Горячие новости
Читайте также

Японское чудо. Казахстану есть чему поучиться в воспитании подрастающего поколения у Страны восходящего солнца

Фото : 11 сентября 2008, 18:44

Японское чудо

Казахстану есть чему поучиться в воспитании подрастающего поколения у Страны восходящего солнца

В середине июня глава Казахстана посетил с визитом Японию. Накануне отъезда, отвечая на вопросы журналистов, Нурсултан Назарбаев сказал: «В период глобализации для сохранения нашего достояния мы должны учитывать многое. В этой связи, к примеру, стоит брать пример с японцев, которые одеваются в кимоно, ходят в храмы и при этом создают новейшие разработки в области высоких технологий. Иными словами, сохранение само-бытности вовсе не означает консервацию». Значительную роль в такой жизни многомиллионного народа играет воспитание и образование. Лично познакомиться с «японским чудом» в образовании довелось президенту Академии педагогических наук Казахстана Аскарбеку Кусаинову, который входит в исполнительный комитет Всемирного совета обществ по сравнительному образованию. Сегодня он делится с нами своими впечатлениями.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Моя поездка в Японию состоялась по приглашению руководителя научно-исследовательского проекта по изучению системы образования в странах СНГ, профессора кафедры международного образования и сравнительной педагогики НИИ комплексного изучения человека университета Цукуба Миней Акико в конце июня. Участниками проекта являются известные в Японии ученые в области сравнительной педагогики и системы образования. Эта исследовательская группа была создана в 1975 году под руководством профессора Сатоши Каванобе, работавшего заведующим лабораторией сравнительной педагогики японского государственного исследовательского института педагогики с целью изучения проблем системы образования и педагогической науки СССР. После распада Советского Союза группа занималась изучением системы образования Российской Федерации.

В 2008 году центр получил грант от японского общества содействия развитию науки для изучения проблем системы образования и педагогической науки в новом для них регионе – в Центральной Азии. Это обусловлено тем, что интерес Японии к этому региону растет, особенно в свете развития и укрепления отношений между нашими странами. Проект рассчитан на 3 года и проводится по теме «Сравнительное исследование образовательной политики в странах Центральной Азии в постсоветский период».

Целью моей поездки было проведение консультации для разработки стратегии исследования и выступление с докладами в университете Цукуба и на 44-й ежегодной конференции японского общества сравнительной педагогики, которая проходила в университете Тохоку. В связи с моим приездом было организовано заседание «круглого стола» на тему «Образовательная политика в странах Центральной Азии». В работе конференции принимали участие около 400 компаративистов Японии.

Восьмидневный план пребывания в Стране восходящего солнца был насыщенным: предстояло посетить министерства, научные и образовательные учреждения, провести беседы с учеными.

О системе образования Японии достаточно много написано. Это страна, которая на протяжении всей своей истории уделяла серьезное внимание воспитанию молодого поколения. Мы хорошо знаем об указе императора Мэйдзи «Великие принципы образования», изданом в 1879 году, и о принципе «Вакон есай» («Японский дух – западная технология»), который по сей день определяет стратегию развития образования Японии. Также нам известен «Культ учителя», который является святым принципом для детей Японии.

Мне очень хотелось увидеть, почувствовать на себе, как эти принципы проявляются в реальной жизни Японии. Поэтому я попросил один день своего визита посвятить школе. Эта просьба была удовлетворена, и 25 июня целый день, от звонка до звонка, я провел в начальной школе университета Цукуба в Токио.

Эта школа была основана в 1880 году, через год после подписания указа императора Мэйдзи, для реализации основных его положений. Напомню, что после выхода в свет этого императорского указа начался возврат к конфуцианским морально-этическим принципам воспитания и образования. «Люди должны сначала воспитать в себе духовность и придерживаться моральных устоев, а затем они могут усвоить различные предметы в соответствии со своими способностями», – отмечалось в документе.

Цели школы, определенные в год ее создания, то есть 128 лет тому назад, до сих пор остались неизменными. Их четыре. Во-первых, это воспитание ребенка, который углубленно осознает себя человеком. Во-вторых, это воспитание ребенка, который передает, создает и развивает культуру. В-третьих, это воспитание ребенка, который осознает себя гражданином Японии. В-четвертых, воспитание здорового и активного ребенка. Основной задачей школы является предоставление начального образования в соответствии с духовным и физическим развитием учащихся. Начальная школа в Японии – 6-летняя. В этой школе 4 первых класса, 4 вторых и так далее. В каждом классе по 40 детей. Итого в школе обучаются 960 учащихся.

