Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Доклад Министра экономики и бюджетного планирования РК Султанова Б.Т. на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК по законопроекту «О Фонде национального благосостояния» и сопутствующему законопроекту (Астана, 15 января 2009 года)

16 января 2009, 11:55

Доклад Министра экономики и бюджетного планирования РК Султанова Б.Т. на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК по законопроекту «О Фонде национального благосостояния» и сопутствующему законо

Доклад Министра экономики и бюджетного планирования РК Султанова Б.Т. на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК по законопроекту «О Фонде национального благосостояния» и сопутствующему законопроекту (Астана, 15 января 2009 года)


Сіздердің назарларыңызға «Ұлттық әл-ауқат қоры туралы» және «Қазақстан Республикасының кейбір заңнамалық актілеріне Ұлттық әл-ауқат қоры қызметінің мәселелері бойынша өзгерістер мен толықтырулар енгізу және «Қазақстан инвестициялық қоры туралы» Қазақстан Республикасы Заңының күші жойылу туралы» заңдардың жобаларын ұсынуға рұқсат етіңіздер.

Ұсынылып отырған заң жобалары «Ұлттық экономиканың бәсекеге қабілеттілігі мен тұрақтылығын қамтамасыз ету жөніндегі кейбір шаралар туралы» Қазақстан Республикасы Президентінің Жарлығында және оны дамыту үшін қабылданған, Қордың ерекше мәртебесін, стратегиялық мақсаттары мен міндеттерін айқындаған Үкімет қаулысында белгіленген талаптарға сәйкес әзірленген.

Өткен жылдың 13 қазанында Үкіметтің кеңейтілген отырысында Мемлекет басшысы әлемдік қаржы дағдарысы кезеңінде елдегі тұрақтандыру іс-шараларының негізгі басымдықтарын белгілегенін Сіздер білесіздер. Осындай іс-қимылдардың қатарына мемлекеттік активтерді біріктіру және Ұлттық әл-ауқат қорын құру кіреді. Оның негізгі міндеті әлемдік экономиканың тұрақсыздығы жағдайында Қазақстан экономикасының және оның негізгі салаларының одан әрі дамуын қамтамасыз ету.

Осыған байланысты Мемлекет басшысы «Нұр Отанның» Парламенттегі партиялық фракциясына бір ай мерзімде «Самұрық-Қазына» мемлекеттік холдинг бойынша Заң қабылдауды тапсырды.

Жеке заңнамалық актіні қабылдау және Ұлттық әл-ауқат қорының мәртебесі мен өкілеттігін белгілейтін дербес құқықтық база құру қажеттілігі теңдесі жоқ сипатқа ие және бірқатар жаңа қоғамдық қатынастардың пайда болуына әкелетін Қордың қызметі жөніндегі және оны басқару жөніндегі Заңның новеллаларынан туындайды. Бұл туралы төменде нақтырақ айтылады.

Концепция законопроекта о Фонде национального благосостояния, в первую очередь, основана на задачах, поставленных перед Фондом. Глава государства в своей речи на вышеуказанном расширенном заседании Правительства указал, что Фонд должен быть гибким, активным, мобильным, и мы должны создать все необходимые законодательные условия для этого.

В целях обеспечения организации и эффективной деятельности Фонда, основной законопроект определяет правовое положение, порядок деятельности, цели, задачи и полномочия Фонда национального благосостояния, а также некоторые особенности правового положения юридических лиц, акции (доли участия) которых принадлежат Фонду и иных организаций, входящих в группу Фонда.

Следует отметить, что законопроект содержит понятия «Фонд» (как национальный управляющий холдинг), «компании» Фонда (дочерние компании Фонда) и «группа Фонда» (куда входит сам Фонд, компании, их дочерние организации, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат компаниям, а также юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям компаний).

К числу важных нововведений законопроекта, подчеркивающих особенности правового положения группы Фонда, относятся:

1) запрет на отчуждение акций Фонда: акции Фонда являются исключительной государственной собственностью и не могут приватизироваться, выставляться на фондовый рынок или отчуждаться иным образом;

2) возможность приобретения Фондом отчуждаемых собственниками стратегических объектов и конкурсной массы при банкротстве организаций, пакеты акций (доли участия) которых отнесены к стратегическим объектам или организаций, имеющих важное стратегическое значение для экономики республики, при реализации Правительством приоритетного права покупки стратегических объектов;

3) право Фонда приобретать акции банков в порядке, предусмотренном законодательным актом Республики Казахстан о банках и банковской деятельности - в целях создания законодательной основы для возможности капитализации Фондом БВУ путем участия в их уставных капиталах;

4) приоритетное право приобретения права недропользования (его части) и (или) связанного с ним объекта, - суть данной нормы сводится к тому, что приоритетное право государства на приобретение отчуждаемого права недропользования и (или) акции (доли участия) недропользователя может по решению Правительства реализовываться через Фонд или национальные компании;

5) проведение закупок Фонда и его аффилированных лиц в соответствии со специальным порядком закупок товаров, работ и услуг, предусмотренным Типовыми правилами, утверждаемыми Правительством;

6) особенности корпоративного управления в группе Фонда, направленные на регламентацию исключительной компетенции органов Фонда и компаний, со стопроцентным участием Фонда, с тенденцией отнесения на уровень единственного акционера и совета директоров важнейших вопросов стратегического характера и контроля, а решений оперативного характера - на уровень исполнительного органа;

7) нераспространение на крупные сделки и сделки с заинтересованностью между организациями, входящими в группу Фонда, особых условий совершения, установленных законом об акционерных обществах, и их заключение в порядке, определяемом Советом директоров Фонда;

8) установление предельно допустимой структуры вертикальной интеграции в количестве четырех уровней (под первым уровнем понимается сам Фонд). Данная норма направлена на обеспечение контроля, оптимизации и повышения эффективности управления активами в группе Фонда. Исключения допускаются в отдельных случаях (когда это экономически обосновано) по решению Правления Фонда;

9) возможность создания по решению Правления Фонда единых централизованных служб внутреннего аудита на уровне стопроцентных дочерних компании Фонда;

10) реализация Фондом единой политики по управлению деньгами юридических лиц, сто процентов голосующих акций которых принадлежат Фонду;

11) возможность управления компаниями и другими организациями группы Фонда, все акции которых прямо или косвенно принадлежат компаниям, без создания советов директоров.

Перечисленные и другие новеллы Законопроекта беспрецедентны и не имеют аналогов в казахстанском законодательстве.

Содержание, суть, смысл и характер данных нововведений призваны способствовать увеличению возможностей государства по преодолению негативной ситуации, связанной с глобальным кризисом в мире.

В целях обеспечения организации и эффективной деятельности Фонда, а также приведения действующего законодательства в соответствие с проектом Закона Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния» возникла необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан.

Проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности Фонда национального благосостояния и признании утратившим силу Закона Республики Казахстан «Об Инвестиционном фонде Казахстана»» предусматривается внесение изменений и дополнений в 4 кодекса, 13 законов Республики Казахстан, а также признание утратившим силу Закона «Об Инвестиционном фонде Казахстана».

В частности речь идет о внесении изменений и дополнений в Гражданский, Земельный, Экологический, Налоговый кодексы, законы о нефти, о банках и банковской деятельности, о недрах и недропользовании, о страховой деятельности, о банкротстве, о Банке развития Казахстана, о железнодорожном транспорте, о почте, об инвестициях, о рынке ценных бумаг, о частном предпринимательстве, о государственной поддержке инновационной деятельности.

Следует отметить, что положения Сопутствующего законопроекта являются обоснованными исходя из следующих обстоятельств:

1) изменения в Земельный и Экологический кодексы вносятся в связи с необходимостью обеспечения реализации инвестиционных проектов, в том числе инвестиционных стратегических проектов, и оказания содействия привлечению инвестиций в экономику Республики Казахстан; эти задачи возлагаются на Фонд национального благосостояния в соответствии с основным законопроектом;

2) изменения в Налоговый кодекс связаны с необходимостью управления кредитными рисками - созданием провизий (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств.

3) изменения, вносимые в законы о нефти, о железнодорожном транспорте, об инвестициях, о почте, о государственной поддержке инновационной деятельности являются редакционными улучшениями, вызванными, в том числе необходимостью уточнения статуса единственного акционера отраслевых национальных компаний;

4) внесение изменений в законы о банках и банковской деятельности, о недрах и недропользовании, о страховой деятельности, о Банке развития Казахстана, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о частном предпринимательстве преследует цель отражения особенностей правового положения юридических лиц, акции (доли участия) которых принадлежат Фонду национального благосостояния, и иных организаций, входящих в группу Фонда в соответствующих законодательных актах, затрагивающих правовое положение хозяйствующих субъектов;

5) существующий закон «Об Инвестиционном фонде Казахстана» уже не отвечает современным требованиям, ограничивает деятельность фонда. Деятельность Инвестиционного фонда будет осуществляться в рамках общего правового поля в соответствии с законом «Об акционерных обществах».

Принятие представленного сопутствующего законопроекта будет способствовать устранению противоречий между положениями нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение группы Фонда.

Законопроекты разработаны с участием всех организаций группы Фонда и ведущих ученых-цивилистов Республики.

Проекты законов согласованы со всеми заинтересованными государственными органами. Имеются положительные заключения научной и антикоррупционной экспертиз.

Спасибо за внимание.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...