Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Время экономить. Маркетинговая активность и дисконтный характер продаж будут способствовать дальнейшему росту казахстанского сетевого ретейла

Маркетинговая активность и дисконтный характер продаж будут способствовать дальнейшему росту казахстанского сетевого ретейла

2008год оказался для розничной торговли нелегким. Игрокам пришлось столкнуться соснижением покупательского спроса, недостатком собственных финансовых ресурсов ивозросшим уровнем конкуренции. Сетевой продуктовый ретейл, который впредыдущие годы динамично развивался благодаря потребительскому буму (об этом заявляют опрошенные «Экспертом Казахстан» игроки, правда, долю сетевиков нарынке они назвать затруднились), столкнулся снежеланием населения тратить деньги. Поданным Агентства РКпостатистике, всамом емком регионе республики -Алматы (розничный товарооборот которого занимает 40,5% отреспубликанского показателя) затри квартала 2008года товарооборот вденежном выражении снизился на4% посравнению саналогичным периодом прошлого года. Вреспублике жерост этого показателя составил 3%, втовремя как в2007году ондостигал 20%. Пооценкам некоторых экспертов падение продаж всетевых супермаркетах колебалось вдиапазоне 20-40%. 2009год может внести изменения вструктуру потребительского спроса. Вероятен отток получающих меньший доход покупателей изсупермаркетов вдискаунтеры или нарынки. Внутри отдельных категорий продуктов потребители начинают переходить кболее дешевым маркам. Кроме того, будет сокращаться потребление товаров второй категории -табака, алкоголя. Казахстанскому сетевому ретейлу придется приложить немало усилий ихорошо продумать стратегии развития, чтобы удержать покупателя иоживить угасающий потребительский спрос.

Новички

Стоит отметить, что, несмотря накризисные реалии, некоторые игроки продолжают выводить новые объекты нарынок. Вконце 2008года открылись два новых российских гипермаркета «Вестер». Российская сеть вложила 3,5 млн долларов и5,85 млн долларов взапуск гипермаркетов вАстане (3,5 тыс. кв. м)иАлматы (6,6 тыс. кв. м)соответственно. Всентябре 2007года компания открыла первый гипермаркет вКараганде. Врозничной сети полагают, что около 4,5 тыс. человек будут посещать гипермаркеты ежедневно. ВКараганде средний покупательский поток достиг уровня вшесть тысяч человек вдень, асредний чек составляет две тысячи тенге. Ранее вице-президент группы Тимур Кушуков заявлял, что согласно программе-минимум компания планирует доконца 2011года открыть 23гипермаркета в12городах Казахстана. Однако существуют опасения, что кризис скорректирует заявленные темпы экспансии наказахстанский рынок. Строительство введенных вэтом году объектов началось донаступления кризиса. Компания воктябре понизила прогноз выручки поитогам 2008года до19,4 млрд рублей (625млн долларов) с32,4 млрд (один миллиард). В2007году группа получила 8,7 млрд рублей выручки (289млн долларов) при годовом обороте в16,5 млрд рублей (532млн долларов).

Кроме того, в2008году вюжной столице открылся оптомаркет «Арзан» (см. «Слишком человеческий бизнес», «Эксперт Казахстан» №45от17ноября 2008г.) -проект, реализованный управляющей компанией «Оптовый клуб», входящей вхолдинг Raimbek Group. Оптомаркет -сравнительно новый для Казахстана формат ретейла, рассчитанный прежде всего намелкооптового покупателя или небольшие магазинчики, нообслуживающий ирозничных покупателей. Первый магазин такого рода был запущен «Оптовым клубом» в2007году вКараганде. Вкомпании считают, что проекты оказались удачными. Как неофициально утверждают участники рынка, «Арзан» стал одной издвух алматинских сетей, показавших впрошлом году рост (вторая -«Магнум Cash&Carry», см. интервью).

Тенденции

Пословам генерального директора компании AXISConsulting Михаила Токарева, одними изосновных тенденций этого года будут «укрупнение сетей засчет как нового строительства, так ипоглощения конкурентов, более четкая форматизация, которая позволит серьезно сократить затраты, усиление конкурентной борьбы, которое выразится впервую очередь вусилении рекламы имаркетинговых акций». Ондобавляет, что усиление конкуренции может привести кснижению цен наказахстанскую иимпортную продукцию. Ретейлерам придется уменьшать торговые наценки (их средняя величина равна 22%) иустраивать дополнительные маркетинговые акции, чтобы удержать своего покупателя. Однако этому может помешать зависимость казахстанской розницы отимпортной продукции. Еестоимость трудно регулируема для ретейлеров, аотечественной продукции для создания ассортимента недостаточно. Снижение доходов населения приводит кросту продаж недорогих брендов ипадению дорогостоящих марок. Ретейлерам придется пересмотреть структуру ассортимента. Управляющий украинской компании Trade HelpАндрей Калмыков нафоруме «Кризис-менеджмент всекторе ретейла», организованном агентством VipPromotion, отметил, что сейчас необходимо особое внимание уделить ассортиментной политике. «Во время кризиса наблюдается увеличение объемов продаж развесной крупы впротивовес фасованной, чая, сахара, консервов, носнижение молочнокислых продуктов свысокой добавленной стоимостью, колбасных исырокопченых изделий. Исключайте «красивый», ноневыгодный продуктовый импорт, всегменте nonfood (непищевых товаров), работайте непопринципу широкий ассортимент, апопринципу -бестселлер», -советует г-нКалмыков.

Кризис повлиял инамодель развития многих сетей -теперь они предпочитают повышать эффективность существующих магазинов, анеоткрывать новые. Сокращение издержек, оптимизация бизнес-процессов иактивная маркетинговая политика -вот основные шаги ретейлеров для преодоления кризиса. «Стандартные пути выхода изподобных кризисов предполагают улучшение экономики предприятия засчет правильно построенных процессов финансового учета (точного учета затрат, доходов иактивов компании, атакже распределения затрат надоходы). Улучшения достигаются изасчет правильно выстроенного бизнеса. Обычно ретейлеры представляют собой совокупность юридических лиц, появившихся помере необходимости, нокомпаниям необходимы централизованное ценообразование, логистика, мерчендайзинг», -считает г-нТокарев. Кроме того, всекторе ретейла сокращение издержек ведет ксокращению персонала. Некоторые эксперты уверены, что можно сократить размер штата вдва раза, неснижая качества обслуживания.

Дискаунтеры

Рыночная ситуация такова, что предпринимателям необходимо искать новые пути выхода изкризиса. Такими путями может быть создание дисконтного характера продаж иуменьшение размера наценок. Сейчас потребитель перемещается вболее низкую ценовую категорию. Это подтверждает рост алматинского дискаунтера «Магнум» иоптомаркета «Арзан» впику кризисным рыночным условиям. Сети «Грос» иSM-market также открыли собственные дискаунтеры вАлматы. Если «Магнум» ориентируется наконечного покупателя, развивая привычку потребителей совершать продуктовый шопинг один раз внеделю, то«Арзан» сфокусировался наразвитии мелкооптовой торговли снебольшими магазинами формата «удома». Эксперты полагают, что эти два игрока пока придерживаются критериев выбранного формата работы, что также послужило ихпервоначальному успеху нарынке. «Но стоит отметить, что казахстанские рыночные законы все-таки берут свое, исложности споставщиками, нехватка казахстанских производителей иихпродукции, большая доля импорта приводят ктому, что форматы магазинов размываются. Тожесамое происходило вРоссии в2005году, когда сетевая розница уже появилась, апроизводители небыли готовы. Это вынуждало розничные сети до30% продукции закупать зарубежом», -делится мнением г-нТокарев. Какая страна небыла быродиной продукции казахстанских магазинов, экономический спад ивозросшая конкуренция вынудит компании снижать ихстоимость.

Александра Цай, автор «Эксперт Казахстан»

О том, какой стратегии в эпоху неблагоприятной конъюнктуры придерживаются дискаунтеры, «Эксперту Казахстан» рассказал коммерческий директор «Магнума» Андрей Юст.

-Вчем заключаются основные принципы работы дискаунтера? Что позволяет вам устанавливать невысокие цены?

