В Мажилисе состоялся Правительственный час, на тему «Состояние и меры по обеспечению продовольственной безопасности РК»

22 сентября 2008, 14:34
Фото:

На правительственном часе в Мажилисе депутаты заслушали Министра сельского хозяйства: о продовольственной безопасности страны

Астана, 22 сентября, Дом Мажилиса. Сегодня под председательством Заместителя Председателя Мажилиса Парламента РК Жанибека Карибжанова состоялся Правительственный час, на котором депутаты заслушали министра сельского хозяйства Ахылбека Куришбаева.

Министр доложил парламентариям «О состоянии и мерах по обеспечению продовольственной безопасности Республики Казахстан». По завершении доклада он ответил на ряд депутатских вопросов.  

Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан представляет тезисы доклада министра:

«Агропромышленный комплекс страны в настоящее время является одним из важнейших секторов экономики Казахстана. Его нынешнее состояние и фактические темпы развития остаются гарантом продовольственной безопасности государства и основным фактором стабильности внутреннего продовольственного рынка страны.

Благодаря правильно выбранной аграрной политике государства на сегодняшний день аграрный сектор экономики развивается стабильно. Так, за последние пять лет среднегодовые темпы роста валовой продукции сельского хозяйства составили 105 процентов. В прошлом году этот показатель составил 108,9 процента.

Стабильными темпами развивается земледелие. За последние пять лет среднегодовые объемы производства зерновых культур составили 15,5 миллиона тонн. А в прошлом году был собран рекордный урожай в объеме 20,1 миллиона тонн зерна в весе после доработки. Из года в год растут объемы производства и других видов сельскохозяйственных культур.

Хорошая динамика развития наблюдается и в отрасли животноводства. Здесь среднегодовые темпы роста численности скота составляют около 5-7 процентов. Примерно такая же динамика наблюдается и в объемах производства животноводческой продукции.

Неплохие показатели имеет и сфера переработки сельскохозяйственной продукции. За последние пять лет здесь объемы производства увеличивались на 7-9 процентов. Несмотря на известные сложности в вопросах кредитования производства, вызванные ипотечным кризисом, в прошлом и в этом году сфера переработки обеспечивает рост объемов производства.

Наблюдается стабильный рост экспортного потенциала отрасли. Так, за последние пять лет объем экспорта вырос в два раза и в прошлом году достиг показателя 717,6 миллиона долларов США. Самой крупной экспортной позицией было и остается зерно. За последние пять лет Казахстан в среднем экспортировал по 6 миллионов тонн зерна в год. А в прошлом маркетинговом году был достигнут самый высокий показатель экспорта зерна за годы независимости - на внешние рынки было поставлено 9,1 миллиона тонн зерна.

Разумеется, что все эти успехи являются результатом правильного выбранного курса Главы государства на развитие аграрного сектора экономики, целенаправленной поддержки отрасли. Так, за последние пять лет объемы государственной поддержки агропромышленного комплекса возросли в 2,6 раза, и в этом году бюджет Министерства сельского хозяйства достиг уровня 174,4 миллиарда тенге. Следует отметить, что в этом есть большая заслуга и депутатов Парламента, постоянно поддерживающих предложения Правительства по финансированию агропромышленного комплекса.

Вышеуказанные темпы развития производства в целом создали прочную основу для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Даже в условиях кризиса, охватившего мировые продовольственные рынки, нам удалось сохранить стабильность внутреннего продовольственного рынка. Благодаря своевременно принятым мерам в стране не был допущен дефицит продовольственных товаров. Существенную роль в стабильном удовлетворении потребности внутреннего рынка продуктами питания сыграли созданные стабилизационные фонды по социально значимым видам продовольственных товаров. В частности, они были созданы по продовольственной пшенице, рису, растительному маслу, сухому молоку, мясу, сливочному маслу и использованы для стабилизации ситуации на продовольственном рынке. Введение временных ограничений на вывоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров предотвратило угрозу оголения внутреннего рынка на фоне ажиотажного спроса на них на внешних рынках.

Кроме того, с целью повышения социальной ответственности бизнес-структуры за состояние внутреннего продовольственного рынка были подписаны с ними соответствующие меморандумы, где основные производители продовольственных товаров взяли на себя обязательства стабильно поставлять продукты питания на внутренний рынок по приемлемым ценам.

Ситуацию, складывающую на внутреннем и внешнем продовольственных рынках, оперативно отслеживала созданная распоряжением Премьер-Министра специальная рабочая группа. Определенная работа была проведена и местными исполнительными органами по недопущению резкого скачка цен на социально значимые виды продовольственных товаров за счет установления необоснованно высокой торговой надбавки, ценового сговора и увеличения количества посредников.

Параллельно велась работа по дальнейшему совершенствованию законодательной базы аграрного сектора экономики в части усиления норм, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны. В рамках этих мер подготовлены два законопроекта, которые в ближайшее время поступят на рассмотрение Парламента. В них мы создаем законодательную базу формирования и использования стабилизационных ресурсов по социально значимым видов продовольственных товаров, роль и место местных исполнительных органов в сохранении стабильности внутреннего продовольственного рынка.

Определенная работа была проведена по стимулированию производства тех видов сельскохозяйственных культур, по которым потребности внутреннего рынка не в полной мере удовлетворяются за счет отечественного производства. В частности, были увеличены нормативы их субсидирования. В результате сельские товаропроизводители существенным образом расширили посевные площади масличных, плодоовощных культур и сахарной свеклы.

В целях восполнения дефицита кредитных ресурсов, связанных с известными трудностями в банковской системе из-за ипотечного кризиса, была активизирована деятельность институтов развития министерства сельского хозяйства. В этом году через группу компаний "КазАгро" объем кредитования проектов по производству сельхозпродукции по сравнению с итогом прошлого года увеличился на 16 процентов, по переработке сельхозпродукции - на 55 процентов. Кроме того, ФУР "Казына" были выделены предприятиям сферы переработки целевые кредитные ресурсы на общую сумму 13,7 миллиарда тенге на производство социально значимых видов продовольственных товаров.

Тем не менее, надо признать, что конкурентоспособность нашего агропромышленного комплекса все еще остается на низком уровне. Сильно ощущается техническая и технологическая отсталость отрасли. Слабым звеном продолжает оставаться мелкотоварность производства, и на этом фоне крайне медленно идет процесс кооперации мелких товаропроизводителей. Все это в конечном счете негативным образом отражается на производительности труда, качестве продукции и ее себестоимости.

В земледелии слабо идет диверсификация и переход к современным влагоресурсосберегающим технологиям.

Животноводство все еще остается сосредоточенным в личных подсобных хозяйствах. Доля средне - и крупнотоварных ферм в общем объеме производства не превышает 10 процентов. На низком уровне находится генетический потенциал животных. Остаются проблемными вопросы обеспечения безопасности животноводческой продукции из-за того, что система ветеринарии все еще не в полной мере соответствует международным нормам.

Особенно много недостатков в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. Во-первых, абсолютное большинство перерабатывающих предприятий имеют отсталую технологию, а также морально и физически изношенное оборудование. Во-вторых, крайне слабо внедряются в производство международные стандарты качества и менеджмента. Отсюда и низкое качество произведенной продукции.

Теперь о том, какие же меры намечаются предпринять для устранения вышеуказанных недостатков, повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса и, соответственно, обеспечения продовольственной безопасности страны.

Здесь следует подчеркнуть, что главным и стратегическим направлением нашей деятельности была и остается индустриализация отрасли за счет ее технического и технологического перевооружения, ибо без этого говорить о повышении производительности труда, улучшении качества продукции и, в конечном счете, об обеспечении продовольственной безопасности страны не приходится.

В земледелии мы намерены активизировать работу по его диверсификации и внедрению в производство влагоресурсосберегающих технологий. С целью стимулирования этих процессов будут дифференцированы меры государственной поддержки. В частности, предполагается значительно увеличить размеры субсидий тем, кто применяет эти технологии. Кроме того, для повышения плодородия почвы со следующего года намечается субсидирование затрат по приобретению минеральных удобрений выделить в отдельную бюджетную программу. Причем субсидии будут выделяться только тем, кто вносит минеральные удобрения грамотно и в соответствии с почвенной картограммой.

В приоритетном порядке будет поддерживаться производство сахарной свеклы, масличных культур, плодов, овощей и в особенности их ранние виды. В этой связи наряду с повышением размеров субсидирования ставка будет сделана на строительство теплиц и плодоовощехранилищ. На сегодняшний день дочерними компаниями национального холдинга "Казагро" одобрено финансирование строительства чеытрех крупных и средних теплиц, а также 43 минитеплиц общей площадью закрытого грунта более 9 гектаров. Также одобрено финансирование и реализуются проекты по строительству новых и реконструкции существующих плодоовощехранилищ на общую сумму более 1,8 миллиарда тенге. Таким образом, в ближайшие четыре года будет достигнута практически полная независимость от импорта растительного масла, ранних овощей и плодов.

В животноводстве мы будем двигаться в двух направлениях. Первое - это его индустриализация за счет укрупнения и перевода на промышленную основу. Второе - это повышение генетического потенциала животных как за счет совершенствование перспективных отечественных пород, так и за счет завоза извне высокопродуктивного породного скота. Все мы хорошо знаем, что сегодня около 80 процентов поголовья скота находится в личных подсобных хозяйствах, где практически невозможно вести нормальную селекционно-племенную работу и применять современную технологию производства для получения качественной продукции. На сегодняшний день из-за своей мелкотоварности животноводство не в состоянии в полной мере обеспечить перерабатывающие мощности качественным и безопасным сырьем. И в основном по этой причине на животноводческую продукцию глубокой переработки на сегодняшний день приходится основная доля импорта продовольственных товаров.

А потенциальные возможности нашего животноводства поистине огромные. Мы располагаем богатейшими естественными пастбищными угодьями, охватывающими все природно-климатические зоны страны и на них можем производить экологически чистую продукцию, которая пользуется большим спросом на мировых рынках. Иными словами, перспектива развития животноводства Казахстана неразрывно связана с его экспортоориентированностью.

Для стимулирования этих процессов будут использованы меры государственной поддержки путем их дифференциации. Здесь, как и в земледелии, размеры выделяемых субсидий будут увеличены тем, кто разводит животных приоритетных пород, применяет искусственное осеменение, выращивает скот и получает продукцию в условиях крупнотоварного производства с использованием современных технологий.

В настоящее время уже начата активная работа по реализации этих планов. В прошлом году при непосредственном участии нашей лизинговой компании "Казагрофинанс" построено и введено в эксплуатацию два крупных молочных комплекса с завозом высокопродуктивных коров из Канады. В ближайшее время ожидается построить еще шесть аналогичных комплексов и ферм, а через 4-5 лет планируется довести количество таких молочных комплексов до 30, что позволит максимально загрузить существующие мощности по переработке молока и добиться полного импортозамещения по молокопродуктам глубокой переработки.

Аналогичным образом идет процесс интенсификации и мясного производства. В настоящее время АО "Мал өнімдері корпорациясы" ведется строительство двух крупных откормочных комплексов со всей необходимой инфраструктурой для поставки охлажденного мяса на внешние рынки. В последующие годы намечается построить и передать в лизинг еще три таких откормкомплекса, ориентированных на экспорт.

Учитывая, что успешное развитие животноводства возможно только в условиях эпизоотического благополучия страны, предстоит большая работа по дальнейшему совершенствованию системы ветеринарии и на этой основе гарантировать безопасность животноводческой продукции. В этой связи мы разработали проект соответствующего законопроекта, который в настоящее время находится на рассмотрении Парламента. С его принятием наша законодательная база ветеринарии будет гармонизирована с международными нормами и тем самым откроется путь для снятия многих барьеров на пути продвижения нашей животноводческой продукции на внешние рынки. В частности, мы хотим в ближайшее время привести в соответствие с требованиями международных норм вопросы идентификации скота, контроля за состоянием здоровья животных и безопасностью производимой продукции, поднять роль местных исполнительных органов в обеспечении эпизоотического благополучия. Хочу еще раз подчеркнуть, что без решения этих базовых моментов проблем ветеринарии говорить о развитии животноводства, а тем более его экспортной ориентации, просто невозможно.

Что касается сферы переработки, то и здесь главным направлением наших усилий будет ее техническое и технологическое перевооружение. Сегодня, как вам известно, отрасль переработки поддерживается государством путем предоставления налоговых льгот восьми ее сферам, субсидирования ставки вознаграждения кредитов, полученных в банках второго уровня на пополнение оборотных средств, возмещения части затрат по внедрению в производство международных стандартов качества. Со следующего года предполагается субсидировать ставки вознаграждения и кредитов, полученных в финансовых институтах для технического и технологического перевооружения. Кроме того, будет активизирована деятельность компаний, входящих в состав национального холдинга "Казагро", в льготном кредитовании предприятий переработки и в первую очередь тех, которые занимаются производством социально значимых видов продовольственных товаров.

В целом необходимо отметить, что основная составляющая импорта по продуктам глубокой переработки приходится на страны ближнего зарубежья. В частности, это Россия, Украина и Белоруссия, которые мощно поддерживает свою перерабатывающую промышленность. Учитывая, что эти страны являются нашими непосредственными конкурентами как на внутреннем, так и на внешнем рынках, нам необходимо создать отечественным перерабатывающим предприятиям аналогичные условия. В основном это касается субсидирования ставок вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами. В настоящее время у нас реализуется подобная программа, но ее охват ввиду недостатка средств составляет всего около 10 процентов от общего количества получателей кредитов, тогда как в России субсидии получают все кредитуемые перерабатывающие предприятия.

В свете сложившихся обстоятельств в банковском секторе данная поддержка наших перерабатывающих предприятий могла бы стать залогом сохранения существующих темпов роста производства, а в перспективе реальным рычагом для развития отечественной пищевой промышленности и предотвращению импортной экспансии.

Как было уже отмечено выше, для стимулирования процессов интенсификации производства, его укрупнения, кооперирования и перехода на современные технологии будут максимально использованы возможности мер государственной поддержки за счет их дифференциации. А это в свою очередь требует придания процессам формирования списков получателей субсидий по различным категориям и распределения финансовых потоков максимальную прозрачность и широкую гласность. В этой связи намечается поднять роль общественных организаций, то есть ассоциаций и объединений товаропроизводителей, включив их в состав создаваемых на местах межведомственных комиссий по рассмотрению вышеуказанных вопросов. В дальнейшем, по мере укрепления этих общественных организаций, по опыту развитых стран распределение субсидий будет осуществляться именно через них.

Также для укрупнения производства мы будем стимулировать объединение мелких товаропроизводителей в потребительские кооперативы. Целью создания таких кооперативов является развитие инфраструктуры по заготовке, переработке, сбыту и хранению сельхозпродукции, оказание сервисных и снабженческих услуг, уменьшение количества посредников и перекупщиков, которые позволят увеличить доходы сельхозтоваропроизводителей при одновременном снижении розничных цен на продукцию сельского хозяйства; создание условий для эффективного сбыта произведенной сельхозпродукции; снижение давления импортных товаров на рынок и предоставление сельхозтоваропроизводителям возможности выхода на мировой экспортный рынок.

В целом, по нашим расчетам, в ближайшие три года необходимо дополнительно создать 400-450 сельских кооперативов по основным отраслям сельского хозяйства, где преобладают мелкие формы хозяйствования (производство молока, мяса, плодоовощной продукции, хлопка), обеспечив их создание достаточной государственной поддержкой в виде льготного кредитования и соответствующей работой по совершенствованию законодательной базы.

Как известно, одним из эффективных способов сохранения стабильности внутреннего продовольственного рынка, гарантированного насыщения его дешевыми продовольственными товарами является создание вокруг крупных городов специализированных продовольственных поясов. Все вы хорошо знаете, что в начале этого года Глава государства в своем Послании народу Казахстана поставил перед нами конкретную задачу по созданию продовольственного пояса вокруг Астаны. В целях выполнения данной задачи принимаются конкретные меры. Институтами развития Министерства сельского хозяйства рассмотрено 139 бизнес-проектов, субъектов АПК, входящих в зону продовольственного пояса Астаны. Из них к сегодняшнему дню 47 проектов на общую сумму 2,7 миллиарда тенге уже профинансировано. Ожидается, что с реализацией данной программы удельный вес продовольственных товаров, произведенных в 300-километровой зоне вокруг Астаны, составит не менее 58 процентов (против 29 процентов к сегодняшнему дню).