После того, что я увидел, побывав один день в японской школе, состоялась встреча с заместителем директора по учебной работе сэнсэем Ясуо Хасегова, замдиректора по научной работе сэнсэем Хозомицу в присутствии сопровождавших меня профессора университета Цукуба Минору Отани и докторанта из Казахстана Куаныш Тастамбековой.

Сэнсэй – наставник

Почему я везде пишу слово «сэнсэй» – учитель? Потому что достойно уважения традиционно почтительное отношение японцев к школе, Учителю с большой буквы. Учитель является для учащихся моделью высоконравственной личности, примером для подражания. «Учитель – это национальное достояние», – считают японцы. «Отступи на три шага, но на тень учителя не наступай», – гласит древняя мудрость. Поэтому они всегда подчеркнуто, с уважением произносят слово «сэнсэй». Меня тоже называли не профессором Кусаиновым, а сэнсэй Кусаинов. Я почувствовал ответственность этого слова, этого звания.

У японцев понятия философии образования, воспитания, формирования человека самым тесным образом связаны между собой. Традиционно цель обучения в японской школе больше воспитательная, чем образовательная. Ибо в народе считается, что намного лучше быть хорошим человеком, чем ученым. Эта цель реализуется в учебных планах начальной школы посредством специфических учебных предметов.

В школе, где я побывал, дети занимаются 5 дней в неделю. В первом классе проводятся занятия по японскому языку, математике, музыке, нравственному воспитанию, рисованию и черчению, физкультуре и так называемый «общий час» в объеме 3 часов. В ходе «общего часа» дети занимаются по разным тематикам. К примеру, 1 час – английским языком, 1 час – экологией. В третьем классе к этим предметам добавляются обществоведение и естествознание, а в 5-м классе добавляется еще домоводство и волонтерство – это работа с пожилыми людьми, уборка мусора и прочая общественно полезная деятельность. Таким образом, в начальных классах 70 процентов составляют предметы, формирующие эмоциональную сферу личности. Это соотношение сохраняется и в старших классах. В выпускных классах, несмотря на увеличение набора дисциплин, относящихся к математике и естествознанию, 50 процентов составляют гуманитарные предметы.

Особое внимание уделяется физическому воспитанию. Преимущество отдается большому объему физической нагрузки, разнообразным подвижным играм, среди которых особо популярны салки, скакалки, эстафеты. Причем самое удивительное заключается в том, что учителя участвуют в этих играх наравне с детьми. Обычным явлением в школах являются экскурсии, походы, «осанпо» (пешеходные прогулки по окрестностям) и организованные походы в горы, даже покорение определенных горных вершин. Учитель Ясуо Хасегова мне с огромным удовольствием говорил о том, что они ежегодно несколько раз организовывают массовый заплыв в море на расстояние три километра и в нем принимают участие даже маленькие дети. Показал фотографии. Японский метод закаливания заключается в том, что ребенок должен быть максимально приближен к природным условиям выживания, то есть зимой стойко переносить холод, а летом – жару. Наряду с повышением природной сопротивляемости детского организма одним из основных и очень привлекательных элементов воспитания является приучение ребенка к телесной чистоте. Культ чистоты проявляется не только в чистых руках, но и в чистом теле, чистом белье и одежде, чистых волосах и зубах.

В школе, где я провел целый день, в коридоре есть низко расположенные краны только с холодной водой, откуда дети берут воду для проведения уборки. Ученики и зимой пользуются только холодной водой. И не было ни одного случая заболевания по этой причине. Кроме школы, каждая семья обязательно занимается закаливанием своих детей с раннего возраста. Здесь, видимо, уместно сказать о том, что по продолжительности жизни Япония находится на первом месте в мире. Для сравнения: средняя продолжительность жизни японцев почти на 20 лет больше, чем средняя продолжительность жизни казахстанцев.

Как я уже сказал, нравственное воспитание детей является главной задачей всей школы. Она осуществляется в двух аспектах. Во-первых, она пронизывает деятельность всей школы. Это – проведение утренней зарядки, процедура обеда, повседневная уборка школы, методика проведения занятий и общения с детьми. Во-вторых, проведение специальных занятий по нравственному воспитанию, куда можно отнести занятия по домоводству. Нравственному воспитанию уделяется серьезное внимание при проведении занятий по японскому языку, музыке, рисованию и черчению, физкультуре и по экологии. Основные задачи учителей на занятиях по домоводству – посредством собственного личного опыта воспитать самостоятельность в человеке, пробудить познавательную деятельность, осознать взаимосвязь с окружающей средой, получить основные навыки самостоятельной жизни: уметь познать, наблюдать и делать соответствующие выводы в различных жизненных ситуациях, уметь помочь ближним. Немаловажно, что дети изучают особенности японской кухни, учатся готовить национальные блюда, умело их подавать и употреблять.

В Казахстане молодые люди на улице бросают сигареты, бумажки, даже бутылки от напитков. Сможет ли подобным образом поступить ребенок, который каждый день убирал школу своими руками? Думаю, что нет. Воспитанные в таком духе дети везде будут соблюдать чистоту и порядок и бережно относиться к окружающей среде.

Мне показалось, что в школе, где я побывал, учатся «не простые» дети. Сэнсэй Хасегва с улыбкой сказал, что среди выпускников школы три премьер-министра Японии и даже один лауреат Нобелевской премии. Будучи школьниками в свое время, все они также занимались уборкой школы. Этой традиции более ста лет.

Я спросил у сэнсэя Хасегвы, почему в основной цели школы ни слова не сказано о качестве образования, а основной упор в образовательном учреждении делается на воспитании. Вердикт сэнсэя таков: это задача каждого учителя.

Когда мы говорим о Японии, то имеем в виду страну, которая заставила обратить на себя внимание необычными темпами своего социально-экономического и интеллектуально-технологического прогресса.

Известно, что одним из главных факторов быстрой индустриализации Японии является ее успех в области просвещения. Нам представляется, что тесная взаимосвязь образования с национальной традицией является отличием, явно заслуживающим своего места в числе факторов, породивших «японское чудо», своеобразным «японским чудом в образовании».

100 лет назад по уровню образования Япония занимала одно из ведущих мест в мире, а позднее она удивила мир промышленными успехами. Следовательно, было в содержании образования нечто такое, что позволило потом обществу плавно осуществлять свои реформы и встречать все вызовы мирового сообщества через гибкую адаптацию к новым требованиям и условиям всего своего общества. Образование транслировало ценности и нормы, а никак не профессиональные навыки, которые передавались совершенно в иных сферах. Другими словами, делало то, чем оно и должно заниматься. Вот почему, когда появились новые профессиональные области, японцы освоили их очень легко и быстро. Их уровень образованности без проблем позволял им превращаться в сознательные винтики любой промышленной машины.

«Японское чудо» в образовании заключается в том, что на протяжении многих лет (десятков, а может и сотен) оно не рассматривалось в узкопрагматических рамках, как средство решения каких бы то ни было производственных, промышленных и прочих проблем. Об этом, в частности, косвенно свидетельствует и то, что реформы японского образования никогда не зависели от традиционных, фиксируемых в литературе условий и предпосылок – наступления капитализма, качественного изменения промышленно-производственной базы, а имеют свою собственную последовательность и историю.

Образование в Японии всегда сохраняло родовую характеристику – работало в широком социокультурном контексте с ценностно-смысловыми конструктами. Здесь мы фактически выходим на понимание того, как общество смогло реализовать интересы личности таким образом, чтобы эта самая личность не восприняла действо как посягательство на свою свободу.

Японцы не путают производственные успехи со смыслом жизни и вечными ценностями. Заложенная в основах их трудовой жизни конфуцианская этика, основанная на высоком чувстве долга и обязанности, позволяет преодолеть чувство отчуждения, конфликты, создать атмосферу взаимной заинтересованности и гармонии даже в современных условиях промышленного производства.

Японская система непрерывного образования пропагандирует три основных жизненных принципа, отражающих духовно-нравственные ценности японского общества. Первый – «учись думать, принимай решения самостоятельно, ищи и находи лучшие пути решения проблемы». Второй – «понимай красоту, воспитывай в себе чувство прекрасного, будь красив душой, добр сердцем, будь способен к сочувствию». Третий – «будь здоров, вынослив, силен».

В Японии детям с раннего возраста прививают уважительное отношение к старшим. Например, всегда можно заметить, что при общении людей старший по возрасту практически сразу присваивает себе право на монолог, и младший это принимает как само собой разумеющееся, просто внимая человеку, обладающему большим опытом. С культом старшинства, скорее всего, связано и превалирование смысла жизни над всеми частными и переходящими ценностями и интересами. Ведь жизнесмысловой компонент обычно становится значим уже в зрелом возрасте. И безусловно, авторитет старшего, который рассуждает о том, к чему пришел сам в результате прожитой жизни, позволяет ему транслировать молодым важные социальные нормы.

Разве наши предки нас так не воспитывали? Мы можем найти очень много схожего между японской системой духовно-нравственного воспитания детей, имеющей вековые традиции, и традиционным духовно-нравственным воспитанием казахского народа, также имеющим вековые исторические корни. Так и хочется сказать: «Восток – дело тонкое». Но, к большому сожалению, многие ценности у нас потеряны, забыты и идеологизированы.

