Горячие новости
Читайте также

Транзитный вектор инфраструктуры: - министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов

Фото : 23 сентября 2008, 11:50

Транзитный вектор инфраструктуры

В Астане открывается очередная Международная конференция «ТрансЕвразия» и выставка «ТранзитТрансКазахстан»: идеологемой этих мероприятий, проводимых Министерством транспорта и коммуникаций, обозначена практическая организация перевозок по формирующимся трансконтинентальным и субрегиональным транспортным коридорам, проходящим через территорию нашей республики. С 1997 года по 2006-й, как и в этом году, конференцию и выставку активно поддерживало казахстанское Правительство. Пристальное внимание Кабмина оправдано еще и потому, что формирование интермодальных коридоров, которые становятся основой единой транспортной сети XXI века, — главная задача евроазиатской транспортной политики. Накануне события мы пригласили к разговору министра транспорта и коммуникаций Серика АХМЕТОВА.

— Серик Ныгметович, определяющим фактором отечественной экономики можно именовать и состояние транспортной инфраструктуры. Можно сказать, что этим пониманием прониклось большинство: идет ремонт, реконструкция и строительство дорог внутри страны. Есть ли в МТК рецепт относительно того, как государству эффективнее использовать потенциал транзитных возможностей?

— Одним из инициаторов и активных сторонников интеграционных объединений на евразийском пространстве, как известно, является Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. О реализации национального транзитного ресурса для обеспечения евроазиатских связей и потребности страны в перевозках грузов и пассажиров во всех видах сообщений очень четко сказано в реализуемой МТК Транспортной стратегии Казахстана до 2015 года. А в последние годы с углублением процесса глобализации международных экономических связей на Евразийском континенте и ростом грузопотоков между Восточной Азией и Европой актуальным становится возрождение Великого шелкового пути — создание комплексного евразийского трансконтинентального моста.

Создание такого моста на базе реконструкции старых и строительства новых железных и автомобильных дорог позволит сократить на 8—15 тысяч километров пути по сравнению с транспортировкой грузов через Суэцкий канал или вокруг Африки. Реализация такого проекта поддерживается многими международными организациями, такими как ЕврАзЭС, ЭСКАТО, ООН, СПЕКА, ЦАРЭС, поскольку в этом проекте заинтересованы — в контексте интеграции — многие и многие государства. Дело в том, что в региональном масштабе сформируется транспортно-экономический пояс, и здесь будут охвачены пять видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиация, речной и морской, а также трубопроводы. К пониманию необходимости подобного сотрудничества государства Азиатско-Тихоокеанского региона пришли, теперь предстоит выстроить программу сотрудничества; осуществить трансгосударственные меры по развитию соответствующей инфраструктуры; обеспечить взаимовыгодность транспортного сотрудничества и соблюдение интересов всех вовлеченных сторон.

— И какими же видятся наши международные коридоры в сообщении Азия — Европа, ведь наша страна соседствует с двумя крупными государствами — Россией и Китаем?..

— На восточной границе с Китаем у нас расположена станция Достык, а также железнодорожный участок Актогай — Достык. Нам предстоит нарастить их пропускную способность, доведя мощность к 2011 году до 25 миллионов тонн грузов в год. Также планируется открытие второго пограничного перехода с Китаем путем строительства новой линии Коргас — Жетыген. Отсюда мы сможем организовать перевозки из Китая в Центральную Азию, Иран, Западную Европу, Закавказские республики и так далее по наиболее короткому пути. Китай стал одной из крупнейших грузоформирующих и грузополучающих стран, потому он объективно заинтересован в том, чтобы максимально задействовать свои ресурсы в развитии сектора трансконтинентальных перевозок. Если учесть, что одним из главных партнеров Китая является Европейский союз, то вырисовывается тенденция к поиску альтернативы морскому виду транспорта. И таковой являются перевозки наземным транспортом через страны Центральной Азии, что гораздо быстрее по времени доставки. Не столь давно Китай завершил строительство новой железнодорожной линии Цзиньхэ — Хоргос на границе с нашей страной. Более того, Китай заинтересован в осуществлении перевозок товаров из Японии, Кореи и стран Юго-Восточной Азии в Европу, где третья часть маршрута приходится на нашу территорию, что позволит нам получать большие доходы от транзита.

— Как известно, железнодорожным проектам нынче уделяется первоочередное внимание. А что наши морские пути, ведь в казахстанском секторе Каспийского моря работает порядка 150 судов флота поддержки морских операций под флагом нашей страны?..

— Пока единственный морской порт Казахстана, участвующий в международных перевозках, — порт Актау, являющийся составной частью международных транспортных коридоров ТРАСЕКА и «Север — Юг». Учитывая его возрастающее значение, с 2006 года идет расширение порта в северном направлении. Завершение проекта позволит увеличить пропускную способность морпорта в два раза — с 11,5 миллиона тонн до 23 миллионов тонн в год.

Тем не менее не остаются без внимания порты Баутино и Курык. Через первый к 2012 году будет переваливаться до четырех миллионов тонн грузов, во втором сооружается нефтеналивной терминал мощностью до 20 миллионов тонн в год, ориентированный на участие в проекте Баку — Тбилиси — Джейхан и других.

— Тем не менее Каспий — внутреннее море, а потому нашим читателям было бы интересно узнать подробности практической реализации формирования трансконтинентального автодорожного коридора «Западная Европа — «Западный Китай».

— Старт реализация этой масштабной во всех смыслах идеи получила в прошлом году. Общая протяженность маршрута составляет 8 445 километров, в том числе по территории РК — 2 787 километров (подлежит реконструкции — 2 552 километра), по территории Китая — 3 425 километров, России — 2 233 километра с выходом на страны Западной Европы.

Дорога из Европы по маршруту Россия — Казахстан — Китай однозначно самый короткий путь из Китая в Европу, с минимальным количеством стран-участниц, а значит, и границ. Все это делает проект перспективным. Время в пути будет составлять около десяти дней. К тому же проектом предусматривается создание вдоль маршрута пяти международных транспортно-логистических центров, развитие современных объектов придорожного сервиса, спутниковая навигация и внедрение системы платности на наиболее загруженных участках. Общая стоимость проекта, по предварительным данным, составит более девятисот миллиардов тенге. Проект планируется финансировать не только из бюджета страны, но и за счет активного привлечения средств частного капитала, а также привлечения займов международных финансовых институтов. Также планируется создание многосторонних консорциумов, состоящих из подрядчиков, поставщиков подсистем проекта, для участия в международном тендере.

Наша транспортная отрасль должна быть адаптирована к рыночной экономике и открыта для частных инвестиций. Нами проработан вопрос применения механизмов государственно-частного партнерства в транспортной отрасли, сформирована законодательная база для реализации концессионных проектов, ориентированная на привлечение инвестиций в транспортную инфраструктуру и гарантирующая возвратность вложенных средств.

— У меня есть такие данные: ежегодно из республиканского бюджета для Астаны и Алматы — на развитие транспортной инфраструктуры — выделяются трансферты в размере 300—400 миллионов долларов. Поясните, пожалуйста, чего ожидать горожанам?

— Думаю, что жители Астаны и Алматы замечают, как меняются пассажиропотоки, и видят, что только расширение улиц, строительство развязок и мостов позволит их распределять, избегая пробок. Что касается Астаны, то здесь планируется реализовать проект по внедрению автоматизированной системы управления на столичных дорогах, предложенный сингапурскими специалистами. «Умные» светофоры и электронные транспортные «гиды» раз и навсегда решат проблему дорожных заторов в Астане.

Перспективный план разбит на три основных направления — расширение дорог, внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУ) и запуск легкорельсовых трамваев (ЛРТ) (выбрана эстакадная форма строительства).

С первым пунктом местные специалисты справляются самостоятельно — строятся новые городские магистрали, транспортные развязки и мосты, расширяются и реконструируются существующие улицы.

Но если модернизация транспортной инфраструктуры не вызывает особых трудностей, то внедрение АСУ и ЛРТ имеет свои нюансы. Даже технологически продвинутые Япония и Корея, внедрившие электронную транспортную карту еще в начале 90-х, постоянно совершенствуют работу АСУ. Она требует постоянной модернизации и нуждается в тщательном уходе. Но сингапурцы потенциал главного города Казахстана оценивают высоко и обещают высокий результат.

Схему реализации проекта внедрения легкорельсового трамвая планируется осуществить на основе принципов государственно-частного партнерства, что позволит привлечь стратегического инвестора, имеющего опыт реализации аналогичных проектов, уменьшить риски и нагрузку на бюджет города. Так, на концессионной основе планируется строительство комплексной транспортной системы в эстакадном варианте (с 2009 по 2015 год) общей протяженностью 58,8 километра.

В Алматы реализуется программа снижения транспортной нагрузки на город. С 2005 года построено 11 транспортных развязок и продолжается строительство еще двух.

Ведется строительство первой линии городского метрополитена протяженностью 8,3 километра. В рамках программы «Безопасный город» начата реализация пилотного проекта по созданию современной системы видеонаблюдения на всех магистралях и местах массового скопления людей с последующим созданием единого механизма интегрирующей организационно-технической системы. Ядром данной системы будет создаваемый Единый диспетчерский центр, способный объединить все городские службы быстрого реагирования.

Доход Казахстана от транзита в 2007 году составил 501,3 миллиона долларов, в том числе от перевезенных грузов — 361,3 миллиона долларов, от обслуживания транзитных воздушных судов — 140 миллионов долларов. Начата реализация масштабных инфраструктурных проектов, ввод в эксплуатацию которых позволит увеличить к 2015 году грузооборот в два раза, пассажирооборот — в 1,5 раза, транзитный грузопоток — в 3,5 раза.

Беседовала Ирина НОС


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии