Вопросы долга. Интервью с председателем Комитета по судебному администрированию при Верховном суде РК Ираком Елекеевым (М. Утегенова)

15 сентября 2008, 10:53
Фото:

Конституцией каждому гарантирована судебная защита своих прав и свобод, а реализацию этих прав и свобод граждан, восстановленных актами судов, осуществляет не кто иной, как судебный исполнитель. Но, к сожалению, качество исполнения судебных решений оставляет желать лучшего, и сегодня об этом мы беседуем с председателем Комитета по судебному администрированию при Верховном суде РК Ираком Елекеевым.

- Ирак Касымович, статистические отчеты за последние три года об оконченных исполнительных производствах показывают, что не исполняется почти каждый третий судебный акт. Каковы основные причины неисполнения судебных решений?

- В нашей стране добровольное исполнение актов судов еще не стало неотъемлемой частью правовой культуры. Должники во многих случаях уклоняются от исполнения своих обязательств, что во многом усложняет работу судебного исполнителя. По итогам первого полугодия 2008 года реальное исполнение по республике составляет 76,2 процента. К примеру, из 202 тыс. исполнительных документов, оставшихся неисполненными по итогам 2007 года, свыше 69 тыс. документов, или 34 процента, о взыскании алиментов. Исполнение этих документов может тянуться годами до достижения детьми совершеннолетия и требует постоянных усилий судебного исполнителя. По данной категории дел Комитетом введено в практику проведение месячников, что уже начало давать свои результаты.

Проблемой также является исполнение категории дел о взыскании ущерба, причиненного здоровью граждан преступлениями. Должники находятся в местах лишения свободы и за отсутствием фронта работы в исправительных учреждениях не имеют возможности погасить имеющиеся задолженности. И в большинстве случаев данные решения судов остаются неисполненными.

Изучая зарубежный опыт исполнения, я побывал в ряде стран. Так, в западных странах должник, не исполнивший судебный акт, не может элементарно даже в магазин сходить, потому что не сможет расплатиться платежной карточкой. Его настолько ограничивают, что он, не дожидаясь судебного исполнителя, сам торопится исполнить судебное решение. А наши должники годами не платят алименты на содержание родных детей, при этом свободно ездят за границу отдыхать или в коммерческих целях.

В свою очередь, в целях своевременного исполнения решений судов комитетом проводится ряд мероприятий. К примеру, в настоящее время совместно с органами дорожной полиции проводится акция по задержанию автотранспортных средств должников по исполнительным производствам как одна из эффективных мер воздействия на них и оплаты имеющихся долгов. Так, за один месяц данной акции по республике установлено и водворено на штрафстоянку 2708 автотранспортных средств, в результате чего было исполнено более 3 тыс. исполнительных производств на сумму более 570 млн. тенге. Также в текущем году планируется проведение такого рода акций по отдельным категориям исполнительных производств, как взыскание штрафов в доход государства, и др.

Должник, сознательно уклоняющийся от исполнения судебного акта, должен чувствовать силу государства, он должен знать, что, не исполнив решение суда, не сможет свободно жить и передвигаться на территории района, области, страны. Нужно добиться того, чтобы каждый должник знал, что исполнение судебного решения неотвратимо, а неисполнение влечет строгую административную и уголовную ответственность. Так, например, недавно за злостное неисполнение решения суда о восстановлении на работе мы вынуждены были применить серьезные меры в отношении директора ПФ «Эмбамунайгаз» АО «РД«Казмунайгаз» Багиткали Бисекена. Судебные исполнители поставили его перед выбором: или он немедленно исполняет решение суда, или арест на 10 суток. Он выбрал первое. Люди должны понимать, что, невзирая на занимаемые должности и деньги, все равны перед судом и законом.

Со временем ситуация по исполнению судебных актов будет меняться в лучшую сторону, в этом вопросе комитет чувствует постоянную поддержку со стороны Верховного суда и лично председателя К. Мами. Уверен, что руководство других органов проникнется необходимостью соблюдения Конституции РК, где в ст. 76 указано: «Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на все территории Республики».

Общество должно знать, что уклонение от исполнения вступившего в законную силу судебного акта - это серьезное преступление против правосудия и государства, это преступление против правовой системы в целом.

- В ходе работы судебный исполнитель для получения информации сталкивается с порядка 30 регистрирующими органами, как взаимодействуете с ним?

- Очень многое зависит от слаженной работы всех государственных органов. Эффективность исполнения во многом зависит от того, насколько оперативно судебный исполнитель сможет получить информацию об имущественном положении должника, и комплексно применит меры ограничительного характера. Существующий порядок получения информации об активах должника оставляет желать лучшего. Проблема состоит в том, что получение ответа на запрашиваемую информацию крайне затянуто и на практике составляет от 10 до 30 дней, тогда как срок исполнения судебного акта составляет от 2 до 4 месяцев. В итоге судебный исполнитель не может своевременно выявить имущество или денежные средства должника, наложить на них арест, а недобросовестный должник при такой ситуации начинает беспрепятственно отчуждать свое имущество, оформляя его на других лиц или открывая счета в других банках.

Актуальность данного вопроса подтверждается и вниманием Администрации Президента, которая инициировала проведение специального совещания, посвященного этому вопросу. На межведомственном совещании с правоохранительными и другими органами, Комитетом по судебному администрированию достигнуто соглашение о предоставлении прямого доступа судебных исполнителей к электронным базам данных регистрации недвижимости, регистрации физических и юридических лиц, прав на земельные участки, автотранспортных средств должников и др. Начиная со второго полугодия, данные меры уже будут внедряться.

Так, по Налоговому комитету мы сможем получать сведения, с санкции прокурора, о банковских счетах юридических лиц и предпринимателей напрямую, что позволит нам не направлять запросы во все банки второго уровня, а их около 36. Министерством юстиции выражено согласие на предоставление нам прямого доступа к базам данных регистрации недвижимости юридических и физических лиц. Аналогичные договоренности достигнуты с МВД по зарегистрированным автомашинам, МТиСЗН - о предоставлении с базы данных государственного центра по выплате пенсий о месте работы должников, с Агентством по управлению земельными ресурсами - данных о предоставленных земельных участках. Также по Таможенному комитету - информация о субъектах внешнеэкономической деятельности, совершающих экспортно-импортные операции. Централизованная база учета указанных лиц вкупе с остальной информацией позволит комплексно ограничить деятельность должника, уклоняющегося от исполнения судебного решения.

И если раньше у судебного исполнителя на сбор сведений уходило до 40 дней, то внедрение подобного механизма позволит получать сведения на порядок быстрее.

Хочу подчеркнуть, что нам не нужен доступ ко всей базе указанных органов. Я недавно был в Эстонии, изучал их опыт работы. Там установлено шесть основных регистрирующих баз, где сосредоточена вся информация. У каждого судебного исполнителя есть свой ключ (пароль). Он на своем компьютере набирает постановление, и база автоматически выдает ему сведения в отношении интересующего его должника. При этом он всю базу не видит, а каждое его обращение записывается и может быть перепроверено в случае необходимости.

- То есть из праздного любопытства или какой-либо заинтересованный судебный исполнитель не может смотреть информацию в базе данных?

- Да, совершенно верно, только по конкретному делу, находящемуся в его производстве, и по определенным лицам, а в базе остаются «следы» судебного исполнителя. Примерно так мы видим механизм реализации. Кроме того, и у нас, как выяснилось, ряд органов внедряют или уже работают между собой по такой схеме. Я думаю, большая роль в этом вопросе должна отводиться Агентству информатизации и связи. На сегодня государственные органы имеют несколько разрозненных баз данных. Надо их всех в будущем интегрировать и связать между собой. Нам видится, что АИС должно взять на себя организационную и координирующую роль в этом вопросе.

Также мы предлагаем ограничить возможность беспрепятственного выезда таких лиц заграницу. Мы не ставим целью ввести запрет для всех должников, достаточно будет самых злостных и уклоняющихся неплательщиков. На сегодня такой механизм ограничения в рамках системы «Беркут», установленный на всех пограничных постах, применяется органами национальной безопасности, внутренних дел, финансовой полиции. Мы могли бы присоединиться к этой системе путем внесения самых злостных должников в эту базу.

Хочу отметить, что проблемы, связанные с доступом к базам данных госорганов, будут окончательно решены после того, как будет запущена Автоматизированная система исполнительного производства (АСИП), разрабатываемая в рамках Единой информационно-аналитической системы судебных органов. Планируется, что уже к концу года АСИП будет внедрена по всей республике.

Положительно решен вопрос возмещения вреда здоровью, причиненного преступлением, в случае, когда осужденный должник неплатежеспособен. Здесь я хочу поблагодарить министра юстиции Загипу Балиеву за ее понимание и содействие в решении данного вопроса. В ближайшее время государство будет выплачивать деньги гражданам, пострадавшим от особо тяжких преступлений.

- С какими проблемами люди чаще всего обращаются к судебным исполнителям?

- Сегодня в наш Комитет и другие органы поступает множество жалоб на неисполнение судебных решений, большая часть этих жалоб связана с неполучением алиментов. Проблема заключается в том, что основная часть должников по данной категории не желают выплачивать алименты, уклоняются от добровольного исполнения судебного акта, скрываются, постоянно меняют место жительства. Часто несовершеннолетние дети остаются без средств к существованию. Всю тяжесть и боль таких ситуаций мы ежедневно пропускаем через себя.

- Насколько я знаю, публикации в СМИ фамилий злостных неплательщиков принесли свои плоды?

- Да, тем не менее, мы не должны ограничиваться только этим. Розыскные дела длятся годами, а несовершеннолетние дети и престарелые родители остаются без средств к существованию. Поэтому мы предлагаем, чтобы государство взяло на себя выплату алиментов на время нахождения должников в розыске либо невозможности взыскания, с последующим взысканием этих расходов с должника. Такая система функционирует в большинстве развитых стран, в том числе в США, Германии, Латвии. Также необходимо предусмотреть механизм возмещения вреда здоровью, причиненного преступлением, в случае неплатежеспособности осужденного. Потому что государство в свое время не смогло защитить потерпевшего, а осужденного не обеспечило работой, в результате тысячи людей страдают. Это позволило бы поднять доверие населения к институтам государственной власти и улучшить ситуацию в сфере защиты прав граждан.

На сегодня по Алматы и Астане очень трудно исполнить судебные решения в отношении строительных компаний. Каждая строительная фирма-должник обрастает аффилированными предприятиями. Вся хозяйственная деятельность предприятий-должников производится через эти организации, что часто задерживает и ставит исполнение в тупик.

Агентство финансовой полиции выразило поддержку и готово оказывать нам содействие по выявлению подобных сделок должников, совершенных в целях уклонения от исполнения судебных актов.

Разразившийся мировой кризис, затруднивший финансовым организациям доступ к фондированию, затронул и Казахстан. Несмотря на временные экономические трудности, страна продолжает развиваться. Вместе с тем, последствия ипотечного кризиса сказались на резком увеличением количества исков о взыскании задолженности в пользу банков и микрокредитных организаций. В связи с чем увеличилось количество и исполнительных документов по решениям судов.

Органы исполнительного производства на себе ощутили влияние банковского кризиса в виде увеличения количества исполнительных документов о взыскании задолженностей в пользу банков и микрокредитных организаций и жалоб с их стороны.

- А вам не кажется, что здесь есть и вина самих банков, раздававших «быстрые и легкие» кредиты направо и налево?

- От этих мыслей легче не становится, мы просто обязаны исполнять решения судов. В связи с этим в середине мая нами был проведен «круглый стол» с участием представителей Нацбанка, банков второго уровня, коллекторских служб, по итогам которого были приняты соответствующие решения.

В ближайшее время нами по республике планируется провести акцию-месячник по взысканию в пользу банков, лизинговых компаний и микрокредитных организаций. Учитывая, что итоги акций по взысканию алиментов и задержанию автотранспортных средств должников были весьма впечатляющими, надеемся, что акция, связанная с взысканием в пользу банков, пройдет не менее плодотворно.

- Одним из наболевших вопросов является взыскание с государственных учреждений, долг которых на сегодня превысил 4 миллиарда тенге. Каким видите решение данной проблемы?

- Действительно, неисполнение судебных актов государственными органами существенно ущемляет права граждан и юридических лиц, подрывает доверие граждан к институтам государственной власти. Мы считаем, что в первую очередь необходимо внести изменения в бюджетное законодательство, позволяющее госучреждениям планировать и предусматривать средства на погашение судебных обязательств. Сегодня взыскание производится за счет так называемой 155-й специфики, на которую деньги изначально не закладываются. Во-вторых, необходимо упростить процедуру выделения денег из резерва Правительства. Как вы знаете, подготовка постановления Правительства занимает до двух месяцев. Поскольку судебное решение о взыскании из резерва Правительства уже состоялось, а администратором данной бюджетной программы является Минфин, для выделения денег достаточно было бы приказа министра финансов.

- Низкая заработная плата и ряд других факторов породили проблемы с коррупцией в рядах судебных исполнителей. Какими вы видите пути решения этой проблемы?

- Система исполнения имеет ряд проблем, не позволяющих ей в полной мере выполнять возложенную на нее важнейшую государственную задачу по исполнению исполнительных документов. Судебные исполнители работают с очень большими перегрузками, у каждого в среднем находится по 300-400 исполнительных документов. Одной из основных причин существующей чрезмерной нагрузки является недостаточное их количество. В соответствии со ст. 82 Закона численный состав судебных исполнителей должен соответствовать численному составу судей. На сегодня судей в Казахстане 2 443 человек, а лимит штатной численности судебных исполнителей составляет 1 791 единицы, что 642 единицы меньше установленного Законом. Высока текучесть кадров - свыше пятидесяти процентов.

Большие нагрузки, низкая заработная плата, социальная незащищенность делают работу судебного исполнителя малопривлекательной для квалифицированных работников. Сложившая ситуация в сфере исполнения судебных актов требует изменений подходов и к оплате труда судебных исполнителей, тем более что основная работа у них начинается только после 6 вечера. И ездят, притом, они за свой счет. Испытывая значительные нагрузки при низкой заработной плате и отсутствии социальных гарантий, судебные исполнители на сегодня более чем в 8-10 раз больше возмещают бюджету понесенные на их содержание затраты. К примеру, за 12 месяцев 2007 года судебными исполнителями в доход государства взыскано 8,5 млрд. тенге, тогда как в год на их содержание расходуется около 1 млрд. тенге. Несмотря на то, что реальное исполнение является у нас одним из высоких среди стран СНГ, ситуация в целом остается напряженной. Создание для судебных исполнителей надлежащих условий, а именно: увеличение штатной численности, повышение заработной платы и обеспечение социальными гарантиями, значительно увеличило бы поступления в бюджет, при этом улучшится качество исполнения судебных решений.

Необходимо отметить, что результатами реформирования системы исполнительного производства стали произошедшие кардинальные изменения, связанные с совершенствованием исполнительного производства, при этом упор сделан на комплексную и системную модернизацию работы.

Впервые на правительственном уровне были рассмотрены и поддержаны предложения комитета по повышению материально-технического и социального статуса судебных исполнителей в рамках 2007 бюджетного года. В результате выделено 80 единиц спецавтотранспорта, более 60 единиц автомашин запланировано выделить в 2008 году, все судебные исполнители обеспечены форменной одеждой.

- Ирак Касымович, а не думали о том, чтобы вернуть 5-процентное вознаграждение судебным исполнителям, как раньше?

- Да, в советское время существовало такое вознаграждение, и, причем только для судебных исполнителей. Конечно, мы выходили с таким предложением, но не нашли понимания со стороны Минфина. Для сравнения, Федеральная служба судебных приставов России представляет собой сильное военизированное формирование, со своими службами розыска должников, дознания. Российский судебный пристав полностью экипирован, имеет на вооружении спецсредства, огнестрельное оружие, вплоть до тяжелой спецтехники.

Судебные исполнители в силу своих обязанностей осуществляют принудительный арест имущества, принудительное его изъятие, выселение должников, осмотр помещения должников без их согласия и другие меры принудительного характера. Несмотря на то, что специфика работы судебных исполнителей сравнима с работой органов налоговой службы, органов прокуратуры, органов внутренних дел и финансовой полиции, для судебных исполнителей не предусмотрено ни одной меры социальной защиты.

- В последнее время все больше обсуждаются вопросы о целесообразности внедрения института частных судебных исполнителей, что позволит создать в этой сфере деятельности конкурентную среду и значительно разгрузит государственный аппарат. Есть ли недостатки при введении этого института?

- В Казахстане на протяжении последних нескольких лет ведется активный поиск приемлемой и эффективной модели исполнения, одним из альтернативных направлений развития которой видится введение института частного исполнения. Президент страны, осознавая необходимость проведения реформы исполнительного производства, на четвертом Съезде судей республики отметил необходимость изучения данного опыта зарубежных стран. Мы изучили опыт таких стран, как Франция, Болгария, Латвия, Чехия, и пришли к выводу, что деятельность частных судебных исполнителей достаточно эффективна. Подробно данные вопросы были обсуждены на конференции по проблемным вопросам исполнительного производства комитета совместно с РОО «Союз судебных исполнителей». За данный период нами разработан законопроект «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» в новой редакции, который в этом месяце внесен в Правительство.

Необходимость внедрения в Казахстане института частного исполнения как альтернативы государственной системе исполнительного производства назрела давно. С этим следует согласиться, так как понятно, что субъектам, нежелающим добровольно исполнять судебные решения, следует «противопоставить» профессионалов, оплата услуг которых напрямую зависит от исполнения решения суда. За своевременное исполнение судебных решений исполнителю должна выплачиваться приличная премия - это в определенной мере нейтрализует коррупционные поползновения с обеих сторон.

Институт частного исполнения судебных актов имеет огромный положительный потенциал, в том числе и возможность существенного снижения расходов государства на финансирование исполнительной системы. Выбор формы исполнения будет определяться самим взыскателем, мы же предоставляем ему альтернативу.

Перспектива внедрения частного исполнения в Казахстане позволила нашей стране стать членом Международного союза судебных исполнителей - организации, являющейся членом Совета Европы. Это полностью отвечает целям специальной программы «Путь в Европу», объявленной Главой государства в своем ежегодном Послании народу Казахстана 6 февраля.

Однако мы понимаем, что внедрение института частного исполнения само по себе не решит всех проблем исполнительного производства. Одновременно должны решаться вопросы материального и организационного обеспечения деятельности государственных судебных исполнителей, с одновременным повышением их ответственности, устранением пробелов в действующем законодательстве, что, в конечном счете, направлено на достижение цели безусловного исполнения норм Конституции Республики Казахстан о неукоснительном исполнении судебного решения всеми должностными лицами, государственными органами и гражданами.

Меруерт Утегенова


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?