Совершенно верно. Но по итогам переработки нефти за восемь месяцев 2008 года завод идет с опережением плана на 241 тысячу тонн. Так что тот объём, что я назвал, в этом году нам переработать по силам.

-Кстати, а сколько всего видов продукции выпускается на АНПЗ?

-Ассортимент нефтепродуктов, производимых на заводе, составляет 21 наименование.

Стратегическая задача нашего завода состоит в обеспечении нефтепродуктами всего западного региона страны.

-Талгат Алтыбаевич, всё, о чём мы говорили, это сегодняшний день завода. А каковы перспективы дальнейшего развития предприятия?

-В рамках реализации Государственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана» на Атырауском НПЗ определены 2 прорывных инвестиционных проекта: строительство комплекса по производству бензола и строительство комплекса по производству ароматических углеводородов. Эти прорывные проекты реализуются в рамках Плана мероприятий по формированию в Казахстане нефтехимических комплексов мирового уровня и созданию первого в Казахстане нефтехимического комплекса.

Также в рамках Программы перспективного развития Атырауского НПЗ с целью улучшения технико-экономических показателей завода и увеличения глубины переработки нефти, планируется строительство Комплекса глубокой переработки нефти путем переработки вакуумного газойля, тяжелого газойля и не менее 40 процентов мазута атмосферной перегонки. Повышение глубины переработки нефти является важнейшим приоритетом не только в программе развития нефтеперерабатывающей отрасли, но и всего нефтегазового комплекса Казахстана. Реализацию этого направления следует отнести к числу первоочередных в структуре развития нефтегазового комплекса, так как это самое рациональное направление повышения эффективности использования нефтяного сырья, обеспечивающее наиболее быстрый и экономичный путь увеличения моторных топлив.

- Спасибо за интервью!


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?