Горячие новости
Читайте также

Доклад Министра экономики и бюджетного планирования РК Б. Султанова по проектам Кодекса о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) и сопутствующих законов (Астана, 8 сентября 2008 года)

Фото : 8 сентября 2008, 17:32





Құрметті депутаттар!

«Салық және бюджетке төленетін басқа да міндетті төлемдер туралы» Қазақстан Республикасы Кодексінің (Салық кодексінің) жобасы Мемлекет басшысының 2008 жылғы 6 ақпандағы «Қазақстан халқының әл-ауқатын арттыру - мемлекеттік саясаттың басты мақсаты» атты Қазақстан халқына Жолдауына сәйкес әзірленді.

Мемлекет басшысы экономиканы жаңғыртуға және әртараптандыруға, бизнестің «көлеңкеден» шығуына ықпалын тигізетін жаңа Салық кодексін әзірлеу міндетін қойған болатын. Осы міндетті іске асыру мақсатында жаңа Салық кодексі мыналарды көздеп отыр:

§ тікелей әсер ету заңының қағидаттарын еңгізу;

§ өңдеуші сектордың түсімдерін арттыра отырып, экономиканың шикізат емес секторындағы жалпы ауыртпалықтарды төмендету;

§ және тұтастай алғанда экономиканы жаңғыртуға және әртараптандыруға ықпал ететін жағдайлар жасау;

§ салықтық әкімшілендіру жүйесін жетілдіру.

Уважаемые депутаты!

Проект нового Налогового кодекса разработан в соответствии с посланием народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики».

Главой Государства была поставлена задача по разработке нового Налогового кодекса, который должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Представленный проект Налогового Кодекса предусматривает:

§ реализацию принципа закона прямого действия;

§ снижение общей нагрузки на несырьевые сектора экономики с одновременным повышением отдачи от добывающего сектора;

§ создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики;

§ совершенствование системы налогового администрирования.

В целях снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики предлагается последовательно, в течение 3-х лет вдвое против действующей уменьшить ставку корпоративного подоходного налога. Снижение налога создаст дополнительные источники финансирования для приобретения и модернизации основных средств и позволит расширить инвестиционные возможности предпринимателей. В целях сохранения сбалансированности бюджета предлагается поэтапное снижение ставки корпоративного налога.

В дополнение к снижению ставки корпоративного подоходного налога будет упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций.

Если в настоящее время для получения налоговых преференций необходимо заключение контракта с Комитетом по инвестициям, то теперь предлагается самостоятельное применение налогоплательщиком льготной нормы без получения разрешения. Это откроет свободный доступ к инвестиционным налоговым преференциям широкому слою инвесторов.

Преференции будут предоставляться в форме ускоренного вычета инвестиций в течение периода до трех лет.

Одновременно, удлиняется срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволит воспользоваться преимуществами инвестиционной льготы.

Проект предусматривает ликвидацию обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса. Субъекты малого и среднего предпринимательства подчас не могут достаточно точно определить доход за предстоящий период, следовательно, подобное послабление упростит предпринимателям исполнение их налоговых обязательств.

Ставка налога на добавленную стоимость с 2009 года будет равна 12 процентам. Это сделает казахстанскую ставку НДС одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога, при этом с 2009 года проектом предложено ввести положение о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями, так называемого «дебетового» сальдо.

Эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в форме НДС, уплаченного поставщикам, особенно, в период модернизации и обновления основных средств.

В 2012 году предполагается полное внедрение системы автоматического возврата дебетового сальдо на основе системы управления рисками. Этот год можно определить в качестве момента перехода на классическую систему НДС и ликвидации части льгот по нему.

Льготы по импорту оборудования, не производимого в Казахстане, сохранены до 2012 года. В целях сохранения равенства в условиях, освобождение реализации с территории «свободного склада» также будет сохранено на аналогичный срок.

В рамках реформирования социального налога предлагается осуществить переход от действующей регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов. Принимая во внимание, что сумма социального налога уменьшается на отчисления в Государственный фонд социального страхования, реальная ставка социального налога, зачисляемая в бюджет, будет равна 7 процентам в 2009 году и 6 процентам в 2010 году.

