Горячие новости
Читайте также

Биотопливо: «pro» и «contra»

Фото : 12 сентября 2008, 11:11

Депутаты Комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности сомневаются в целесообразности производства в Казахстане биотоплива. Правда, законопроект «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива», разработанный Министерством сельского хозяйства, все же принят ими к рассмотрению. Во многом потому, что наличие такого закона позволит государству регулировать поток пищевого сырья, идущего на производство.

«Биотопливо для развитых стран - давно прошедший этап, они от этого уже отказались, - эта фраза депутата Серика Темирболатова на заседании Комитета нижней палаты стала началом оживленной дискуссии относительно судьбы внесенного Минсельхозом проекта закона. - Я не знаю, почему Минсельхоз, особенно в этот период, когда везде продовольственный кризис, выходит с таким предложением. У меня есть сомнения в необходимости такого закона».

Собственно, аргумент Темирболатова - негоже пищевое сырье переводить на бензин и дизель, когда в мире продовольственный кризис, и неизвестно, как он для нас аукнется, - был основным доводом «contra». Остальные возражения членов комитета - повышенная агрессивность этанола в сравнении с традиционным топливом, требующая использования коррозийно-стойких материалов в авто, и небольшая ценовая разница бензина с биодобавкой от простого бензина (105 тенге за литр против 115 соответственно) - служили лишь дополнительными штрихами.

Однако именно главный аргумент в итоге был снят с обсуждения, поскольку представители разработчика законопроекта - вице-министр сельского хозяйства Марат Оразаев и директор департамента по развитию перерабатывающей промышленности Минсельхоза Айна Кусаинова - настояли на том, что одна из главных целей законопроекта состоит как разтаки в том, чтобы свести поток пищевого сырья на производство ГСМ к пределам, не угрожающим продовольственной безопасности страны.

- В рамках проекта будут предусмотрены механизмы государственного регулирования производства и оборота биотоплива посредством определения предельных мощностей по его производству и установления квот на пищевое сырье, используемое для переработки в биотопливо, - сказал Марат Оразаев.

Стоит уточнить, что речь идет о квотировании только закупок на внутреннем рынке. Как уточнил вице-министр, если производителям биотоплива удастся договориться о закупке сырья за пределами республики, то переработка объемов извне квотами облагаться не будет. При условии, конечно, что производители будут заранее оповещать государство о ввозе этих объемов, чтобы оно могло четко отделить квотируемое производство на внутреннем сырье от неквотируемого на заграничном и не применять санкций к производителю, превысившему объемы производства за счет зарубежных закупок.

Что касается «агрессивности» биоэтанола, на которую ссылался депутат Валерий Вишниченко, то в ответ Айна Кусаинова сослалась на международную практику, согласно которой использование бензина или дизеля с семипроцентной долей биоэтанола возможно без модификации двигателя. В Казахстане же предполагалось гораздо меньшее наличие биоприсадки в бензиновой смеси - по словам Кусаиновой, Минсельхоз пытался ввести норму об обязательном содержании биоэтанола в реализуемом в стране бензине в пределах 1,5 процента с 2011 года с последующим увеличением этой доли по годам. По сведениям информированных источников, речь шла о постепенном доведении доли биоэтанола в казахстанском ГСМ до 2,5-3,5 процента, что вдвое ниже международных 7 процентов.

Однако, как подчеркнула директор департамента МСХ, эта норма была из законопроекта удалена.

- В ходе обсуждения данного законопроекта в правительстве эта норма была снята и оставлена на откуп частному предпринимательству, поскольку обострилась ситуация с продовольствием в мире, и мы не могли стимулировать использование пищевого сырья на непродовольственные цели, - пояснила Кусаинова. Учитывая, что при производстве биоэтанола существуют сопутствующие производства - клейковины, кормов, кормовых добавок, необходимых для животноводства, - оно становится вполне конкурентоспособным по цене.

Тут, правда, можно возразить, что при производстве бензина из нефти тоже существует сопутствующая продукция, по большому счету, удешевление ГСМ не является целью данного законопроекта, ориентированного больше на экологическую безопасность и разумное ограничение использования продовольственного сырья для выпуска топлива.

К той же мысли в конце концов пришли и члены комитета, в который поступил законопроект. Госрегулирование производства биоэтанола если не сейчас, то рано или поздно возникнет, поэтому законодательно мы должны эти нормы закрепить, а дальше кто хочет - пускай по ним работает, - резюмировал обсуждение председатель комитета Нурбах Рустемов.

Справедливости ради стоит отметить, что в Казахстане пока действует только один завод по производству биотоплива - в Североказахстанской области, который, по данным Минсельхоза, может перерабатывать до 220 тысяч тонн зерна и выдавать около 57 тысяч тонн биоэтанола. У него автозаправочные станции в пяти городах - Астане, Алматы, Петропавловске, Павлодаре и Кокшетау. Но Минсельхоз, судя по отдельным репликам Марата Оразбаева и Айны Кусаиновой, намерен и дальше развивать производство экологически безопасного горючего.

Дмитрий Покидаев

12 сент 2008


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии