Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Может ли казахский тулпар стать национальным брендом?

Нас уже давно не удивляет засилье импортных товаров на казахстанском рынке - открытость экономики и наличие нефтедолларов объективно препятствуют развитию собственной промышленности, да и сельского хозяйства тоже. Можно понять, почему наши чиновники не торопятся пересесть на легковые автомобили казахстанской сборки. Это не самые престижные модели, и, наряду с некоторыми сомнениями в качестве сборки, они не дешевле импортных. То же самое можно сказать и о многом другом - от спичек до телевизоров. Тем не менее, пренебрежение отечественным и неудержимая тяга к импортному - тема, заслуживающая внимания. Особенно в свете решений по поддержке отечественного производства, принятых недавно, и подкрепленных соответствующими поправками в законодательство.

Например, какая необходимость заставляет Департамент внутренних дел Южно-Казахстанской области покупать за границей лошадей для конной полиции? Как сообщалось незадолго до Нового года, конные полицейские патрули будут разъезжать по Шымкенту на лошадях донской породы, закупленных в России. Трудно представить, что в Казахстане не нашлось нескольких десятков лошадей, способных догнать шымкентского хулигана на короткой дистанции. Вполне понятно желание местных властей укомплектовать конную полицию однотипными лошадьми нарядного экстерьера, но выглядит такое решение, все же, как-то непатриотично.

Коневодство - отрасль, меньше других пострадавшая в 90-х годах в количественном отношении. Впрочем, как недавно говорил министр сельского хозяйства А.Куришбаев, поголовье лошадей, как и других сельскохозяйственных животных, можно увеличить, по меньшей мере, вдвое - при существующей кормовой базе. То есть потенциал отрасли используется не полностью. Кроме лошадей исконной казахской породы, которую в советское время называли «джабе», в стране имеется немалое количество лошадей культурных пород: ахалтекинской, костанайской, кушумской, мугалжарской, орловской рысистой и других. В последние десятилетия начало расти поголовье чистокровной верховой (английской). В конце 80-х годов в Казахстане было несколько конных заводов и десятки племенных конеферм в совхозах и колхозах. В настоящее время большая часть породистых лошадей находится в частных хозяйствах.

Среди перечисленных выше пород казахстанскими являются костанайская, кушумская и мугалжарская. В настоящее время большее внимание уделяется костанайской, в связи с амбициозными планами по выведению так называемой «казахской верховой» породы лошадей. Прежде чем говорить об этих планах, следует вспомнить историю костанайской породы. Лошади этой породы, в настоящее время, на большей части скаковых дистанций превосходят и ахалтекинских, и буденновских (улучшенная донская), уступая только чистокровным верховым. В 1886 году специальным царским указом была создана племенная конюшня в поселке Костанай Тургайского уезда - с целью выведения верхово-упряжной конской породы, приспособленной к суровому климату и пригодной для армии. Для этого применяли метод улучшения казахских лошадей «в себе» - два-три поколения, затем использовали в качестве производителей калмыцких, донских, стрелецких, орлово-росточинских и английских жеребцов. После революции стали применять поглотительное скрещивание казахских кобыл и их помесей с жеребцами чистопородной верховой породы. Наиболее желательными были признаны помеси, имевшие три четверти крови чистокровной верховой породы и одну четверть крови остальных исходных пород. Эти помеси были в дальнейшем использованы для закрепления костанайской лошади разведением «в себе».

В 2005 году костанайская областная «Наша газета» сообщала о покупке для РГКП «Казак тулпары» жеребцов чистокровной верховой породы - прямо из Англии. Двое из них обошлись казне по 150 тысяч долларов США, а один - в 450 тысяч. Используя в качестве материнской породы костанайскую, здесь намерены вывести верховую породу, которая могла бы представлять Казахстан на скачках мирового уровня. Кроме английских, будут использованы также и арабские жеребцы - для полного комплекта.

Таким образом, в кровь костанайской лошади - на три четверти английскую, как мы помним, - добавят еще английской, арабской, и получившаяся порода будет названа, без ложной скромности, «казахской верховой».

К таким планам можно относиться по-разному, однако ясно, что использование костанайской породы в качестве базовой - для выведения более высококровной, не сделает костанайских лошадей более доступными.

В отношении же собственно казахской породы лошадей, которая стала материнской для костанайской, кушумской и мугалжарской пород, серьезных планов, насколько известно, не строится. Тип «джабе» (правильно - «жабы»), преобладающий в породе, отличается, прежде всего, выносливостью, неприхотливостью и способностью к нажировке, позволяющей переживать суровые зимы центральных и северных регионов Казахстана. Данными качествами казахская лошадь обладает уже много веков и, судя по всему, еще долго их не потеряет.

Проблема в том, что она, способная к выживанию в нашем климате при традиционном способе разведения, не может конкурировать с более культурными породами на скаковой дорожке. В национальных видах конного спорта - в кокпаре, например, - казахская лошадь еще удерживает свои позиции, но, следует признать, со временем она все больше становится в нашем восприятии только источником мяса и кумыса. Во всяком случае, именно с этой позиции выразил свою обеспокоенность состоянием коневодства депутат Мажилиса Бекболат Тлеухан. В одном из своих последних запросов он обращал внимание Правительства на дороговизну конины по сравнению с говядиной и свининой. По мнению депутата, с учетом исторически сложившихся гастрономических предпочтений казахского народа, следует предусмотреть специальные меры поддержки коневодства, которые позволили бы добиться снижения цены и, соответственно, повышения доступности конины для широких слоев населения.

Надо отметить, что коневодческая мысль в Казахстане и в советское время наиболее интенсивно работала именно в этом направлении. Кушумская и мугалжарская породы выведены как раз с целью получения побольше казы и карта, а также кумыса. Интересно, что российские коневоды вспоминают, как, в свое время, именно от сельскохозяйственных органов Казахстана исходила инициатива по превращению донской породы лошадей в мясо-молочную. То есть кто-то хотел сделать казачью лошадь - казахской. Сегодня мы видим, что неподдержание этой инициативы было мудрым решением.

Только отдельные энтузиасты, как, например, первый вице-президент Ассоциации национальных видов спорта РК Садыбек Тугел, вспоминают о том, что эти, не очень презентабельные - на современный взгляд, - животные, на протяжении веков верно служили нашим предкам и были вполне конкурентоспособны на полях сражений. Поголовье лошадей в прежние времена было настолько большим, по сравнению с численностью населения, что можно было без труда набрать достаточное количество резвых коней для войска.

Но принцип «из сотни - скакун», отраженный в известной поговорке, не годится для современных условий. Тем более, что даже выдающиеся представители породы могут состязаться с породистыми скакунами лишь на самых длинных дистанциях - 100-200 километров, а еще лучше - в пробегах на тысячи километров. В скачках на обычные расстояния - до 25 километров, как правило, побеждают породистые лошади или полукровки. Байга у нас проводится общая, а не отдельно для разных пород.

В итоге получается, что мы называем себя конным народом, а наши лошади годятся только на бешбармак. В планах по работе с породой «джабе», которая продолжается, в частности, на Мугалжарском конном заводе, основной упор, как раз, на это и делается - еще больше мяса и кумыса.

Возможно ли значительное повышение резвости казахских лошадей, хотя бы в отдаленной перспективе? По-видимому, этот вопрос в научных кругах Казахстана вообще не дискутируется - иначе мы бы уже что-нибудь услышали. Возможно, что специалисты считают его вообще не достойным обсуждения. Возможно также, что среди наших коневодов нет патриотов, или, что ничем не лучше, - среди наших патриотов нет коневодов. Конечно, казахская лошадь неважно смотрится в одном ряду с ахалтекинскими, арабскими и английскими скакунами. Может быть, не вдохновляет наших коневодов пример арабов и туркмен, которым для того, чтобы методом народной селекции вывести свои породы, ставшие улучшающими для всех современных пород, в том числе, и английской, потребовались целые тысячелетия? Но сегодня в нашем распоряжении имеются все достижения европейской науки, позволяющие ускорять выведение новых и улучшение существующих пород животных, имеются также и финансовые возможности. Если даже в обозримом будущем казахская порода не родит чемпионов мирового уровня - она может дать лошадей для той же полиции, для спорта и туризма.

В настоящее время государством принимаются самые энергичные меры для того, чтобы стимулировать предпринимательство, снизить зависимость от импорта в наиболее важных сегментах рынка. Отдавать предпочтение отечественному производителю - такая задача прямо и недвусмысленно поставлена перед государственными органами и национальными компаниями. Возможно, что для многих товаров и услуг это требование еще долго останется трудновыполнимым. Причиной этому - технологическая отсталость нашей промышленности, полное отсутствие многих производств. Но есть отрасли, для развития которых имеется все необходимое - материальная база, специалисты, высокий спрос на продукцию. Поэтому есть все основания надеяться, что в таких условиях наше коневодство - как традиционное, так и заводское, - будет процветать, а казахская лошадь может стать, как теперь принято говорить, одним из казахстанских брендов. Ведь, в отличие от спутников, лошадей мы можем сами разводить, и сами же ими управлять.

Муратбек Макулбеков


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...