Увеличение таможенных пошлин на иномарки - забота об экологии или об интересах российского автопрома?

12 сентября 2008, 10:36
Фото:


В последнее время мы свыклись с мыслью, что рано или поздно правительство пролоббирует интересы автодилеров, введя ограничения на ввоз в страну старых легковых автомобилей. Но никто не думал, что чиновники станут бить рублем и по относительно свежим иномаркам. По последним данным, в самое ближайшее время может существенно повыситься пошлина даже на импорт трехлетних машин. Есть, конечно, определенные надежды на то, что проект поправок, разрабатываемый правительством к 22 сентября в угоду ОАО «АвтоВАЗ» и их казахстанского потенциального партнера, так и не будет введен. Существует версия, что его готовят якобы только для того, чтобы продемонстрировать россиянам, согласным на сделку с АО «Азия Авто» лишь при введении у нас ограничений на импорт, аналогичных российским.

В мае этого года стало известно о намечающейся сделке между АвтоВАЗом (АВ) и казахстанским атопредприятием АО «Азия Авто» (АА). По версии нашей стороны, АВ собирается купить у АА 25-процентный пакет завода, находящегося в Усть-Каменогорске. Российские СМИ, цитируя слова менеджеров тольяттинского автогиганта, сообщают о своем намерении полностью прибрать к рукам флагман казахстанского «отверточного» автопрома.

Газета «Коммерсантъ» 27 августа в материале «АвтоВАЗ закроет границы Казахстана. Чтобы продавать там больше новых иномарок» сделала уточнение, что эта сделка состоится только в том случае, если правительство Казахстана удовлетворит требования россиян ввести у себя ограничения на ввоз подержанных иномарок. По версии издания, это станет ясно во время визита президента РФ в Актобе, намеченного на 22 сентября. Медведева в этой поездке будет сопровождать внушительный десант из Тольятти. Вазовцы согласны работать с нами (вернее, не с нами, а с «Азией Авто») если мы (вернее, не мы, а власть) хотя бы гармонизируем таможенные сборы до уровня РФ. Там на ввоз подержанных иномарок, находящихся в эксплуатации более семи лет, действуют пошлины в размере 25 процентов от стоимости автомашины, но не менее 45 евроцентов - 1 евро за каждый кубический сантиметр объема двигателя.

В Казахстане, видимо, кто-то в правительстве или среди серых кардиналов, имеющих возможность давить на кабинет министров, очень хочет, что- бы данная сделка непременно состоялась. Поэтому велика вероятность, что в скором времени за растаможку семилетних и старше легковых автомобилей придется платить от 1,4 до 3,2 евро с каждого кубического сантиметра объема двигателя. Но это еще не все. Дело в том, что в проекте поправок предусматриваются ограничительные меры на импорт более свежих машин. Так, автомобили от 3 до 7 лет будут облагаться пошлиной в размере 25 процентов, но не менее 0,45-2,35 евро за кубик. А машины до трех лет эксплуатации придется растаможивать не так, как раньше, - не за 10 процентов от стоимости, а за 25, если эта сумма не ниже 1-2,35 евро за каждый сантиметр объема мотора.

По информации источников в правительстве, эти поправки предполагается внести в «Экологический кодекс Республики Казахстан» по вопросам регулирования ввоза экологически опасных технологий, техники и оборудования. Разработчиком этого документа является Министерство охраны окружающей среды. По регламенту парламента, Мажилис их должен одобрить или забраковать уже в этом месяце. Но высока вероятность и введения поправок отдельным постановлением правительства, если вдруг заартачатся послушные в обычное время депутаты.

Можно, конечно, просчитать самостоятельно, насколько изменится после одобрения этого нововведения стоимость легковых автомашин, допустим, 1997-1998 годов выпуска, а потом негодовать или расстраиваться. Например, ввезенная «Тойота - Королла», допустим, 1995 года выпуска станет стоить вместо нынешних 6-6,5 тысячи долларов 13,5-14. Более того, опять на откуп таможенникам предполагается отдать так называемую вилку. Это когда чиновник начнет самостоятельно принимать решение по размеру платежа - из расчета 1 евро за каждый кубик или же по 2,35?

Но на самом деле не это самое главное. Уже сейчас ясно, что если мы все-таки пойдем на поводу у российского автопрома, то испытывающий трудности отечественный серый авторынок вообще зависнет. Несколько десятков тысяч самозанятых казахстанцев лишатся источника пропитания. Более точной статистики по поводу количества автоперегонщиков, маклеров, базарных перкупщиков и обслуживающих их частников нет ни у правительства, ни у общественных организаций.

Кроме того, по словам заместителя председателя независимого автомобильного союза Григория Кременецкого, подобные меры, если их все же введут, окажут мультипликативный эффект на всю экономику. Дело в том, что огромное количество людей сейчас нанимаются на работу в малый и средний бизнес со своими старенькими иномарками. Это целая армия курьеров, экспедиторов, настройщиков кабельного телевидения и Интернета, ну и, естественно, тех, кто занимается частным извозом. Для сотен тысяч людей, в основном или молодых, или предпенсионного возраста, цена вхождения в свой или чей-то чужой бизнес окажется неподъемной.

Подобные потрясения предприятия МСБ уже испытали с вводом запрета на ввоз праворульных автомобилей. Тогда правительство не удосужилось просчитать, что среди «опальных» иномарок достаточно много маленьких пикапов, рефрижераторов и другой дефицитной для мелких предпринимателей техники.

Игорь НЕВОЛИН, Алматы

Сергей УТКИН, юрист:

Безусловно, это решение можно расценивать как лоббирование. Дело в том, что по закону правительство может принимать подобные решения. Вопрос в другом: насколько они разумны? На мой взгляд, это приведет к значительному сокращению автомобильного парка в стране. Средний автомобиль станет практически недоступным по цене обычному казахстанцу, поскольку цена возрастет более чем вдвое. Придется либо вообще похоронить мечту о собственном автомобиле, либо купить совершенно изношенный. Мы, конечно, сильно отстаем по уровню жизни от развитых западных стран, однако наше общество потихоньку подошло к рубежу, когда совершенно старые автомобили уже не перепродаются, а их выбрасывают. Однако после такого постановления весь хлам вернется на дороги через вторичные рынки.

Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ, президент экологического общества «Табигат»:

- Это не забота об экологии, а чистой воды лоббирование. Ввозимые автомобили не такие уж плохие. Там же ведется контроль. Для спасения экологии нужны совершенно иные меры, комплексные. В частности, развитие общественного транспорта. Нужно создавать новые автопарки, восстанавливать трамвайные линии. Если это невозможно, то запускать как можно больше троллейбусов, метро, велосипедный транспорт развивать хотя бы в условиях летних городов, регулировать движение автомобилей, развивать малые улицы. Конечно, с принятием этого решения далеко не все смогут купить машину. Но с нормально развитой системой общественного транспорта такая необходимость не будет стоять остро.

Серик ОСПАНОВ, депутат Мажилиса парламента:

- Я давно высказывал предложение сделать зарубежные автомобили более доступными. Размеры пошлин слишком высокие уже сейчас. Поэтому ввозилось много относительно старых автомобилей. И к последней идее я отношусь резко отрицательно. Пошлины снизить надо, а не повышать. Необходимо стимулировать ввоз новых автомобилей. Надо обновить наш автопарк. В наше время автомобиль - это не роскошь, а необходимость. Нормально, когда человек хочет купить хороший автомобиль. Что касается лоббирования, то я пока воздержусь от комментариев.


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?