Больше топлива по новым трубам. Казахстану придется ускорить темпы строительства новых трубопроводов, приложить максимум вспомогательных усилий для расширения имеющихся

15 сентября 2008, 17:25
Фото:

Чтобы успеть подготовить транспортную инфраструктуру для перевалки нефти к началу коммерческой добычи, Казахстану придется ускорить темпы строительства новых трубопроводов, приложить максимум вспомогательных усилий для расширения имеющихся

Если предположить, что перенос сроков коммерческой добычи нефти наКашагане на2014год окончательный ипересматриваться больше небудет, Казахстану надо усилить темпы посозданию гарантированной, безопасной инадежной системы транспортировок энергоносителей. Обэтом говорилось наIIIЕвразийском энергетическом форуме KazEnergy, который прошел напрошлой неделе вАстане. Небыл забыт игазовый вопрос: помнению руководителей казахстанских компаний, занятых добычей углеводородов, вближайшие годы отрасли придется заняться разработкой новых газоносных территорий идобычей «голубого топлива» изугольных пластов.

Шахтеры дают газу

Судя пообщей тональности участников форума, можно констатировать: Казахстан небыл готов квдруг возросшему намировых рынках спросу нагаз. Итеперь ускоренными темпами пытается решить вопрос наращивания коммерческих объемов добычи газа (см. график 1). «Для Казахстана все более перспективным энергоносителем становится природный газ, разведанные иоценочные запасы которого сучетом новых месторождений -около 3,3 трлн кубометров, апотенциальные ресурсы достигают 6-8 трлн кубометров, это 1,7% мирового запаса. Основная часть запасов сосредоточена накрупных разрабатываемых или подготовленных кразработке месторождениях, таких как Тенгиз, Кашаган, «Королевское», нефтегазокондесатных месторождениях Карачаганак, Жанажол идругих», -проинформировал министр энергетики иминеральных ресурсов Сауат Мынбаев. Ноэто лишь небольшая часть газоносных территорий. Имеются малоизученные запасы ввосточной, центральной исеверной частях страны.

Поинформации председателя комитета геологии инедропользования Булата Ужкенова, сегодня уже представляет коммерческий интерес добыча метана изугольных пластов. Компания Schlumberger, анализировавшая результаты бурений вКарагандинском иЭкибастузском бассейнах, подтвердила солидные запасы газа, превосходящие похарактеристикам известное американское месторождение Сан-Хуан. Издвух участков сметаном, выставленных натендер, наодном уже ведутся работы казахстанской частной фирмой. После подбора технологии опыт будет распространен навесь Карагандинский бассейн. «Арселор Миттал Темиртау» изъявил желание закупать этот газ. Апредставители изЮжной Кореи проявили заинтересованность вучастии влюбых проектах, втом числе вКарагандинском бассейне или Восточно-Казахстанской области.

Нопока новые месторождения осваиваются, снабжение газом энергодефицитных регионов будет решаться засчет строительства магистральных трубопроводов, вперспективе направленных навнешние рынки. К2014году должен быть пущен магистральный газопровод Бейнеу-Бозой-Акбулак. Параллельно будут отрабатываться идругие направления. Неменее значимым станет направление наТурцию. Ктому жепредставители ЕСнастаивают наскорейшей реализации проекта «Набукко».

Террористы -непомеха

Помнению участников конференции, неменее актуальный вопрос -дальнейшая диверсификация поставок нефти. Ведь, несмотря напопытки властей усилить долю нефти, перерабатываемой вКазахстане, вобозримом будущем основная часть «черного золота» все равно будет идти наэкспорт (см. Больше топлива по новым трубам. Казахстану придется ускорить темпы строительства новых трубопроводов, приложить максимум вспомогательных усилий для расширения имеющихсяграфик 2).

Взрыв состава стысячей тонн казахстанской нефти вГрузии нерасценивается как сигнал ксворачиванию транзита понаправлению Баку-Батуми. Более того, президент национальной компании «КазМунайГаз» (НК КМГ) Каиргельды Кабылдин отметил: «Ясчитаю, что увеличение транзита нефти внаправлении Каспийское море -Черное море, Азербайджан -Грузия, втом числе нефти, которая принадлежит международным компаниям, может, наоборот, стать фактором стабильности вэтом регионе». Возможно, так ибудет, однако Казахстан вынужден оценивать величину рисков, как политических, так иэкономических, навсех направлениях. Исучетом этого выстраивать стратегию расширения экспортных потоков.

Большая часть транспортировки казахстанской нефти проходит потерритории России. Ивопросы увеличения объемов прокачки зависят отстепени стратегического партнерства. Помнению аналитика агентства «Аргус» Рауфа Гусейнова, проблема расширения на10млн тонн трубопровода Атырау-Самара нерешается из-за отсутствия банка качества всистеме «Транснефти», атакже из-за формирования направлений поставок российской компанией.

Бесконечные переговоры порасширению мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) -вопрос, лоббируемый Россией, -обещают выйти нафинишную прямую. Сдевятью изодиннадцати акционеров договоренности достигнуты. Вице-президент НККМГ Данияр Берлибаев считает необходимым подписать меморандум орасширении КТК доконца текущего года, чтобы успеть обновить мощности к2013году. «Если перенесем подписание, тендер напроектирование наследующий год, тоиз-за особенностей проведения разрешительных процедур пуск затянется ненагод, абольше», -отметил г-нБерлибаев.

Кроме споров акционеров КТК подоступу кмощностям проблемным является ипрохождение турецких проливов нефтеналивными танкерами, доставляющими зарубежным потребителям нефть, идущую потрубопроводу. Обходными маршрутами называются Бургас-Александруполис иКазахстанская каспийская система транспортировки (ККСТ). Риски использования этих маршрутов также связаны сотношениями между ихучастниками, возможным квотированием иполитическими инцидентами встранах транзита. Казахстан подключится кпереговорам поБургас-Александруполис после достижения положительных результатов Транснефти поэтой теме. Пословам Данияра Берлибаева: «По Бургас-Александруполис есть конкретная тематика переговоров, которые увязываем срасширением КТК». Любые другие проекты вобход Босфора иКонстанца-Триест будут соотноситься сбургасским.

Реализация второго обходного маршрута -ККСТ, больше известного как БТД, ссегментом Ескене-Курык, связана спозицией Азербайджана построительству совместных мощностей иопять-таки сполитической ситуацией вГрузии. «КазМунайГаз» уже учредил компанию построительству казахстанского участка, разработал техническое задание иготовит тендер наподготовку проектно-сметной документации. Ихотя наначальном этапе оператором выступает нацкомпания, г-нБерлибаев проинформировал, что ведутся переговоры срядом иностранных инвесторов поучастию встроительстве трубопровода. Стоимость сегмента Ескене-Курык превысит миллиард долларов. Поскольку расширение трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан ограничено, вожидании большой нефти придется увязывать сАзербайджаном ивыход наБатуми.

Наиранском направлении вряд лиможно ждать значительного увеличения поставок. Ограниченные возможности портовой инфраструктуры, ужесточение ккачеству нефти, политические риски вызывают определенные сомнения оперспективе транзита.

Менее проблематичным можно считать маршрут Атасу-Алашанькоу. Помнению Рауфа Гусейнова, втехническом плане транспортировка вКитай, особенно зимой, зависит отпоставок российской нефти, которую надо смешивать скумкольской вравных долях. Кроме того, трубопровод ориентирован лишь наодного покупателя, азначит, ипоставки напрямую зависят отего потребностей. Наближайшую перспективу вКитае ожидается замедление темпов роста спроса науглеводороды.

Многочисленные риски, связанные сувеличением экспорта повсем направлениям, заставят Казахстан задействовать все возможности для переговоров, чтобы к2014году неоказаться сдефицитом транспортных мощностей. При этом придется игнорировать советы, вчастности США, онежелательности развития каких-либо маршрутов.

Ольга Флинк, корреспондент «Эксперт Казахстан»


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?