-Во-первых, это постоянная работа споставщиками. «Магнум» выполняет все свои обязательства, это может подтвердить любой поставщик. Япрекрасно понимаю, что вцену продукта заложен маркетинг, стоимость доставки товара. Кроме того, когда поставщики готовы предоставить товар, акомпания проводит выплаты сотсрочкой, товстоимость продукта, возможно, будет заложена ицена отсрочки. Деньги стоят денег. Поэтому мыстараемся всегда выполнять свои обязательства, чтобы партнер четко понимал, что ему ненужно закладывать вцену дополнительные два-пять процентов. Более того, стараемся понять проблемы наших партнеров иработать вместе над ихустранением. Например, есть продукт -онстоит пять, как нам сделать, чтобы онстоил три? Есть несколько статей расходов -логистика, штат. Ачто мыможем сделать? Делая больший объем продаж одной точкой, можем позволить партнеру существенно сокращать расходы попоставкам товара иработы вцелом.

Во-вторых, это политика ценообразования. Наша средняя наценка -10%. Ноэто незначит, что мыпросто берем иделаем одинаковую наценку навесь получаемый товар. Существует продуманная ценовая политика. Влюбой группе товаров есть демпинг потоповым позициям. Нельзя делать одинаковую наценку наразные виды продукции. Кроме того, все, что партнер вкладывает внас, мывкладываем вего товар. Возьмем самое простое -ретро-бонус -это денежная скидка наобщую стоимость продукции без учета НДС, отгруженной дистрибьютору заотчетный месяц. Почти весь ретро-бонус, который партнер вкладывает внас, мывкладываем вценообразование, иразница цен получается еще больше.

-Какова ваша политика вобласти ассортимента?

-От8,5 тысячи до10тысяч наименований, взависимости отсезона. Есть понятие широты ассортимента иесть понятие его глубины. Пошироте мыидем широко, поглубине -нет. Все зависит оттого, насколько эта категория интересна. Мыторгуем ичаем, ичайниками. Ноэто незначит, что если мыдержим 20наименований чая, тобудем держать 20видов чайников. Потому что покупатель этого неоценит, имыбесполезно займем полки, аполки нужно занимать грамотно. Кроме того, «Магнум» непродает полки или стеллажи -это неправильно. Когда ктебе пришел партнер ивыкупил полку, топотом онтворит наней все, что хочет. Большинство поставщиков желают видеть весь свой товар наполке. «Вот уменя есть 300наименований -ияхочу все ихвидеть наполке». Нозачем? Хотя яуважаю это желание, особенно если это производитель. Но«Магнум» -немузей, это магазин. Можно поставить и20наименований, носможем лимыихобслуживать? Ассортимента небывает много или мало, ассортимент должен быть сбалансированным. Имнужно управлять. Неграмотный мерчендайзинг или неправильное распределение продукции наполке может привести ктому, что более ходовой товар будет распродаваться быстрее, номесто наполке будет занято другой продукцией. При переговорах спартнерами необходимо понимать, чего мыхотим достичь. Ахотим мыдостичь определенного оборота. Неважно, какими путями.

-Кто ваш целевой покупатель?

-Это человек, который приезжает наавтомобиле счеткой мыслью: закупать для большой семьи нанеделю вперед. Это выгодно. Извините, почему ядолжен платить зааналогичный продукт дороже? Разница между ценой, которую даем мы, исредней ценой ретейла -это как минимум 12%.

-Вы работаете сфизическими лицами?

-Да, наш основной покупатель -физические лица. Мынеделаем ставку наB2B(«бизнес для бизнеса», работа соптовыми покупателями), хотя работаем исними.

-Как кризис отразился навашей компании?

-Несмотря накризис, «Магнум» напротяжении всего года показывал результаты стабильного роста.

-Изменится ливаша стратегия вновом году?

-Вполитике ценообразования иуправления ассортиментом -нет. Мысовместно снашими партнерами будем заниматься оптимизацией всех процессов, планируем провести несколько маркетинговых акций.

-Будете ливыоткрывать новые магазины вэтом году?

-Да, откроем новый объект виюле вКараганде, далее планируем открывать подва объекта вгод. Насамом деле велосипед изобретать ненужно. Мыпонимаем, что нужно ставить один хороший магазин, доводить его доидеала, потом просто тиражировать. При этом учитывать менталитет каждого рынка иособенности локального ассортимента.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...