На днях аналогичную работу по поручению Правительства мы начали и по городу Алматы. В дальнейшем, опираясь на опыт городов Астаны и Алматы, планируется создать такие продовольственные пояса вокруг всех областных центров и других крупных городов республики.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что все наши усилия по расширению и совершенствованию механизмов государственной поддержки АПК, укреплению его законодательной базы в конечном счете нацелены на максимальное снижение рисков сельскохозяйственного производства и, соответственно, повышение инвестиционной привлекательности аграрного сектора экономики, ибо без инвестиций невозможно рассчитывать на серьезное развитие отрасли. В 2007 году доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составила всего 1,7 процента. Это в 2,3 раза ниже, чем в России, в 3 раза ниже, чем в Украине.

Мы должны постоянно в положительном плане позиционировать наш аграрный сектор экономики на международной арене, на практике доказывать всем потенциальным инвесторам его гарантированность, надежность, а также выгодность вложения инвестиций. В рамках этих мер 23-24 октября текущего года нами запланировано проведение в Астане первого аграрного инвестфорума. Следует отметить, что факт проведения такого мероприятия вызвал повышенный интерес представителей многих стран и международных организаций. Мы рассчитываем на хороший успех данного мероприятия и в дальнейшем намерены проводить его на регулярной основе.

Теперь о текущей ситуации и о тех конкретных мерах, которые принимаются по сохранению стабильности внутреннего продовольственного рынка в предстоящий период.

Как вам известно, текущий год оказался сложным для сельского хозяйства. Из-за жесточайшей засухи, охватившей практически всю страну, особенно ее южные, юго-восточные и восточные части, растения сильно отстали в развитии, что привело к неурожаю в этих регионах. В то же время земледельцам Северо-Казахстанской, Костанайской и Западно-Казахстанской областей удалось вырастить хороший урожай. По предварительным расчетам, валовый урожай зерновых культур по республике прогнозируется в пределах 17 миллионов тонн в бункерном весе.

На сегодняшний день убрано 14,4 миллиона гектаров, или 92 процента посевных площадей зерновых культур, намолочено около 15,5 миллиона тонн зерна, что в целом подтверждает вышеуказанный прогноз. При этом качество зерна лучше, чем в прошлом году. Около 92 процентов зерна, поступающего на элеваторы, соответствует 1, 2 и 3 классам. Для сравнения скажу, что в России и Украине, где ожидается рекордный валовый сбор зерна в этом году, удельный вес зерна 3 класса и выше составляет соответственно 19 и 11 процентов. Таким образом, наше зерно и в этом году продолжает оставаться высоковостребованным на мировых рынках.

Прогнозируемый валовый сбор позволит нам полностью обеспечить внутреннюю потребность страны и экспортировать около 5,5-6 миллионов тонн зерна на мировые рынки.

В настоящее время идет процесс формирования стабилизационных ресурсов зерна. В этом году мы намечаем закупить у сельских товаропроизводителей 600 тысяч тонн зерна в стабилизационные ресурсы по цене 250 долларов США за одну тонну. Эти ресурсы совместно с государственными реализационными ресурсами зерна составят примерно одну треть годовой потребности страны и они будут использованы, начиная с нового года, для регулирования ситуации на внутреннем рынке и стабилизации цен на хлеб и муку.

Аналогичные стабилизационные ресурсы будут сформированы по основным видам социально значимых продуктов питания.

Параллельно будут сохранены ограничения на вывоз из страны маслосемян, сухого молока и риса по которым сохраняется угроза оголения внутреннего рынка.

Таковы наши основные подходы по сохранению стабильности внутреннего продовольственного рынка и обеспечению продовольственной безопасности страны».

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?