В своем послании народу Казахстана в 2006 году президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации». Но о казахстанской системе образования – позже.

Подготовила Александра АЛЕХОВА, Алматы

Один день из жизни японских школьников

Ровно в 8.05 начинается утренняя зарядка. Она длится 20 минут. Занятия проводят ответственные за класс учителя. Дети очень активные, никто не стоит без движения. В основном используются скакалки и организовываются эстафетные игры. 20 минут времени отводится для принятия душа или купания в бассейне. В 8.45 начались занятия, никто не опоздал. Некоторые дети пришли на занятие с полотенцем на голове. Но это было воспринято как должное, никто на них не обращал внимания.

Посетил два занятия в разных классах сэнсэя Танаки Хироши. Он является одним из известнейших методистов Японии. Регулярно проводит показательные занятия по телевидению для всей страны. Мастерство учителя чувствуется во всех его объяснениях и движениях. Дети занимаются без принуждения, я видел это своими глазами. Каждый ученик сидит за своей партой. Во время занятий, когда нужно было работать в коллективе, они несколько раз соединяли парты, затем их разъединяли. Но все это делается очень быстро и свободно. За партой – сидят так, как хотят. Видно, что это им позволено.

На уроках дети активно вместе с учителем обсуждают материал. Все они являются участниками учебного процесса, а не пассивными получателями знаний.

За целый день пребывания в школе не слышал, чтобы кто-то из учителей повысил голос на учеников. В Японии это не принято. Традиция – терпеливая работа с детьми столько, сколько потребуется, чтобы они сами осознали свои ошибки. Я посмотрел контрольные работы учеников. Не увидев ни одного исправления рукой сэнсэя Хироши, я спросил, неужели вообще нет ошибок? На это он с улыбкой ответил, что ошибки, конечно, есть.

– Вы видите поставленные им знаки? – продемонстрировал работы учеников сэнсэй. – Увидев эти знаки, дети поймут, что есть ошибки в их контрольных работах. Они, самостоятельно поработав еще раз, покажут мне результаты. Если понадобится, то я им объясню еще раз, пока полностью не будет освоен материал.

Вместе с нами на занятиях присутствовали и родители. Они стояли, на них никто не обращал внимания. Оказывается, это обычное явление. Родителям разрешается посещать занятия, это даже поощряется. Официально 3 раза в год проводится день для родителей, чтобы они полностью познакомились с жизнью школы. В эти дни все родители, почти без исключения, посещают школу.

После четырех уроков была большая перемена продолжительностью один час. Во время перерыва дети обедают и убирают школу. Мы были приглашены во второй класс сэнсэя Хироши. Парты были соединены по четыре. Дети сидели, видя друг друга. На нескольких тележках дети сами привезли обед. Каждый сам себе аккуратно на тарелки накладывал еду. Когда все получили еду, они расселись по своим местам, пожелав друг другу приятного аппетита, и приступили к обеду. Сэнсэй Хироши тоже обедал за своим рабочим столом. Потом они быстро и аккуратно сложили в тележки посуду и несколько учеников быстро их унесли.

Я даже не успел сообразить, как вся школа через несколько минут стала местом всеобщей уборки. Наведением порядка занялись все дети. У всех в руках были ведра, тряпки и швабры. Дети сами убирали все помещения школы, включая актовый зал, и две спортплощадки. Не забыли школьники о цветах и деревьях. Самое главное, что учащиеся все делали своими руками, без помощи учителей. Затем я увидел нескольких учителей, одетых в спортивную форму и наблюдавших за действиями детей. Заметил, что в классе все работы распределены по возрасту учеников. Старшие носили воду, передвигали парты, а самые маленькие, намочив тряпки, мыли полы. Ровно через час все ведра, швабры, тряпки и другие инструменты были аккуратно расставлены по своим местам, а все дети уже сидели за партой. В коридоре никого не было. Замдиректора отметил, что один раз в месяц дети делают генеральную уборку, тогда они моют все окна.

На последнем занятии на спортплощадке один класс занимался физкультурой. Кто-то, везя за собой специальную тележку, бегом расчерчивал белые дорожки по всей спортплощадке. Так спортплощадку готовил к проведению очередного занятия учитель по математике Хироши. Когда мы подошли к нему, он с улыбкой еще раз поздоровался с нами. Я видел лицо по-настоящему счастливого человека. Видел, как дети с любовью смотрели на своего учителя.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии