Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

В условиях полного недоверия. Передача железнодорожных пассажирских маршрутов под контроль частных перевозчиков обострила другие корневые проблемы, решить которые пока не в состоянии ни частники, ни государство

Передача железнодорожных пассажирских маршрутов под контроль частных перевозчиков обострила другие корневые проблемы, решить которые пока не в состоянии ни частники, ни государство

8января около ста проводников поезда №11/12, курсирующего помаршруту Алматы-Шымкент-Алматы, заявили, что нехотят работать под патронажем частной фирмы «Туран Экспресс». Проводников, вчастности, неустроило снижение заработной платы, которая, поихсловам, оказалась ровно вдвое ниже, чем вАО«Пассажирские перевозки» («дочка» «Казахстан темир жолы», КТЖ) -допередачи маршрута частнику железнодорожники работали вфилиале «Южный» этой компании.

Сплошное недоверие

ТОО «Туран Экспресс» (всобственности компании находится 59вагонов, еще 30она арендует) выиграло право обслуживать маршрут Алматы-Шымкент натендере, который Минтранском проводил вконце прошлого года. После победы представители «Туран Экспресс» заявили, что возьмут вкомпанию 80человек технического персонала для обслуживания маршрута. Доэтого филиал «Южный» держал наданном направлении 117человек.

Всоответствии сусловиями тендера победитель гарантирует трудоустройство работников, ранее работавших наданном маршруте, если они того желают. Напрактике частный перевозчик набирает часть персонала изштата госкомпании, адругую часть набирает состороны или изштата своей компании.

«До 1января мыждали людей изфилиала “Южный”, -утверждает руководитель поперевозочному процессу ТОО “Туран Экспресс” Ботакоз Мусина, -но<к этому сроку> никто изних непришел кнам трудоустраиваться. Поэтому, понимая, что маршрут должен функционировать безостановочно, мыстали с1января набирать новых людей».

Впрочем, пословам управляющего директора АО«Пассажирские перевозки» Асылхана Калдыкозова, из117работников поездных бригад, обслуживающих маршрут Алматы-Шымкент-Алматы, 29все жеперешли кчастному перевозчику. «31работник согласно коллективному договору (матери-одиночки иженщины вдекрете) остается вштате филиала “Южный” АО“Пассажирские перевозки”. Остальным 67работникам, несогласным сусловиями труда участника, будут выданы уведомления осокращении рабочих мест», -объяснил он.

Нежелание проводников переходить вштат частного перевозчика можно объяснить психологическими факторами. «Вероятно, -полагает г-нКалдыкозов, -работники поездных бригад считают работу вАО“Пассажирские перевозки” гарантом стабильности, все-таки это нацкомпания».

Конфликт между проводниками ичастной компанией разрешился достаточно быстро -генеральный директор ТОО «Туран Экспресс» Роман Ботабеков пообещал, что все требования проводников филиала «Южный», перешедших вштат его предприятия, будут удовлетворены, асоциальные льготы игарантии предоставлены вполном объеме (кроме доплаты завыслугу лет, которую частные компании могут неосуществлять. -«ЭК»).

Ноподобные споры -неединственная проблема, скоторой приходится сталкиваться независимым игрокам.

Место укассы

Одной изключевых проблем всфере конкуренции госкомпаний ичастных перевозчиков является контроль над железнодорожными вокзалами. Внастоящее время все билетные кассы, расположенные навокзалах (301касса на194вокзалах), находятся под контролем АО«Пассажирские перевозки». Пословам г-на Калдыкозова: «Возврат касс позволяет контролировать режим ихработы, качество обслуживания, проводить более эффективную кадровую политику ивкладывать инвестиции».

Носэтой точкой зрения несогласны частные перевозчики. Врезультате вытеснения частных агентств попродаже билетов свокзалов образовалась монополия госкомпаний. Она негативно влияет наконкурентную среду, снижает эффективность бизнеса нажелезной дороге. «Казахстанцы привыкли покупать билеты навокзалах, адругие формы продажи билетов (например, вофисах погороду. -«ЭК») унас еще слабо развиты, -сетует г-жа Мусина. -Ябынеутверждала, что билетные кассы частных перевозчиков навокзалах работали хуже государственных, наоборот, участных компаний более высокие требования нетолько ккассирам, ноиккачеству сервиса».

Риски на«железке»

«Уровень рисков угоскомпаний ичастных перевозчиков сильно различается, -говорит президент Независимой ассоциации предпринимателей РКТалгат Акуов. -Если вгоскомпании разбор полетов заканчивается влучшем случае сменой руководства провинившегося подразделения, точастный перевозчик может потерять возможность работать намаршруте. Этим иобъясняется то, что частник более внимательно, чем госкомпания, следит закачеством оказываемых услуг».

При этом государство ставит частника вдостаточно жесткие рамки. Так, поусловиям проведенного 20декабря 2008года тендера, заявившиеся нанего компании должны иметь всвоей собственности 20% вагонного парка для обслуживания маршрута, ноусловия тендера были изменены лишь вноябре того жегода иучастников небыло времени отреагировать наних. Врезультате намежобластных сообщениях остались лишь пять частных компаний -ТОО «Туран Экспресс», ТОО «Сункар 1», ТОО «Марал Нур», ТОО «Кунан Транс», ТОО «Дамир Транс» (еще шесть игроков занимаются пригородными перевозками). «Более 90% рынка контролирует АО“Пассажирские перевозки”, -говорит г-нКалдыкозов, -именее 10% -частники». Напомним, что в2008году нарынке работало 13частных компаний, ихдоля нарынке составляла 30%.

Одна изпричин, покоторой частные компании незаинтересованы впокупке вагонов, размышляет г-нКалдыкозов, это «краткосрочность договоров, заключаемых между заказчиком сообщения влице уполномоченного органа (Министерства транспорта икоммуникаций РК. -“ЭК”) ичастным перевозчиком. Ведь тендер проводится раз вгод, значит, перевозчик берет маршрут только нагод инеимеет стимула вкладывать инвестиции впокупку подвижного состава или обновление вагонного парка».

Втожевремя вагоны частник нигде, кроме как угоскомпаний, приобрести неможет. Изначально частные перевозчики поставлены взависимое положение. Имприходится возить пассажиров дешевле, чем госкомпании, иначе онневыдержит конкуренции. Поэтому частник просто вынужден навсем экономить, всилу чего ивозникают прецеденты, подобные тому, который произошел вфилиале «Южный». Г-нАкуов уточняет: «Госкомпании могут платить большие зарплаты всилу того, что вслучае перерасхода средств они могут обратиться кгосударству ичерез бюджет закрыть свои финансовые бреши». Частный перевозчик такой возможности неимеет иможет рассчитывать только наденьги, которые сам жеизаработает. Рассчитывать жесейчас набанковские кредиты игрокам неприходится.

Дайте частникам шанс

Если государство хочет, чтобы конкуренция нарынке пассажирских перевозок неисчезла, ему придется продавать частным перевозчикам железнодорожные вагоны.

«Сегодня ситуация нарынке такова, -подчеркивает г-нАкуов, -что частные перевозчики практически ходят поминному полю. Если они уйдут срынка пассажирских перевозок, товернуться туда вобозримой перспективе несмогут». Видимо, наэто иуповают госкомпании, развернувшие сосени 2008года широкомасштабную кампанию подискредитации частных компаний. Частников обвиняют врвачестве, недостатке опыта, нежелании приобретать вагоны истимулировании навокзалах коррупции иискусственного дефицита билетов.

Чтобы выправить ситуацию сдефицитом вагонов, необходимо обратиться кчастной инициативе, подключить бизнес, но, пословам г-на Акуова, наделе встране целенаправленно формируется общественное мнение, что причиной всех бед впассажирских перевозках являются частные компании иихякобы неуемные аппетиты.

Частные перевозчики готовы продемонстрировать свою эффективность. «Мы говорим государству, -резюмирует г-нАкуов, -отдайте частникам, анеаффилированным компаниям (участники рынка предполагают, что 30−процентная доля впассажирских перевозках в2008году образовалась попричине выхода нарынок аффилированных частных структур. -“ЭК”) треть рынка пассажирских перевозок, апотом проведите мониторинг, кто лучше икачественнее работает нарынке. Тогда все встанет насвои места».

Тулкин Ташимов, Корреспондент «Эксперт Казахстан»


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...