Когда не хватает статистики. В Независимом автомобильном союзе уверены, что в условиях отсутствия объективной государственной статистики говорить об эффективной комплексной программе безопасности дорожного движения не имеет смысла

8 сентября 2008, 13:30
Фото:

В Независимом автомобильном союзе уверены, что в условиях отсутствия объективной государственной статистики говорить об эффективной комплексной программе безопасности дорожного движения не имеет смысла

Эдуард Эдоков

Фото: Азиз Мамиров

Когда не хватает статистики. В Независимом автомобильном союзе уверены, что в условиях отсутствия объективной государственной статистики говорить об эффективной комплексной программе безопасности дорожного движения не имеет смысла

Месяц назад вКазахстане вступили всилу новые нормы Кодекса РК«Об административных правонарушениях», согласно которым ужесточена система наказаний занарушение правил дорожного движения (ПДД). Например, если раньше штраф занепристегнутый ремень безопасности составлял 0,5 месячного расчетного показателя (МРП, 1168тенге), тотеперь -5МРП. Еще всередине лета завождение машины внетрезвом виде напервый раз можно было лишиться прав навосемь месяцев, заплатив штраф в10-15 МРП, навторой раз права отбирали надва года. Отныне любители выпить, попавшиеся сотрудникам дорожной полиции, сразу лишатся прав надва года. Повторное нарушение карается лишением прав напять лет, натретий раз отруля отлучат надесятилетие.

Результат ужесточения наказаний налицо -участники дорожного движения стали пристегиваться ремнем безопасности. Причем это коснулось исамой недисциплинированной части водителей -частных извозчиков. Судя пообщению сними, создается впечатление, что даже они поддерживают ужесточение ответственности занарушение ПДД. Профессионалы вцелом тоже приветствуют их. Нополагают, что одних карательных мер мало -необходима разработка комплексной программы безопасности дорожного движения. Как отмечает председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков: «Можно занекоторые нарушения ПДД предусмотреть даже расстрел, ирезультат будет заметен -количество нарушений заметно снизится. Однако это еще неповод говорить обэффективности ужесточения мер наказания». Слишком много проблем лежит отнюдь ненасовести водителей.

Карать надо. Вопрос: кого икак?

-Эдуард Александрович, дорожная полиция (ДП) убеждена вэффективности ужесточения наказаний. Свашей точки зрения, насколько эффективен пересмотр карательных мер?

-Давайте попробуем проанализировать аргументы дорожной полиции. Она часто ссылается нато, какие суммы штрафов практикуются взападных странах. Это однозначно ложный посыл. Штрафы наЗападе соотносимы сдоходами граждан. Унас более низкая платежеспособность населения, поэтому увеличение размеров штрафов будет стимулировать коррупцию надорогах.

Прежде чем повышать штрафы, необходимо грамотно организовать работу дорожных полицейских, минимизировав коррупционный фактор. Ужесточая наказания, ДПфактически перекладывает вину забезопасность надорогах наводителей.

Можно посмотреть навопрос исдругой стороны. Например, никто иникогда неисключал изПДД норму оремне безопасности. Нополицейские допоследнего времени смотрели наэто нарушение сквозь пальцы. Теперь требуют. Возникает закономерный вопрос: почему этого небыло сделано раньше?

Принятию новых норм, ужесточающих ответственность участников дорожного движения, предшествовала практическая бездеятельность дорожной полиции втечение последних 10-12 лет. Удостоверение направо вождения автомобиля можно купить, очем неоднократно писали казахстанские СМИ. Выкинув надороги большое количество водителей, абсолютно неготовых кпрактическому вождению, мыполучили увеличение травматизма, смертности, количества дорожно-транспортных происшествий. Это вывод, который можно сделать поданным, имеющимся удорожной полиции.

Вместо того чтобы подойти квопросу безопасности надорогах системно, дорожная полиция берет лишь часть проблемы истремится засчет ужесточения наказаний добиться положительных результатов.

-Судя потому, что завождение всостоянии алкогольного опьянения предусмотрены очень жесткие меры, вплоть додесятилетнего лишения прав, складывается впечатление, что большая часть автолюбителей есть хронические алкоголики, так иноровящие пропустить стаканчик-другой спиртного, прежде чем сесть заруль.

-Что касается ужесточения мер вотношении лиц, находящихся всостоянии алкогольного опьянения, тонапервый взгляд все делается правильно. Ихнужно наказывать строже. Но, сдругой стороны, давайте подумаем, какую долю встатистике ДТП занимают факты сучастием пьяных водителей. Согласно данным дорожной полиции, 80% ДТП совершается попричине нарушения ПДД. Причем количество ДТП повине пьяных водителей ничтожное.

-Новсе жеужесточение ответственности водителей приведет кположительным результатам?

-Все зависит оттого, скакого угла смотреть напроблему. Думаю, главной целью ужесточения наказаний является стремление дорожной полиции вочто бытонистало уменьшить количество машин надорогах. Аргумент понятен: большое количество автотранспорта создает большие проблемы для мегаполисов. Полицейские, например, также говорят онеобходимости обновления парка автотранспорта, считая, что старые машины стали основным фактором увеличения ДТП. Скажу так: судя поимеющейся утой жедорожной полиции информации, менее 1% ДТП происходит всилу технической неисправности автомобилей.

Других проблем тоже хватает. Это слабая подготовка водителей (покупка прав уже давно никого неудивляет), вседозволенность надорогах исознательное несоблюдение ПДД состороны так называемых крутых, взяточничество. Атакже плохие дороги, проблемы сдорожной разметкой, знаками, тяжелое техническое состояние казахстанского автопарка. Нуи, естественно, общая низкая культура вождения.

Учиться, учиться, иеще раз…

-Дорожная полиция предлагает возродить практику выдачи водительских удостоверений выпускникам средних школ иколледжей. Безусловно, это облегчит доступ кправам. Нобудет лиэто способствовать безопасности дорожного движения?

-Чем раньше наши дети начнут изучать ПДД, тем лучше. Впервую очередь необходимо учесть три важных момента: уровень преподавания ипреподавателей, наличие хорошего оборудования вучебных помещениях, достаточная практика вождения будущих автолюбителей.

Нельзя допустить, чтобы эти уроки стали очередной «халявой» для наших детей, и, вовторую очередь, необходимо максимально жестко проверять качество полученных знаний. Сдача экзамена должна быть хорошо отработанной иобъективной. Если мыучтем перечисленные мною обстоятельства, тосможем избежать печального опыта некогда существовавших учебно-производственных комплексов (во времена СССР вУПК школьников обучали основным рабочим профессиям идавали возможность получить водительские удостоверения).

-Поновым нормам лишенный прав водитель втечение двух месяцев может пересдать экзамен. Насколько отработан механизм пересдачи?

-Унас механизм пересдачи «отлично» отработан. Если серьезно, можно неограничивать пересдачу двумя месяцами -пусть водитель хоть год пересдает, лучше будет знать правила. Всем ясно, что без прав онзаруль несядет.

Можно предложить идругой вариант решения проблемы. Допустим, втечение двух первых месяцев автолюбитель может пересдать экзамен бесплатно, апотом, возможно, брать оплату закаждую дополнительную сдачу экзамена.

Все дело вцифрах

-Что нужно сделать для обеспечения безопасности надорогах, помимо повышения культуры вождения?

-Чтобы выйти насерьезный уровень комплексной программы безопасности дорожного движения, необходимо заняться повышением уровня подготовки водителей, улучшением дорожной сети, светофоров, дорожной разметки итак далее. Яперечислил только часть первостепенных задач.

Разработкой такой программы должны заниматься профильные научно-исследовательские институты. Такое учреждение встране имеется -это НИИ транспорта икоммуникаций. Там есть специалисты, профессионально разбирающиеся ввопросах безопасности движения. Они поддерживают тесные контакты сроссийскими коллегами, экспертами иучеными издругих стран.

В2007году начальник Комитета дорожной полиции МВД РКгосподин Тусумов подтвердил информацию оразработке комплексной программы безопасности движения. Однако досих пор нет никаких свидетельств, что она разрабатывается напрактике.

Нопрежде чем браться заразработку программы, важно иметь наруках государственную статистику поДТП, анеудобную ведомственную информацию.

-Выневерите официальной статистике?

-Параллельно свведением новых норм поинициативе дорожной полиции иззакона «Обезопасности дорожного движения» убрали пункт 2статьи 10. Онтребовал внедрения встране государственной статистики. Данные, которые сейчас дает Комитет дорожной полиции, -это даже нестатистика, аскорее внутриведомственные наблюдения. Весь этот процесс никем неотслеживается инеконтролируется. Поэтому комитет может корректировать статистику как угодно изачастую для аргументации тех или иных действий, аиногда -бездействия.

Вкачестве примера можно привести ситуацию спопытками запретить нетолько ввоз, ноиэксплуатацию встране праворульных машин. Если помните, полицейские, аргументируя необходимость такой меры, приводили «статистику», согласно которой владельцы праворульных машин стали основными виновниками большинства ДТП. Наш союз провел собственную проверку озвученных данных ивыяснил, что многие изуказанных полицейскими водителей имеют наруках решения судов, поним они невиновны всовершении ДТП. Иэто, ксожалению, неединичный случай.

Наверное, Комитет дорожной полиции хочет ивдальнейшем оставаться структурой, вплане объективных данных никому неподконтрольной. Такая позиция весьма выгодна, ибо априори закрывает доступ кобъективной статистике рядовых участников движения.

Вмировой практике статистика ДТП проходит через государственные статистические органы. При этом Комитет дорожной полиции должен статистику вести иподавать вАгентство постатистике. Алица, такую статистику предоставляющие, должны отдавать себе отчет втом, что заееискажение предусмотрена строгая ответственность.

-Многие водители считают, что новые нормы лишь приведут кросту коррупции надорогах. Насколько часто автолюбителям приходится сталкиваться свымогательством состороны сотрудников дорожной полиции?

-Мне сложно сказать, япрактически всегда стараюсь соблюдать правила иредко сталкиваюсь свымогательством надорогах. Из-за ужесточения ответственности иувеличения штрафов водители, думаю, стали строже соблюдать ПДД, тем самым недавая лишнего повода для выяснения отношений ссотрудниками дорожной полиции. Хотелось бы, чтобы это стало постоянной тенденцией.

Но, помнению знакомых автолюбителей, очень часто инспекторы дорожной полиции ведут себя некорректно при фиксации иразборе ДТП. Поэтому поводу вспоминается известный анекдот: «Мерседес въезжает сзади вкаток. Измашины вылезает “крутой” иначинает звонить своему гаишнику. Через некоторое время подъезжает патрульная машина, изнее выходит гаишник, подходит кводителю катка, отводит его всторону изадушевно шепчет: “Ну рассказывай, как обгонял… как подрезал…”»

Можно сколько угодно говорить обезопасности дорожного движения, жестче карать занарушения ПДД, ничего путного изэтого неполучится. Можно поступить по-другому, кпримеру, научиться работать эффективно. Вот, например, стала дорожная полиция утром ивечером отключать светофоры иставить регулировщиков наключевых перекрестках Алматы, «пробок» сразу стало меньше. Это еще раз говорит отом, что удорожной полиции неисчерпаемый потенциал всфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Тулкин Ташимов, Корреспондент «Эксперт Казахстан»


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?