Единая ставка по индивидуальному подоходному налогу будет сохранена на уровне 10 процентов.

Проектом предусматривается реформирование блока имущественных налогов, а именно, налогов на имущество и транспортные средства.

Так, предлагается по налогу на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сократить объект налогообложения со всего имущества (основных средств и нематериальных активов) до недвижимости. Это позволит не взимать налог с оборудования и машин. При этом в целях сохранения доходов местных бюджетов предлагается увеличить ставку с 1 до 2 процентов.

По налогу на имущество физических лиц предлагается повысить ставки на дорогостоящее имущество с 0,5 до 1 процента, начиная со стоимости свыше 120 млн. тенге. Это изменение позволит более полноценно облагать дорогостоящую недвижимость и придать большую прогрессивность в налогообложении физических лиц.

По налогу на транспортные средства предлагается исключить поправочные коэффициенты на легковые, грузовые и специальные автотранспортные средства в зависимости от срока эксплуатации. Это упростит расчеты, и, главное, сделает равным возмещение экологического загрязнения при одинаковой мощности мотора вне зависимости от возраста машины.

Проектом предусматривается совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса.

В течение последних лет была значительно снижена нагрузка на малый бизнес в рамках специальных налоговых режимов. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки не возможно, если принять во внимание, что ставки налога в этих специальных налоговых режимах равны 2 и 3 процентам, при этом, данный налог заменяет уплату подоходного и социального налогов.

Однако, принимая во внимание необходимость сокращения теневого сектора экономики и систематизации налогообложения на рынках, предлагается с 2011 года ликвидировать специальный налоговый режим на основе разового талона. Исключение этого режима не затронет тех, для кого он изначально создавался, т.е. лиц, осуществляющих эпизодическую деятельность. Они будут подпадать под необлагаемый минимум в размере 12 минимальный заработных плат, следовательно, не будут признаваться как осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Некоторые изменения коснулись и режима налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Установленная действующим Налоговым кодексом ставка единого земельного налога - 0,1% от оценочной стоимости земли является очень низкой для крупных крестьянских (фермерских) хозяйств, а также не стимулирует эффективное использование сельскохозяйственных площадей. Предлагается ввести прогрессивную шкалу ставок единого земельного налога от 0,1% до 0,5% в зависимости от площади земельных участков и территории. При этом будут сохранены другие режимы для производителей сельскохозяйственной продукции: уменьшение налогов на 70% для юридических лиц, уменьшение на 70% НДС для переработчиков сельхозпродукции.

Снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор, создание благоприятных инвестиционных условий требует повышения экономической отдачи от добывающего сектора экономики. Данное направление, определенное в послании Президента, было реализовано в коренном изменении системы налогообложения недропользователей.

Проектом нового Налогового кодекса предполагается замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ будет производиться от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанных по мировым ценам. При этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, малодебетные месторождения, будут установлены льготные ставки.

Изменение методологии начисления рентного налога и налога на сверхприбыль, база исчисления - объем добычи исходя из мировых цен

Предлагается упразднить контракт на недропользование в виде Соглашения о разделе продукции (СРП), кроме заключенных до введения кодекса. Также будет исключено положение о «стабильности» налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта ТШО и действующих СРП.

Данные изменения позволят увеличить коэффициент налоговой нагрузки для недропользователей нефтяной сферы (при цене 60 $) с 49% до 62%.

Главой государства в Послании народу Казахстана поставлена задача по приведению налогового администрирования в соответствие с реалиями нового этапа развития Казахстана. Наряду с другими направлениями налоговой реформы четко определено, что новый Налоговый кодекс должен стать законом прямого действия, при этом сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. В связи с чем, в налоговый кодекс максимально включены нормативные правовые акты в области налогообложения, упрощены налоговые процедуры.

Проектом предусматривается введение понятия и порядка ведения налогового учета. Это позволит исключить необходимость регулярной сдачи большого объема информации об объектах налогообложения в форме приложений к налоговой отчетности. Также из налоговой отчетности будет исключена информация, которая может быть получена от других государственных органов. В целях предупреждения расширения форм налоговой отчетности по инициативе налоговых органов кодексом определяются основные подходы к составлению налоговых форм.

