METRO ищет себе место в Казахстане. Поддержка со стороны административного ресурса поможет немецкому ретейлеру закрепиться на казахстанском рынке

15 сентября 2008, 17:15
Фото:

Поддержка со стороны административного ресурса поможет немецкому ретейлеру закрепиться на казахстанском рынке

Вначале сентября немецкая METRO Cash& Carry (входит вMetro Group) иправительство Казахстана объявили оподписании инвестиционного соглашения. Таким образом, наказахстанский рынок выходит один извлиятельнейших игроков вмировом ретейле. Вряд липроцесс освоения рынка будет беспроблемным: как ивдругих странах СНГ, компанию может встретить противодействие местных игроков, накоторое наложится падение спроса состороны малого исреднего бизнеса (МСБ) -целевой аудитории зарубежного ретейлера. Ноесли METRO удастся заручиться поддержкой административного ресурса навысшем уровне, товхождение нарынок может пройти менее болезненно, чем это было вдругих странах СНГ.

Drang nahOsten

Кдвижению наВосток METRO подталкивает экономическая конъюнктура. Торговые центры группы работают в29странах. Выручка METRO Group запервое полугодие 2007года выросла на7% исоставила 31,7 млрд евро. При этом вВосточной Европе рост составил 14,4%, достигнув отметки в6млрд евро.

Соответственно компания уделяет особое внимание развитию бизнеса вэтом регионе. ВРоссию она вышла еще в2001году, вУкраину -в2003−м.

Теперь пришел черед Казахстана. «Стремительная динамика экономического роста, особенно динамика развития гостиничного сектора, бизнеса предприятий общественного питания исферы услуг, продемонстрировали нам гигантский потенциал Казахстана для развития бизнеса мелкооптовой торговли… Именно развитие предприятий малого исреднего бизнеса вКазахстане явилось для компании ключевым фактором при принятии решения овыходе нарынок республики», -пояснила «Эксперту Казахстан» руководитель отдела правительственных ивнешних связей российского ООО «Метро Кэш энд Керри» Оксана Токарева.

Впланах METRO -открытие вКазахстане 10-15 торговых центров (ТЦ). Ожидается, что первый изних начнет работу летом следующего года вАстане, затем компания выйдет нарынок Алматы. Как пояснила г-жа Токарева, всреднем вкаждый ТЦкомпания инвестирует 15-20 млн евро, торговая площадь каждого ТЦсоставит около 7тыс. кв. м, накоторых будут продаваться до30тыс. наименований продовольственных ипромышленных товаров. Как ивдругих странах, вКазахстане METRO будет работать только сюридическими лицами.

Для начала ретейлер займется получением необходимых лицензий иподбором земельных участков. Пословам г-жи Токаревой: «Мы уже начали тщательный анализ предложений наказахстанском рынке ипроводим анализ бизнеса наших потенциальных поставщиков». При этом она заметила, что компания предпочитает закупать товары уместных производителей инадеется, что более чем 90% продовольственных товаров наихполках будет поступать отказахстанских производителей.

«Мы видим ряд трудностей»

Как сложатся отношения METRO сместными игроками -вопрос сложный. Во-первых, большинство казахстанских участников рынка отмечают вусловиях кризиса снижение покупательского спроса, особенно состороны МСБ. Во-вторых, опыт работы METRO натерритории бывшего СССР показывает, что местные игроки обычно воспринимают немецкую группу как мощного конкурента иактивно используют административный ресурс для борьбы сним. METRO нераз приходилось сталкиваться стем, что уже после объявления озапуске проектов региональные власти пытались заблокировать их-как правило, отбирая выделенную землю. Например, минувшим летом районная прокуратура вТольятти оштрафовала на500тыс. рублей застройщика оптово-торгового комплекса (ОТК) METRO Cash& Carry ЗАО «Автозаводстрой», который якобы вел строительство без соответствующего разрешения. Примерно втожевремя METRO отказалась отпроекта вКирове -оказалось, что предложенная городскими властями земля находится всобственности агрофирмы, договориться скоторой неудалось. Неполучилось реализовать проект ивЧелябинске.

ВMETRO отдают себе отчет втом, что процесс вхождения вКазахстан небудет гладким. «Мы видим ряд трудностей, скоторыми столкнется METRO Cash& Carry при выходе вКазахстан. Прежде всего нам необходимо будет выстроить тщательно налаженную систему логистики, что нам видится достаточно непростой задачей ввиду территориального разброса месторасположения наших потенциальных поставщиков имест производства. Также достаточно непростым аспектом обладает процесс подбора земельных участков свыгодным для нас месторасположением ипоприемлемым ценам. Тем неменее мызнали обэтих сложностях, когда принимали решение овыходе нарынок республики, имыуверены, что справимся споставленной задачей», -заверила Оксана Токарева. Вкомпании рассчитывают, что концепция бизнеса мелкооптовой торговли METRO «не имеет сколько-нибудь организованной конкуренции нарынке, инеконкурирует ссуществующими оптовыми торговыми предприятиями».

Действительно, размеры группы иразмах еебизнеса вполне позволят поддержать казахстанские подразделения нанаиболее трудном первоначальном этапе. Что касается проблем сместными властями, тотут уMETRO есть шанс избежать больших сложностей. Вотличие отРоссии иУкраины вКазахстане местные администрации неотделены отсистемы госорганов власти, акимы городов назначаются Акордой. Таким образом, контроль над главами городских администраций состороны центра значительно сильнее, ивсе будет зависеть оттого, сумеет лиMETRO договориться оподдержке нареспубликанском уровне. Пока правительство заявило оподдержке проекта. «Мы отнеслись своодушевлением крешению METRO Cash& Carry начать свой бизнес вКазахстане», -заявил министр индустрии иторговли РКВладимир Школьник.

Егор Богданов, автор «Эксперт Урал»

В подготовке материала принимал участие Василий Калабин


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?