Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Последний верующий в капитализм

По мнению председателя правления АО «АТФБанк» Александра Пикер, правильно, что в антикризисной программе государством установлен ценовой потолок на недвижимость, согласно которому государство будет выкупать квартиры и дотировать ипотечные ставки.

- Г-н Пикер, как вы оцениваете антикризисную программу Казахстана? Правильно ли, по вашему мнению, там расставлены приоритеты?

- В принципе, это вопрос не ко мне, а к аналитикам. Я могу лишь высказать свое мнение как простой руководитель банка. Самый большой плюс - существование такой программы. Она достаточно хорошо проработана по сравнению с другими, которые были в Казахстане. К примеру, первая попытка помочь банкам и строительным компаниям в рамках госпрограммы, которая была год тому назад, мне не показалась неэффективной, и, по моим данным, она не была успешной. Та программа была очень бюрократизированной, из-за чего мы и отказались в ней участвовать. Если бы мы согласились с условиями правительства, то нам пришлось бы нанять пять дополнительных сотрудников, только чтобы написать все необходимые отчеты.

В антикризисной программе я не вижу таких препятствий, однако реально ее оценить можно будет тогда, когда все окончательно будет оформлено на бумаге. Нынешняя антикризисная программа для банков мне очень нравится, и хорошо, что именно теперь она появилась. Позитивным моментом является то, что создан фонд стрессовых активов. Согласно последней версии, стрессовые активы будут приобретаться через аукционы. Мне это кажется хорошей идеей, поскольку госденег на всех не хватит. Создается именно рыночный механизм. Я, может быть, остался в меньшинстве, но все еще очень верю в правильность рыночного подхода.

Великолепна и ипотечная программа, потому что в ней установлен определенный потолок цен на недвижимость. Сегодня ситуация такая, что люди не покупают жилье, поскольку считают, что завтра цены будут еще ниже, а продавцы не продают, потому что они думают, что завтра кризис пройдет, как гроза, и недвижимость вновь подорожает. Именно из-за этого рынок несбалансирован. Установленный государством потолок как раз расставляет все точки.

Мне сложно что-то сказать насчет программ развития сельского хозяйства или инфраструктуры. Но известно, что и то, и другое нужно стране - в республике наблюдается дефицит электричества, и, несмотря ни на какой кризис, люди будут есть каждый день и ездить на машинах. И то, что Казахстан богат металлами, нефтью, газом и зерном, тоже поможет в будущем. Если инвестировать именно в эти секторы, Казахстан только выиграет, даже если цены на сырье сейчас падают. Сегодня они идут вниз, завтра пойдут вверх - это конъюнктура. Зато у республики имеется конкурентное преимущество - большие запасы природных ресурсов.

- Что сейчас правительству следовало бы предпринять для преодоления кризиса?

- Знаете, мне сложно давать советы правительству, потому что этим людям виднее. Я думаю, они все правильно делают. Было бы желательно, конечно, чтобы деньги поступили быстрее, и было меньше бюрократии. Но это - общий список.

- Было заявление, что государством сейчас рассматривается возможность проведения переговоров с западными инвесторами о реструктуризации долгов наших банков. Что вы по этому поводу думаете?

- Я тоже читал об этом. Конечно, можно пойти к инвесторам и сказать: «Ребята, мы потеряем что-то из-за этого кризиса. Вы участвовали в строительном буме Казахстана, ну теперь также будете нести потери». На первый взгляд звучит очень справедливо. С другой стороны, надо понимать, у кого интересы и какие. Если Казахстану нужны иностранные инвесторы, тогда следует серьезно задуматься, так как именно эту главу в истории республики кредиторы хорошо запомнят.

Мне кажется, что Казахстану не нужен дефолт. Господин Сайденов разумно предлагал проводить двусторонние переговоры. Что можно сказать инвестору? «Слушай, друг, у нас теперь сложная ситуация, мы все тебе вернем, но не через год, а через 3, 5, 10 лет. Зато мы тебе это компенсируем, прибавив определенную маржу и госгарантию, чтобы снизить твои риски. Если ты согласишься на эти условия, когда в Казахстане будет очередной экономический бум, мы дадим тебе определенные преференции». Я мог бы себе представить такой разговор. Но это точно не разговор, который ведется в СМИ, это разговор именно между инвестором и банком. Публичная дискуссия этому процессу не нужна, это даже, я бы сказал, вредно. Потому что тогда инвесторы испугаются и подумают: «О, Казахстан говорит о дефолте!» Но ведь не о дефолте идет речь.

- По словам г-на Келимбетова, Астана боится лишь одного - что государство вложит деньги, купив 25% акций банка, а завтра банк за долги, за копейки заберут западные инвесторы. Есть же случаи, когда западные инвестбанки ставят себе цель кого-то обанкротить, заработав на этом огромные деньги.

- К сожалению, в рыночной системе спекуляции есть и всегда будут. Вспомните, что было с британским фунтом в 80-х годах, когда некоторые инвесторы сделали большие деньги на спекуляции против этой валюты. То же самое было в 97-м году с Таиландом и Индонезией, когда были атаки против валют этих стран. Я боюсь, что это неизбежно, и пресекать такие атаки очень сложно. И именно это самая главная проблема рыночного механизма, так как его нельзя контролировать и регулировать.

С другой стороны, на данный момент ситуация в мире очень неблагополучная для подобных спекуляций, потому что ни у кого нет свободных денег. Да и чтобы обанкротить банк, для этого сперва нужно понести большие потери. Я, честно говоря, не вижу возможности, что кто-то на Западе имел бы такие большие резервы, и поэтому не знаю, стоит ли этого опасаться.

