Горячие новости
Читайте также

Сообщать «куда следует»? Акт гражданский «стуком» зовется

Фото : 12 сентября 2008, 15:54

Правительство обещает, что уже в новом году появится единая телефонная служба, которая возьмет на себя решение проблем жителей Алматы и Астаны.

Алена Шмелева

Как рассказал начальник управления криминальной полиции ДВД г. Алматы Амангельды Шидеркулов, алматинцы по большей части звонят в полицию, если проблема касается их лично.

Среди сообщений, поступающих на пульт службы «02», можно было заметить и такие: «На пересечении улиц Гагарина-Кихтенко несовершеннолетние распивают спиртные напитки». Как пояснили в пресс-службе ДВД, подобные сообщения не остаются без внимания. Само собой, что в первую очередь отрабатываются случаи, когда под угрозой жизни людей.

По признанию многих алматинцев, их стремление навести порядок, сообщив о правонарушении, в большинстве случаев заканчивается неудачей. Население просто не знает, куда нужно обращаться в тех или иных случаях. На слуху у всех телефоны «02» и «051», но милиция или служба ЧС не станут разбираться с такими случаями, как, например, брошенные посреди дороги пакеты с мусором.

Исправить ситуацию могло бы внедрение единого номера, по которому принимались бы любые жалобы и звонки, а затем уже без участия позвонившего переадресовывались нужным специалистам и органам. Правительство возможность появления такой единой телефонной службы уже рассмотрело. Планируется, что пилотный проект, который объединит в себе службы «01», «02», «03», «04» в единую сеть и позволит улучшить качество оказания помощи попавшим в беду, будет запущен в 2009 году. Власти обещают, что специалисты службы «112» будут даже оказывать необходимую психологическую помощь.

Наслышанные о новой службе алматинцы трезвонят туда уже сейчас. Звонящих с городского телефона ждут только длинные гудки. А вот если набирать заветный номер с мобильного, попадаешь прямиком на пульт службы «02». Поэтому и неудивительно, что разбираться с нарушениями чистоты в вашем дворе здесь не хотят. Но это, уверяют специалисты, лишь временно. Кстати, пока неизвестно, возьмет ли на себя новая служба обязательства разбираться с прочими нарушениями, не угрожающими жизни людей.

В западных странах уважение к собственной полиции несравнимо выше нашего к ней отношения. И это с учетом того факта, что каждый обыватель в курсе: без активности самих граждан эффективность работы правоохранительных органов снизилась бы в разы. Сигналом в полицию здесь может служить окурок, выброшенный из окна автомашины. Особенно это касается Германии. Не последнюю роль в соблюдении порядка играет и видеоконтроль. Особенно хорошо оснащаются подобным оборудованием все криминогенные зоны. Да и сам поиск подозреваемых всегда ведется с широчайшим привлечением как СМИ, так и бдительного населения. В Европе полицию осведомляют о нарушениях именно во имя порядка, тем самым отстаивая свои собственные интересы. И хотя осведомителям выплачиваются денежные вознаграждения, моральные стимулы здесь важнее материальных.

Так, выплата вознаграждений за информацию, способствующую поимке преступников, широко практикуется в США. Однако все дело в разнице воспитания граждан. С детских лет на Западе внушают, что разоблачение преступных, незаконных или даже просто нечестных деяний - вовсе не постыдное предательство, а гражданская доблесть в интересах общества. Учат здесь не только активно выступать за порядок, но и не нарушать его самим. Помогают в этом и высокие штрафные санкции. Удар по карману действует на всех одинаково, независимо от страны проживания, национальности и вероисповедания. Так что если бы в родном Казахстане утвердили штраф за брошенный окурок в размере тех же 5 МРП, то и наши сограждане находили бы в себе силы донести его до ближайшей урны.

Акт гражданский «стуком» зовется

С детства нам внушают, что ябедничать нехорошо. Затем - что «стучать» подло. А потом вдруг начинают говорить, что сообщать «куда следует» - значит проявлять гражданскую активность. Так кто же они, активные граждане, - доносчики или добровольные осведомители, работающие на благо общества?

Алена Шмелева

В прямом эфире телеканала «Алматы» в ходе интервью аким Алматы Ахметжан Есимов рассказал эпизод, произошедший с ним в Брюсселе в бытность его работы послом. Тогда его поразили чистота города и высокая культура жителей. На одном из безлюдных перекрестков казахстанский чиновник проигнорировал знак «Проезд без остановки запрещен». А спустя несколько дней получил квитанцию с суммой штрафа. «Заложили» Есимова водители, ставшие свидетелями нарушения.

- У нас такого нет, - заключил аким. - Мы в советскую эпоху были воспитаны по-другому - «стукач» и так далее.

«Можно ли считать подобное поведение «стукачеством» или нашему обществу пора перенимать европейские традиции?» - задались вопросом журналисты «Взгляда», разместив тему на интернет-форуме.

Большинство принявших участие в обсуждении уверены, что «стучать» нашего брата можно вынудить только в одном случае - если проблема касается его лично. Да и то не факт, что он самостоятельно не начнет разбираться с обидчиком. Еще одна группа полагает, что в Европе, заявляя в соответствующие органы, люди преследуют свои меркантильные интересы.

Причины нежелания добиваться справедливости путем тех же звонков в соответствующие органы скрываются не только в лени и низкой гражданской активности людей. У такого поведения довольно глубокие корни.

Психологию граждан всего постсоветского пространства как нельзя лучше в статье «Идеология стукачества» обрисовал Эдуард Лимонов: «Я умудрился прожить сорок семь лет, никого «не заложив». «Не закладывать» учили меня отец — советский офицер, - работяги, с которыми я работал на заводах и стройках, хулиганы и урки рабочего поселка. «Закладывать» своих согласно этике 50-х годов считалось самой последней подлостью». Подписаться под этим высказыванием могут и казахстанцы. И большинство из них идут по жизни с этим твердым убеждением. Ведь они так воспитаны. С детских лет не было оскорбления хуже, чем ябеда. И именно взрослые внушают своим детям мысль, что жаловаться стыдно и разбираться с обидчиками нужно самим, а ябед все призирают.

Вот и получается, что заявить на соседа-дебошира, нарушающего покой всего подъезда, как-то «не по-нашенски». Но как можно назвать «стукачом» человека, записавшего, например, номер машины, сбившей ребенка, тем самым оказав неоценимую услугу следствию?

Еще одна из причин - твердое убеждение населения, что звонки в полицию - пустая трата времени. Сами полицейские уверяют, что принимать меры на основании жалоб готовы. Причем делают это уже давно. Однако гражданская активность нашего населения остается такой же низкой. С формулировкой «стукачество» полицейские также не согласны.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии