Не по кодексу паспорт?

11 сентября 2008, 14:44
Фото:

Не по кодексу паспорт?

Внесенный на рассмотрение Парламента Правительством проект Бюджетного кодекса, презентация которого состоялась во вторник в Мажилисе, вызывает у депутатов не меньше вопросов, чем представленный днем ранее «черновой» вариант Налогового кодекса. Характер дискуссии при предварительном обсуждении обоих документов показывает, что, дабы привести содержание новых актов к оптимуму, профильному комитету нижней палаты совместно с представителями Кабмина предстоит проделать кропотливую работу.

Заседание по Бюджетному кодексу с участием заместителя председателя Мажилиса Сергея Дьяченко и руководителя рабочей группы по законопроекту Татьяны Яковлевой вела глава Комитета палаты по финансам и бюджету Гульжана Карагусова. Об основных новеллах документа доложил министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов. По его словам, проект кодекса разработан во исполнение Послания Президента народу Казахстана нынешнего года. Он позволит построить в республике новую бюджетную систему с трехлетним бюджетом в основе и охватывает такие ключевые области, как роль стратегических и программных документов в бюджетном процессе, формирование бюджетных программ в соответствии с переходом на планирование бюджета, ориентированного на результат, повышение ответственности администраторов бюджетных программ за достижение результатов деятельности, оценка результатов, система государственного финансового контроля.

Впервые проект Бюджетного кодекса регламентирует все операции и стадии бюджетного процесса: от момента формирования бюджетных заявок на основе стратегических направлений и целей до проведения комплексной оценки результативности деятельности каждого государственного органа. Примечательно, что деятельность министерств и ведомств теперь должна будет переориентироваться на оказание госуслуг. В связи с чем в проект включены понятия «государственная услуга», «стандарт государственной услуги» и «реестр госуслуг».

Меняется формат и роль бюджетных программ. Благодаря этому администраторы смогут вздохнуть свободнее, поскольку отпадает необходимость составления паспорта бюджетной программы.

Кроме того, планируется внедрить такой термин, как меморандум, — документ, подтверждающий намерения руководителя госоргана обеспечить, в пределах отведенных на очередной финансовый год бюджетных средств, достижение прямых и конечных результатов деятельности возглавляемой структуры, предусмотренных в стратегическом плане. Меморандум подлежит опубликованию и утверждается, в зависимости от подчиненности госоргана, Президентом или уполномоченным им должностным лицом, а также Премьер-Министром.

Как подчеркнул министр экономики, предусмотренное проектом кодекса внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, требует совершенствования бухгалтерского учета государственных учреждений. В этой связи предлагается внедрить метод начисления в бухгалтерский учет, что обеспечит получение полной информации обо всех операциях сектора госуправления, учет всех затрат, связанных с предоставлением госуслуг. Вдобавок изменены условия использования остатков бюджетных средств на начало финансового года, новые подходы будут применяться и при формировании отчетов.

Важный момент обсуждаемого документа — внедрение комплексной системы мониторинга, контроля, аудита и оценки бюджетных расходов. Она вберет в себя и бюджетный мониторинг — постоянное отслеживание и анализ данных по исполнению бюджета, финансовым и нефинансовым показателям деятельности госоргана, оценку результатов — комплексную и объективную оценку их влияния на развитие экономики страны или региона, отдельно взятой отрасли экономики, общества. При этом станет использоваться информация неправительственных организаций о качестве госуслуг, полученная на основании опросов их получателей. Итоги оценки результатов подлежат публикации в СМИ.

Б. Султанов также сообщил, что Бюджетный кодекс вступит в силу с первого января будущего года. При этом трехлетний республиканский бюджет уже сформирован по новой идеологии. На региональном уровне формирование бюджета по предлагаемой модели планируется внедрить с 2010 года. Реализация норм, направленных на бюджетирование, ориентированное на результаты, потребует дополнительных финансовых затрат.

В реализацию положений кодекса Правительство вносит на рассмотрение депутатов поправки в законы о госзакупках, о местном госуправлении, об акционерных обществах, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, об архитектурной, градостроительной и строительной деятельностях, об административных процедурах, Кодекс об административных правонарушениях.

Ряд мажилисменов в ходе презентации высказался против исключения из КоАПа административной ответственности за нецелевое, неэффективное и необоснованное использование бюджетных средств. По их словам, нерадивых администраторов бюджетных программ теперь можно наказать только по нормам Закона «О госслужбе», что весьма затруднительно.

Депутат Владимир Нехорошев посетовал на отсутствие и в проекте Бюджетного кодекса, и в проекте республиканского бюджета на три года путей решения проблемы изношенности жилого фонда. По его мнению, у местных бюджетов и рядовых граждан нет денег на ремонт подъездов, латание крыш и облагораживание фасадов. Однако Б. Султанов отпарировал, что если в этом задействовать республиканский бюджет, то сотни миллионов тенге надо будет направить в частный сектор.

— Подобное невозможно, тем более если мы придерживаемся идеологии воспитания у наших граждан правильного отношения к частной собственности, — сказал глава Минэкономики.

Председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Владимир Бобров считает, что в проекте кодекса не заложено усиление роли местных представительных органов в решении локальных финансовых вопросов. По его словам, отношения между маслихатами и акимами сегодня выстраиваются так же как у Парламента с Правительством. Сегодня ни одна норма в законе не может быть принята без получения на то положительного заключения Кабмина. Точно так же аким вправе не одобрить решение маслихата.

— Когда же бюджетная система в нашей стране включит сельские бюджеты? — спросил В. Бобров. — Ведь в перспективе нам принимать Закон «О местном самоуправлении».

Б. Султанов ответил, что существующую систему межбюджетных отношений, уже доказавшую свою эффективность, предлагается сохранить. Поэтому бюджеты сел останутся на уровне смет расходов в районных.

— Сейчас необходимо сосредоточиться на внедрении бюджетирования, ориентированного на результат, на ступени республиканского и местных бюджетов, и только потом можно будет думать о сельских, — отметил министр.

Председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Жаксылык Доскалиев считает, что в Бюджетном кодексе целесообразно предусмотреть акимам возможность финансирования целевой подготовки дефицитных специалистов. Его коллега Валерий Вишниченко указал на то, что в законопроекте не учтено предложение депутатской группы «Жана Казакстан» по финансированию мероприятий в сфере укрепления межэтнических отношений.

Депутат Алтай Тлеубердин выразил сомнение насчет ставки Правительства в области финансового контроля, согласно содержанию проекта кодекса, на внутренние службы министерств и ведомств. Подобные структуры существовали в советское время и были малоэффективными. Гораздо лучше, по его мнению, укреплять систему казначейства Министерства финансов, которая могла бы отслеживать движение всех бюджетных потоков.

Максим ШИМАНСКИЙ


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?