Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Антикризисная программа Казахстана позитивно оценивается экспертами Международного Валютного фонда. Гость программы «Жети кун» - министра экономики и бюджетного планирования Бахыта Султанова

.

ВЕДУЩИЙ:

ВЕРНЕМСЯ К ОТЧЁТУ МИССИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА, О КОТОРОМ УПОМИНАЛ В СВОЁМ СЮЖЕТЕ АНДРЕЙ ТАРАКОВ.

ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОЦЕНИВ АНТИКРИЗИСНУЮ СТРАТЕГИЮ КАЗАХСТАНА И ВЕСЬ КОМПЛЕКС РАЗРАБОТАННЫХ МЕР, КОТОРЫЕ БЫЛИ НАЗВАНЫ «СМЕЛЫМИ», МИССИЯ МВФ В ОБЩЕЙ ОЦЕНКЕ, ОПУБЛИКОВАННОЙ 16 ЯНВАРЯ, ПОЧТИ СЛОВО В СЛОВО ПОВТОРИЛА РЕЗЮМЕ, СДЕЛАННОЕ ПРЕЗИДЕНТОМ НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С РУКОВОДСТВОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА. ЭКСПЕРТЫ ФОНДА СЧИТАЮТ, ЧТО ГЛАВНЫМ УСЛОВИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ПЛАНА БУДУТ СВОЕВРЕМЕННОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ ВСЕХ ФИНАНСОВЫХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ.

МИССИЯ МВФ ОБРАТИЛА ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА ФАКТОР ПУБЛИЧНОСТИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ, СЧИТАЯ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОЛЖНО УДЕЛЯТЬ ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ ШИРОКОМУ РАЗЪЯСНЕНИЮ ВСЕХ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ.

ЧТО КАСАЕТСЯ КОНКРЕТНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ, ТО ВЫСОКОЙ ОЦЕНКИ МВФ ЗАСЛУЖИЛИ ЖЕСТКИЕ ДЕЙСТВИЯ АГЕНТСТВА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА, КОТОРОЕ ПРОДЕЛАЛО БОЛЬШУЮ РАБОТУ ПО УКРЕПЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ В СЕКТОРЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И ПОВЫШЕНИЮ ПЛАНКИ РЕЗЕРВОВ, КОТОРЫЕ БАНКИ ФОРМИРУЮТ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ ВОЗМОЖНЫХ УБЫТКОВ.

ГЛАВНЫЙ ВЫВОД МВФ ПО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ - НЕОБХОДИМ БОЛЕЕ ИНТЕНСИВНЫЙ НАДЗОР ЗА КРУПНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ, ЧТОБЫ ВОВРЕМЯ РЕАГИРОВАТЬ НА ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СИТУАЦИИ.

МВФ ПОДДЕРЖАЛ И МЕРЫ ПО ФОНДИРОВАНИЮ СТРОИТЕЛЬНОГО СЕКТОРА И СМЯГЧЕНИЮ УСЛОВИЙ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ, ОДНАКО, КАК СЧИТАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ МВФ, ЭТА ПРОГРАММА ДОЛЖНА БЫТЬ - В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ - ОРИЕНТИРОВАНА НА СТИМУЛИРОВАНИЕ СПРОСА, А НЕ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СЛАБЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАНЫ ПОКИНУТЬ РЫНОК.

ВЕСЬМА СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА, КАК СЧИТАЮТ ЭКСПЕРТЫ МВФ, СТОИТ ПЕРЕД НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ, ОТВЕЧАЮЩИМ ЗА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ОБМЕННОГО КУРСА. ДЕЙСТВИЯ ГОЛОВНОГО БАНКА КАЗАХСТАНА В ПОДДЕРЖКЕ ТЕНГЕ МВФ НАЗВАЛ ОБОСНОВАННЫМИ, ОТМЕЧАЯ, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, ЧТО СЕЙЧАС - ПОСЛЕ ОСЛАБЛЕНИЯ ВАЛЮТ СОСЕДНИХ СТРАН - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАЗАХСТАНСКИХ ТОВАРОВ МОЖЕТ СНИЗИТЬСЯ. ЭТО ОДНАКО НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН СКОРРЕКТИРОВАТЬ КУРС В СТОРОНУ ОСЛАБЛЕНИЯ ТЕНГЕ.

СТРАТЕГИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ГИБКОЙ, ВАРИАТИВНОЙ И УЧИТЫВАТЬ МНОЖЕСТВО ФАКТОРОВ.

НАКОНЕЦ, ОТДЕЛЬНОГО УПОМИНАНИЯ В ОТЧЁТЕ МВФ УДОСТОИЛИСЬ ПЛАНЫ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОГРАНИЧЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ. ЭКСПЕРТЫ ФОНДА СОГЛАСИЛИСЬ С ТЕМ, ЧТО НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНЫМ РЕШЕНИЕМ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ СТАНЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ СОТРУДНИКОВ НА НОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, КОТОРЫЕ БУДУТ СОЗДАВАТЬСЯ В РАМКАХ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННО-ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОРЫВНЫХ ПРОЕКТОВ.

ТАКОВЫ ОЦЕНКИ ВНЕШНИХ ЭКСПЕРТОВ.

ВЗГЛЯД ЖЕ САМОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ - СЕГОДНЯ ПРЕДСТАВИТ МИНИСТР ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ БАХЫТ СУЛТАНОВ. ЕГО СОБЕСЕДНИК В СТУДИИ - ОБОЗРЕВАТЕЛЬ НАШЕЙ ПРОГРАММЫ ЮЛИЯ СИНЧУК.

- Бахыт Турлыханович, я бы хотела начать наш разговор с механизмов реализации антикризисной программы правительства. На бумаге расписано все предельно ясно. Но что получается, деньги выделенные для рекапитализации банков, поступят в эти финансовые институты в лучшем случае в апреле, потому что впереди еще ряд процедурных вопросов. Фонд стрессовых активов заработает тоже только весной. Не думаете ли вы, то такая потеря времени нивелирует эффективность плана поддержки экономики?

БАХЫТ СУЛТАНОВ, министр экономики и бюджетного планирования РК:

- Здесь, видимо, вы говорите о тех средствах, которые выделены Фонду национального благосостояния «Самрук-Казына», в том числе и 5 млрд долларов США, которые мы в прошлом году в ходе уточнения республиканского бюджета выделили через трансферты из Национального фонда. Но здесь не надо забывать, что план антикризисных мер правительства, Национального банка и АФН - это работа не одного дня, она продолжается уже в течение полутора лет, когда наша страна ещё в 2007 году в результате первой волны кризиса на международных рынках столкнулась с такими проблемам. Тогда уже мы, не дожидаясь советов международных организаций, сформировали план первоочередных мер и вся эта работа последовательно двигалась, то есть я хочу сказать - недавно принятый план совместных действий и конкретных мероприятий, который был во вторник на заседании правительства принят - не часть какой-то отдельной программы, это комплекс мероприятий, которые мы реализуем последовательно уже в течение полутора лет. Конечно же по тем средствам, которые вновь выделяются есть вопросы - по скорейшему доведению их до экономики. Естественно, чем раньше мы вольем все это в экономику, тем больше будет мультипликативный эффект и самое главное - будет срабатывать защитная функция. Но здесь есть определенные процедурные моменты, которые также защищают от того, чтобы эти средства не оказались в ненужном месте, поскольку есть уже примеры текущего мирового кризиса в соседних странах, когда средства выделялись банкам в России, а на следующий день они оказались на валютных рынках. Конечно же, мы не хотим этого получить, поэтому работа предварительная и проводится - процедурная - это соглашения с банками второго уровня, уже достигнуто конкретное соглашение с двумя банками, со следующими банками работа еще проводится. Фонд стрессовых активов также должен создать такую систему, которая обеспечит, в первую очередь, оздоровление банковской структуры и в тоже время сохранность этих средств, поскольку все деньги, которые мы используем для антикризисной программы - средства Нацфонда - это деньги наших налогоплательщиков и наших будущих поколений, поэтому априори средства должны быть возвратные.

- В последнее время некоторые эксперты говорят о возможности повторения в Казахстане сценария 1998 года, когда для поддержки экспортного сектора, была проведена девальвация тенге. Скажите, сейчас есть основания для таких предположений?

- Какой-то ситуации, которая бы вызывала резкую угрозу девальвации курса тенге не существует, потому что при сокращении экспортных позиций - поскольку снижается стоимость нефти и других экспортных наших товаров - это дает, конечно, нагрузку на платежный баланс, но одновременно происходит и снижение импорта. Основанием, чтобы путем девальвации валюты влиять на стимулирование снижения импорта у нас нет.

С другой стороны, у нас финансовый сектор имеет значительные обязательства и график погашения на текущий год и он все-таки значителен,

Основные обязательства именно в иностранной валюте, поэтому здесь важна устойчивость курса в целях обеспечения стабильности финансового сектора. Поэтому оснований, чтобы делать девальвацию - нет. Есть, конечно же, давление со стороны соседних стран, поскольку девальвация в России и в Украине уже ставит в некоторое неравное положение продукцию этих стран и продукцию наших отечественных производителей. Но здесь опять-таки надо смотреть все вопросы в комплексе. То есть я хочу сказать, что платежный баланс, все факторы, которые будут влиять на платежный баланс и на цены, здесь очень внимательно будут отслеживаться и Национальным банком, и правительством. Здесь будет обеспечиваться, конечно же, баланс интересов и устойчивости финансовой системы и конкурентоспособности нашей экономики.

- Правительство в прошлом году запретило все проверки субъектов малого и среднего бизнеса. К сожалению кризис сказался на финансовых источниках кредитования предпринимательства. Скажите, может это сектор, наряду с деньгами, которые выделяются рассчитывать и на какую- то административную поддержку со стороны государства и в этом году?

- Безусловно, эта работа проводилась в течение ряда лет и в прошлом году мы значительных результатов достигли: тот же Налоговый кодекс значительно административные барьеры снижает. Та работа, которую мы проводили по совершенствованию разрешительной системы в течение ряда лет - в области лицензирования - вносили изменения по сокращению количества лицензируемых видов - эта работа также не остановлена - принята дальнейшая концепция по совершенствованию разрешительной системы и мы на стадии ее реализации.

Ярким примером является также то, что мы в прошлом году работали по показателям рейтинга Doing Buissiness - значительно страна вперед продвинулись. Всемирный банк при объявлении такого рейтинга предоставляет очень хороший инструмент по классификации проблем и мы, к сожалению, по ряду направлений были на последних местах в том, числе в нагрузке наших предпринимателей по внешне-экономической деятельности. Но работа была проведена, специально создана комиссия во главе с премьер-министром. Мы значительно продвинулись по этим вопросам и работа не будет остановлена. Она как раз направлена на то, чтобы создать системные условия, чтобы предприниматель не только пережил трудности и вызовы, которые нам приносит сегодня глобальный экономический кризис, но и создал основу для следующего прыжка.

- Сейчас много говорится о стимулировании деловой активности. Но, пожалуй, развивать её нужно не только за счет выделения средств из Нацфонда, есть такой важный фактор как конкуренция. В Казахстане мы наблюдаем высококонсолидированные рынки, где есть два- три или даже один оператор. Как вы считаете, может как раз сейчас в этой непростой период подходящее время для демонополизации?

- Абсолютно правильно, эта работа также не одного дня и она продолжается в течение ряда лет. В прошлом году было создано Агентство по защите конкуренции - специально с этой целью. Разработан специальный закон о конкуренции, которые меняет несколько законодательных актов, которые выполнили на сегодня свою задачу и необходимо - как вы правильно заметили - новую работу провести по демонополизации экономики и созданию условий для развития конкуренции на рынках. Мы понимаем, что конкуренция или в целом рыночная экономика - единственно правильный путь для нашей страны и, не развивая основы этой рыночной экономики в виде предоставления равных условий для каждого предпринимателя, развития своего дела, мы не сможем, конечно же, достичь успеха. Поэтому именно в такие моменты, когда происходят большие изменения в глобальной экономике (они влияют на структуру внутренней экономики и на соотношение рынков, на соотношение спроса и предложения), именно в такие моменты очень удачно проводить эти реформы, которые направлены на развитие конкуренции.

- Сейчас крупные предприятия, которые играют важную роль для экономики регионов ощутили из-за кризиса снижение цен и спроса на свою продукцию. И, тем не менее, президент во время своих поездок по регионам, встречаюсь с руководителями этих компаний поставил четкую задачу - не допустить сокращений рабочих мест. Скажите государство в свою очередь, готово оказать какую- то поддержку этим предприятиям, я знаю, менеджеры просили дать им некоторые послабления по налогам…

- Мы уже создали такие условия и вы знаете, что решение по значительному облегчению налогового бремени в целом на предприятия, на предпринимательство они принимались уже в момент прихода второй волны глобального экономического кризиса - осенью прошлого года. И, тем не менее, решения мы не остановили и глава государства подписал эти решения по новому налоговому, новому бюджетному кодексам. Они значительно облегчают деятельность наших предприятий. Но, конечно, новый налоговый кодекс дает нагрузку на сырьевой сектор, вы знаете, что изменена система налогообложения в целях увеличения природной ренты и частичного восстановления тех средств, которые мы оставляем в экономике в результате общего снижения налоговой нагрузки на несырьевые сектора. Но здесь работа также проводится индивидуально - с каждым предприятием, с каждой отраслью сырьевых секторов и мы сейчас отрабатываем ставки налога на добычу полезных ископаемых. Эта возможность была сохранена и в налоговом кодексе с тем, чтобы чутко реагировать на трудности, которые вызывают снижение цен на наши сырьевые товары и тем самым обеспечить предприятиям выполнение тех социальных обязательств, которые они принимали. Это и последовательная работа, которая проводилась в течение последних лет по обеспеченности социальной ответственности бизнеса, вы знаете, что заключались меморандумы с крупными предприятиями и эта работа не только центральных органов власти, но и региональных. Здесь важно отметить, что есть поручение главы государства и мы это прорабатываем со всеми местными исполнительными органами, чтобы в каждом регионе была своя антикризисная программа, увязанная с планом антикризисных мер правительства, Нацбанка и АФН.

- В антикризисном плане правительства есть пункт, в котором говорится о создании качественной инфраструктуры. Имеется в основном транспортная и энергетическая, потому что она сегодня отстает от развития экономики. Но, как известно, и транспорт, и энергетика это достаточно затратные сферы… Скажите, как будет происходит финансирование? За счет концессий, за счет государственно-частного партнёрства, за счет привлечения зарубежных кредитов или правительство разработает какие-то альтернативные схемы?

- Приоритеты, которые определены в плане совместных действий правительства, Нацбанка и АФН они беспроигрышны. Поскольку они решают текущие проблемы, которые сегодня давлеют вследствие влияния мирового кризиса на нашу экономику.

В первую очередь - это финансовый сектор и строительный сектор, которые в период бума и бурного роста были (по субъективным и объективным причинам) перегреты и рождают максимальные проблемы, но и остальные приоритеты, которые мы определили в этой программе - это поддержка малого и среднего бизнеса, это АПК, это продолжение индустриально-инновационных программ правительства, они, конечно же, являются системными и для последующего роста. Сегодня мы общались с нашими коллегами из России и общее мнение такое - эти кризисы мы переживали и разного рода кризисы, несмотря на то, что по глубине масштаба этот мировой кризис он особенный, тем не менее, он тоже будет пережит совместными усилиями. Но очень важно многим странам выжить не в этот кризис, а сделать последующий прыжок, в который страны ринутся после этого кризиса. Это законы экономики, такие же как законы природы, после спада всегда начинается бурный рост и очень важно странам выжить именно в этот момент. Конечно же важным элементом будет и готовность инфраструктуры и работа по диверсификации экономики - эти работы параллельны и взаимозависимы и взаимодополняемы, поэтому эта работа не останавливалась. Программа 30 корпоративных лидеров Казахстана, значительная часть которой направлена как раз на реализацию прорывных проектов в инфраструктурном секторе - это и железные дороги, автомобильные дороги, электроэнергетика, они реализуются. Отражены также в последнем принятом плане мероприятий - это реализация второго направления программы 30 корпоративных лидеров Казахстана, которая предполагает следующий этап - реализация той специализации каждого региона нашей страны и реализация новых проектов в будущем. На это задействованы наши созданные СПК, которые отвечают за реализацию инфраструктурных проектов в регионах. То есть вся работа проводится и создает хорошую основу для будущего роста.

- Я благодарю вас за интервью.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...