- Какие отрасли или секторы экономики сейчас сохраняют жизнеспособность и больше всего кредитуются в вашем банке?

- В принципе все. Другое дело, что мы сейчас внимательно смотрим на сельское хозяйство. Падение цен на зерно означает, что на этом рынке в перспективе можно получить большую маржу и эффективность. Я продолжаю верить в торговлю, нефтяной бизнес и строительство. Если взять только Алматы, то здесь ощущается дефицит квартир, гостиниц, офисных и торговых помещений. Значит, потребность в недвижимости есть, и такие проекты можно финансировать, что мы и делаем. Понятно, что сейчас сложно финансировать проект строительства комплекса стоимостью $300 млн. до тех пор, пока рынок капитала не восстановится. Именно с этой точки зрения хорошо, что в антикризисной программе установлен ценовой потолок на недвижимость. Ну разве может реально квартира или дом в Алматы стоить больше, чем в Вене?

- Но застройщики говорят, что установленный государством порог в $800 за кв. м в Астане и $1000 в Алматы ниже себестоимости…

- Если бы я был строителем, я бы тоже так сказал.

- Как вы оцениваете деятельность института развития, с которым вы уже работали, инвестиционный фонд, инновационный фонд, «Даму»?

- Все зависит от того, каких результатов ожидало от них государство. Нужно анализировать, с какой целью они создавались, что они сейчас делают и каких результатов добились. В принципе, все эти фонды нужны. Мне, как банкиру, приятно, что государство выделяет дополнительную ликвидность.

- Предприниматели ругают «Даму» за то, что он сам не выдает госденьги, при этом накидывает свою маржу. В банках, как сетуют бизнесмены, невозможно соответствовать всем требованиям и довольно-таки сложно проходить все процедуры.

- Процедуры в банках действительно сложные, но я думаю, это правильный путь, конечно, если «Даму» не хочет быть главным банком республики. Можно приказать «Даму» напрямую финансировать МСБ, но тогда ему придется открывать 150 филиалов по республике, принимать на работу энное количество аналитиков и специалистов. Я думаю, это не очень разумно, если у банков уже есть филиальная сеть и конкуренция между ними за госденьги. Мне лично не за что ругать «Даму», мы активно участвуем во всех их программах.

- В каких программах «Даму» участвовал АТФБанк? Какой объем средств был освоен?

- В рамках стабилизационной программы по финансовой поддержке МСБ фондом «Даму» были выделены два транша для последующего его кредитования через банки второго уровня (БВУ). В освоении первого транша размером 48,8 млрд. тенге АТФБанк участия не принимал.

Второй транш в размере 50 млрд. тенге был размещен в БВУ во втором полугодии 2008 года. В результате длительных переговоров АТФБанком была достигнута договоренность с «Даму» о подписании соглашения на привлечение средств в рамках данного транша в размере 13 млрд. тенге, при этом доля банка в целом в этой программе составила 26% и являлась максимальной среди участников.

В декабре 2008 года АТФБанк продолжил сотрудничество с фондом, в результате которого было подписано соглашение о привлечении средств в размере 1,6 млрд. тенге в рамках программы «Даму - Регионы». Средства по данной программе поступят в ближайшее время для их последующего распределения в 5 регионах страны. Дальнейшее кредитование субъектов МСБ в рамках «Даму - Регионы» будет производиться из средств, высвободившихся за счет погашения ранее выданных займов по программе.

На сегодняшний день ведутся переговоры по участию в третьем транше фонда в размере $1 млрд.

- Процентная ставка даже в рамках льготного кредитования для МСБ высокая. Не считаете ли вы правильным со стороны государства снизить свою маржу при выдаче этих денег?

- Бесплатных денег не бывает. На самом деле то, что «Даму» сегодня уже делает, - демпинг. Надо понимать, что, если спросить предпринимателя, сколько он хочет платить за кредит, он вам скажет: ничего. Если вы спросите банкира, какую маржу он хочет накидывать, он ответит: большую. Это именно рыночный механизм, где надо найти равновесие. На данный момент все работает нормально, государство должно выдавать деньги со своей маржей. Механизм распределения денег через банки, по-моему, единственно правильный.

- Насколько целесообразно в условиях кризиса настаивать на реализации программы «30 корпоративных лидеров», ведь экономисты говорят, что нужно развивать МСБ, являющийся стержнем экономики?

- Все правильно. Надо думать о завтрашнем дне и понимать, что будет с экономикой через 10-30 лет. Те государства, которые успешно вырастили корпоративных лидеров, сегодня не так сильно переживают кризис, например Сингапур. «30 корпоративных лидеров» очень нужны Казахстану, они и позволят ему не быть так зависимым от сырьевого сектора, в частности от цен на нефть и металлы. Наличие только природного богатства - признак государств третьего мира.

Руководство Казахстана правильно двигается в сторону того, что республика не должна быть зависимой от цен на сырье. С другой стороны, ничего не будет через 10, 20, 30 лет, если мы сегодня ничего не имеем. Поэтому также правильно и то, что глава государства акцентирует внимание на развитии МСБ. Если смотреть на страны, где очень силен именно МСБ, например Германия, то там тоже есть гиганты - «Сименс», «Тиссенкрупп». И вокруг этих гигантов концентрируется огромное количество компаний МСБ. И я не могу себе представить страну, где нет больших компаний, индустриальных или корпоративных лидеров, а только МСБ. Даже в маленькой Австрии тоже есть корпоративные лидеры. И без этого просто не обойтись. Я не вижу здесь противоречий, поскольку МСБ - краткосрочная задача государства, а «30 корпоративных лидеров» - долгосрочная.

Айжан Шалабаева


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...