Кроме сокращения форм отчетности будет предусмотрено продление и унификация сроков ее представления, увеличены размеры налоговых периодов до одного квартала, а также возможность не представлять отчетность в период приостановления деятельности.

Также кодекс закладывает законодательную основу для широкого внедрения информационных технологий в процесс уплаты налогов и других обязательных платежей. Вводится новая форма платежного документа, предусматривающая отсутствие требования к налогоплательщику по указанию в платежных документах реквизитов единого казначейского счета. Устанавливается возможность формирования электронного платежного поручения при сдаче налоговой отчетности в электронном виде (в действующем Налоговом кодексе такая возможность отсутствует). Предусматривается развитие Web-киосков и других электронных средств (интернет, банкоматы) с реализацией услуг по получению информации о сумме налоговой задолженности, выдаче платежного поручения со всеми реквизитами для уплаты, а также приему наличных денег в счет оплаты налогов в бюджет.

Проект содержит четкую регламентацию действующих методов налогового контроля, а именно, определяется цель и порядок камерального контроля, порядок проведения проверок. При этом проект предусматривает переход к системе управления рисками (СУР), что позволит концентрировать внимание органов налоговой службы на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся ресурсов. Результаты применения СУР будут являться основанием для проведения налоговых проверок, а также для автоматического возврата НДС.

Также проект содержит комплекс норм, направленных на четкое определение порядка исполнения налоговых обязательств при осуществлении совместной деятельности, слияния и поглощения. Это позволит в полной мере отразить в налогообложении современные бизнес явления.

Проект Кодекса предусматривает введение постоянно-действующего и транспарентного механизма совершенствования налогового законодательства. Проект содержит положения о постоянном консультационно-совещательном органе - Консультационном совете по вопросам налогообложения. Данный орган будет состоять не менее чем из 15 членов - представителей объединений предпринимательства и государственных органов. Председателем Консультационного совета будет Премьер-Министр Республики Казахстан. Высокий статус совета позволит оперативно решать вопросы по устранению неясностей, неточностей и противоречий, которые могут возникнуть в ходе исполнения налоговых обязательств, а также по пресечению возможных схем уклонения от уплаты налогов.

В целях реализации норм нового Налогового кодекса разработаны проекты Законов Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» и «О введении в действие Налогового кодекса». Проекты направлены на избежание дублирования норм действующего законодательства и нового Налогового кодекса, на устранение коллизий между нормами действующего законодательства, затрагивающими сферу налогообложения, и нового Налогового кодекса.

Уважаемые депутаты!

Новый Налоговый кодекс создаст условия для устойчивого развития и диверсификации экономики, обеспечит сокращение теневого сектора экономики, улучшит инвестиционный климат Казахстана, что будет способствовать притоку капитала в страну и позволит снизить налоговую нагрузку на несырьевой сектор экономики. Приведение Налогового кодекса в соответствие с принципом закона прямого действия, глубокая регламентация действий налоговых органов, построение системы налогового контроля, позволят снизить коррупциогенность налоговой системы и обеспечить эффективное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.

Құрметті депутаттар!

Жаңа Салық кодексін қабылдау экономиканың тұрақты дамуына және әртараптануына жағдай жасайды, экономиканың көлеңке секторын қысқартуды қамтамасыз етеді, Қазақстанның инвестициялық климатын жақсартады, ол елге капитал ағымын ықпал етеді және экономиканың шикізаттық емес секторына салықтық жүктемені төмендетуге мүмкіндік береді. Салық кодексін тікелей қолданылатын заңның принциптеріне сәйкес келтіру, салық органдары әрекеттерін терең регламенттеу, салықтық бақылау жүйесін құру салықтық жүйесінің сыбайлас жемқорлығын азайтуға мүмкіндік береді және салық органдары мен салық төлеушілердің тиімді өзара іс-қимылын қамтамасыз етеді.

Назар қойып тындағандарыңызға рахмет!


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии