Горячие новости
Читайте также

Без конкуренции любая экономика тупиковая, не способная развиваться: - председатель Агентства РК по защите конкуренции Мажит Есенбаев

Фото : 25 сентября 2008, 14:32

Демоны демонополизации

Конкуренция - явление умозрительное. Руками ее не потрогаешь, за деньги не продашь. Тем не менее вот уже полгода в республике существует Агентство по защите конкуренции - стало быть, ее требуется охранять. Зачем и как следует защищать конкуренцию в нашей стране, объяснил корреспонденту "Экспресса К" глава агентства Мажит ЕСЕНБАЕВ - Мажит Тулеубекович, в Казахстане на какой сектор экономики ни посмотришь, везде монополисты. У нас конкуренция вообще есть?

- Ну, конечно, она есть. Без конкуренции любая экономика тупиковая, не способная развиваться. Просто вопрос заключается в том, каков уровень конкуренции, в способах и мерах ее защиты на уровнях законодательном, административном - вплоть до политического. Конкуренцию надо защищать - это аксиома, которая в мире везде и всеми не только пропагандируется, но и внедряется в жизнь.

Возьмите любую европейскую страну. Как только появляется некий монополист, против него сразу организуется буквально все общество. Если же некий доминант (а это, кстати, вполне нормальная вещь в экономике, так как без доминирования не будет конкуренции) начинает злоупотреблять своим положением, то он будет за это быстро и серьезно наказан, не исключено, что даже в уголовном порядке. Это предусмотрено законодательствами стран Бенилюкса, Скандинавии, Америки, "азиатских тигров":

В Казахстане, к сожалению, получилось так, что, несмотря на политическую волю и меры по демонополизации рынка товаров и услуг, все остается на уровне программных документов, и реализации этих программ в экономике не наблюдается.

- А в каких секторах экономики наблюдается наиболее проблемная ситуация с конкуренцией?

- Обратите внимание на уровень концентрации монополистов в экономикообразующих областях. Если в них не проводить реструктуризацию и демонополизацию, то что говорить о прочих?

Вообще, проведенный нами в первом полугодии анализ свидетельствует о недостаточном развитии конкуренции в большинстве сегментов экономики. В настоящее время в республике насчитывается около тысячи доминантов, помимо естественной и государственной монополии. При этом их количество ежегодно увеличивается, что свидетельствует о монополизации и высокой концентрации рынков. Кроме того, из года в год наблюдается тенденция роста товарных рынков, где государство устанавливает цены. Увеличиваются сферы государственной монополии. Все это приводит к дефициту продукции и росту тарифов.

Наиболее монополизированными и высококонцентрированными рынками являются железнодорожная отрасль, топливно-энергетический комплекс и телекоммуникационный сектор. Хочу подчеркнуть, что эти отрасли, являясь экономикообразующими, значительно влияют на развитие конкуренции в смежных отраслях.

На рынке железнодорожных услуг происходит процесс, противоположный мероприятиям, предусмотренным программой реструктуризации железнодорожного транспорта, где первым пунктом идут развитие и защита конкуренции на данном рынке путем демонополизации и реструктуризации АО "Казахстан темир жолы" (КТЖ).

Вместо этого ежегодно увеличивается монопольная доля КТЖ и его дочерних компаний. Попытки частных инвесторов создать конкурентную среду на данном рынке не находят поддержки со стороны "Казахстан темир жолы" и уполномоченного органа. Практически все услуги, предоставляемые на железной дороге, являются монополизированными КТЖ и его дочерними компаниями.

В телекоммуникационном секторе наблюдается аналогичная ситуация с ежегодным увеличением доли доминирования АО "Казахтелеком".

Далее, топливно-энергетический комплекс. Согласно стратегии индустриально-инновационного развития, в целях улучшения ситуации на рынке энергетики требуются значительные инвестиции для модернизации оборудования и строительства новых мощностей. Однако данная отрасль на сегодня является инвестиционно непривлекательной, что приводит к ежегодному дефициту электроэнергии, веерным отключениям, неразберихе с тарифообразованием, а также к систематическим нарушениям антимонопольного законодательства. Так, в конце прошлого года нашим агентством были выявлены и доказаны антиконкурентные действия ряда энергетических компаний восточного региона. В результате монополиями получен не только высокий доход, но и причинен ущерб экономике и потребителям.

Кроме того, практически все генераторы продают электроэнергию не напрямую, а через посредников, удорожая ее стоимость на каждом этапе перепродажи. Такая ситуация является вынужденной мерой бизнеса, сложившейся в результате неоправданно жестокого государственного регулирования цен в данной отрасли.

Мы неоднократно вносили предложение об упорядочении деятельности непродуктивных посреднических структур, злоупотребляющих на этом рынке. Кроме того, нами поддержаны предложения Министерства энергетики и минеральных ресурсов касательно введения инвестиционных тарифов для энергопроизводящих организаций и заключения долгосрочных контрактов в этой сфере.

- Все, что вы перечислили, - это структуры, созданные в советские времена, когда тотальным монополистом было государство. Они изначально были созданы как единственные в своих секторах. Как их теперь переделывать?

- Да переделывать можно и нужно! Но видите, как получилось: бумаги-то обсуждаются, программы создаются, но дальше дело не идет. Потому что все говорят: "Этого не тронь, того не тронь!" и пугают, что, если мы все-таки возьмемся за какого-нибудь крупного монополиста, то данный сектор рынка вообще разрушится.

Но ведь так не бывает! Всегда на место того или иного субъекта рынка кто-нибудь придет. Причем придет с лучшими идеями, инновациями, интересными предложениями по организации труда. Это экономические постулаты.

Но для всего этого государство должно создавать благоприятные обстоятельства. Своего рода правила игры, заключающиеся в институциональных и законодательных условиях развития.

- Сейчас, после появления вашего агентства, "правила игры" меняются?

- Президент дал поручение правительству создать сильное агентство по защите конкуренции - и вот оно сформировано. Насколько наше агентство сильное - время покажет, но уже сейчас видно, что, несмотря на столь короткий срок существования - всего полгода, нас стали уважать, а наши решения начали выполнять. Если на первых порах мы уговаривали что-то делать или чего-то не делать, то сейчас к нашим предписаниям относятся серьезно и упрашивать больше не приходится.

Однако не слишком способствует улучшению администрирования, которое мы проводим, нынешний закон. Антимонопольный орган в большинстве стран является независимым. Мы с самого начала пошли по пути создания межрегиональных территориальных инспекций. Мы их сформировали семь. Осознанно меньше, чем областей. Во-первых, они вобрали в себя лучшие региональные кадры, а во-вторых, я не открою секрета, если скажу, что местные исполнительные органы всегда хотят "опекать" любые контрольно-надзорные структуры. И чтобы уйти от такой опеки, мы создали именно межрегиональные инспекции и вывели их из подчинения областных акиматов.

Это лишь одна степень независимости специальных органов. Дальше все это будет замыкаться на проект нового закона, где уже решается вопрос о степени независимости самого агентства как центрального органа.

Также предстоит решать вопрос с квалифицированными кадрами. Тут правительство нас уже поддержало, и есть возможность формировать центр антимонопольной политики. У нас имеются договоренности с рядом мировых институтов, которые будут помогать становлению центра.

Очень важный момент - формирование Совета по конкуренции при премьер-министре. Такого совета нет ни в одном государстве. И это говорит о том, насколько велика политическая воля нашего руководства для того, чтобы развивать в стране конкуренцию. Совет при премьере будет системно решать вопросы, связанные с развитием и защитой конкуренции у нас в государстве.

Еще правительство поддержало нас в том, чтобы мы сформировали интегрированную базу данных по субъектам казахстанского рынка. Сегодня есть отдельные базы данных в налоговой службе, таможне, органах статистики и юстиции, но необходима единая база, систематизированная. Чтобы легко можно было отследить процессы поглощения, приобретения, слияния субъектов рынка. Это очень важные для экономики процессы, но на них сейчас никто не смотрит. А между тем, скажем, поглощение одного банка другим влияет на усиление рыночной власти, на ситуацию в конкурентной среде и так далее: То же самое - рейдерство, никем сегодня не отслеживаемое.

Все это вкупе с новым законом, безусловно, будет способствовать тому, что мы будем реально защищать конкуренцию и реально ее развивать.

- В чем заключаются основные отличия нового закона от ныне действующего?

- О, об этом я могу говорить долго: Отличий очень много. Там есть нормы, которые будут позволять нам влиять на процессы экономической концентрации, на процессы, связанные со злоупотреблением доминантным положением, вносить в правительство предложения по пресечению актов антимонопольных действий государственных органов. А это очень важно!

Еще одним новшеством законопроекта является экстерриториальность, что означает распространение закона на действия субъектов рынка, совершенные за пределами Казахстана, но при условии ограничения конкуренции в нашей стране. Это даст возможность защитить казахстанские компании от недобросовестной конкуренции со стороны предпринимателей других государств.

- А из-за каких недоработок или пробелов сегодняшнего законодательства возникает недобросовестная конкуренция?

- Во-первых, дублирование положений действующих законов о конкуренции и недобросовестной конкуренции. Девять из одиннадцати статей в законе о недобросовестной конкуренции полностью находят свое отражение в действующем законе о конкуренции.

Кроме того, наличие противоречий в положениях этих законов не способствует выполнению их основного предназначения, а также усложняет практику администрирования антимонопольного законодательства.

В данное время субъекты рынка подвергаются, по сути, двойной ответственности за одно и то же правонарушение, поскольку предусмотрена норма, позволяющая антимонопольному органу одновременно требовать от них перечисления в бюджет дохода, полученного в результате недобросовестной конкуренции, и штраф в порядке, установленном законодательными актами.

В связи с чем нами в законопроекте о конкуренции снижен размер штрафа за правонарушение "недобросовестная конкуренция", совершенное впервые, но введено увеличение размеров штрафа при повторности этих действий:

Другая сторона проблемы с нынешним законом заключается в том, что в результате его непонимания и игнорирования ежегодно увеличивается количество нарушений антимонопольного законодательства. В качестве примеров можно привести повсеместное повышение цен на ГСМ в период посевной и уборочной кампаний, в период отопительного сезона - на мазут и уголь. Наряду с объективными факторами данного роста существуют и антиконкурентные - согласованные действия.

Компания, занимающаяся реализацией ГСМ, объявляет о намерении повысить цены на свою продукцию. Это заявление служит сигналом для остальных реализаторов ГСМ. Они совершают параллельные действия и одновременно повышают цены на свою продукцию.

Так как действующим законом термин "соглашение (согласованные действия)" определяется как "любые договорные отношения сторон", то вышеописанная координация предприятиями своих действий на рынке БЕЗ обсуждения или согласования своих планов не подлежит антимонопольному контролю!

Поэтому другим нововведением законопроекта является разделение понятий "антиконкурентные согласованные действия"яи "антиконкурентные соглашения" в качестве самостоятельного способа ограничения конкуренции, что должно повысить эффективность администрирования антимонопольного законодательства.

- Очень интересно. Между тем представители компаний, реализующих топливо, заявляли, что скачки цен на ГСМ - следствие мировой тенденции:

- Нами проведен анализ рынка реализации ГСМ за первое полугодие 2008 года, а также исследован торговый баланс данного рынка в первом полугодии текущего года. Он показал увеличение импорта бензина на 53 процента и удельного веса импортируемого бензина с 22,2 до 30,5 процента от объема внутреннего потребления. Кроме того, за данный период цены импортируемого бензина увеличились на 45 процентов.

Самое любопытное заключается вот в чем. Объем переработанной нефти за аналогичный период на отечественных НПЗ увеличился всего на 4,1 процента. А объем производимого мазута - на 34 процента. При этом производство бензина в Казахстане в первом полугодии оставалось практически на уровне производства за аналогичный период 2007 года, а производство дизельного топлива увеличилось на 5,6 процента.

Внутренний рост потребности в бензине в первом полугодии увеличился на 11,4 процента, в мазуте - на 37,5 процента, а в дизельном топливе потребность уменьшилась на 5,4 процента. Но при этом прирост потребности республики в бензине полностью обеспечивался за счет более дорогого импортируемого бензина!

Все эти цифры свидетельствуют о том, что при ежегодном увеличении внутреннего спроса на бензин его производство не наращивается. Зато производство мазута и дизельного топлива превышает внутренние потребности, в результате чего создается искусственный дефицит бензина в результате перепроизводства мазута и дизельного топлива. Что свидетельствует о косвенных признаках наличия антиконкурентных соглашений на данном рынке!

Кроме того, нашим агентством в результате проведенного анализа наряду с внешними факторами выявлены следующие причины роста цен на нефтепродукты и их дефицита на внутреннем рынке. А именно: неразвитость конкуренции, высокая аффилиированность рынка реализации нефтепродуктов, ограничение доступа иным субъектам к инфраструктуре нефтеперерабатывающих заводов.

По результатам исследования на данном рынке в географических границах республики установлено монопольное положение четырех компаний. Это АО "Торговый Дом "КазМунайГаз", АО "Торговый Дом "ПетроКазахстан", АО "ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз" и ТОО "Гелиос". Совокупная доля рыночной силы данных компаний превышает 70 процентов. При этом АО "Торговый Дом "КазМунайГаз", АО "Торговый Дом "ПетроКазахстан" и АО "ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз" входят в одну группу лиц, прямо или косвенно координируемую нацкомпанией "КазМунайГаз".

Создание вертикально интегрированных компаний, куда вошли нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, посреднические компании и АЗС, монополизировало внутренний рынок реализации ГСМ.

Помимо этого, нами изучена деятельность более 170 субъектов рынка, занимающихся реализацией ГСМ, из которых в отношении 36 субъектов территориальными подразделениями агентства начаты проверки и расследования нарушений антимонопольного законодательства. По результатам данного анализа выявлены и направлены в органы финансовой полиции материалы по признакам антиконкурентных согласованных действий между 66 субъектами рынка, занимающихся реализацией нефтепродуктов:

- То есть пресловутые мировые тенденции оказались в данном случае вторичным фактором, а кризис прежде всего создало отсутствие конкуренции?

- "Вторичные-первичные" факторы - это не совсем то: Видите ли, если бы в стране была хорошо развита конкуренция, то не было бы таких скачков цен, которые мы время от времени наблюдаем. Когда защитой конкуренции не занимаются, экономика подвержена воздействию внешних факторов. Ведь сейчас наша экономика большей частью связана с импортом - товаров ли, услуг ли: Мы импортеры. Многие до сих пор не могут понять простой истины, что чем больше импорт, тем меньше производим сами.

Мы давным-давно продекларировали программы по переработке продукции, а на самом деле как вывозили сырье, так и вывозим. Посмотрите данные по экспорту-импорту: импорт увеличивается. Казахстан, как агроиндустриальная страна, имеет проблемы по аграрному сектору товаров. Это нормально?

Нужно производить самим. Для этого необходимо обеспечивать защиту конкуренции, создавать условия для дальнейшего формирования благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, пресекать антимонопольные действия субъектов рынка, а также государственных органов, пресекать факты недобросовестной конкуренции. То есть делать то, чем занимается наше агентство.

Интервью подготовлено при содействии пресс-секретаря Агентства РК по защите конкуренции Маржан Ордабай

№ 180 (16566) от 25.09.2008

Владислав ШПАКОВ, Астана


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии