Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Университеты в зеркале глобализации

Университеты в зеркале глобализации

Главную роль в социально-экономическом прогрессе общества сегодня играют знания и человеческий капитал, обладающий высоким интеллектуальным и творческим потенциалом. А гуманитарная составляющая — культура, наука, образование становятся сердцевиной современной цивилизации, важнейшим фактором ее развития. Стали ли казахстанские университеты таким ресурсом? Об этом разговор с ректором Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова профессором Бейбутом Мамраевым. Он долгое время работал в Администрации Президента РК, курировал вопросы образования и науки, поэтому имел возможность сложить компетентное мнение по поводу путей их развития.

— Бесспорно, что в контексте главного вызова XXI века — глобализма — все более очевидной становится смена ценностных приоритетов общественного развития. Изменение статуса образования обусловлено проявлением основной тенденции развития постиндустриальной цивилизации — становления «экономики знаний». Отсюда закономерно признание образования как важнейшего ресурса общества. В связи с этим Глава государства справедливо отметил, что сегодня страны конкурируют между собой не только товарами и услугами, но и системами образования.

К сожалению, мы должны признать наряду с фактом финансового кризиса и общемировые проблемы в сфере образования. Суть их заключается в том, что образование не поспевает за задачами императива выживаемости человечества. А должно не только поспевать, но и опережать его.

Существенно меняется и роль вузов. Сохраняя за собой статус крупнейших центров генерирования знаний и их трансферта в общество, современные университеты призваны не просто обучать будущих специалистов, но и создавать необходимые условия для максимально полного раскрытия их способностей и талантов.

Меняется социальная функция университетов. Из органов научно-технологического обеспечения развития общества, какими они были в прошлом столетии, вузы все больше обретают статус центров подлинной культуры. Нельзя не заметить, что в современном мире невежество, некомпетентность становятся нравственным злом. Университеты, призванные преодолевать эти негативные явления, выступают двигателями нравственной эволюции общества.

Качеством воспитательной работы в вузах обеспокоен Президент страны. В связи с этим Министерство образования и науки инициировало разработку новой концепции воспитания учащейся молодежи, в которой особое место занимает единство профессиональной подготовки и гражданского становления молодых казахстанцев.

С другой стороны, осознание нарастающего кризиса цивилизации, поиски путей единства развития человека и природы обуславливают процессы гуманизации университетского образования. Будем надеяться, что подобный подход поможет противостоять разрушительной идеологии экстремизма и терроризма, национальной и религиозной нетерпимости. Образно говоря, университет XXI века — это своеобразный геном, задающий уже сегодня основные параметры и характеристики формирующегося постиндустриального будущего человечества.

— Многие психологи и социологи считают, что «героем нашего времени» эпохи социализма был исполнитель, а нынешней — стал лидер, способный генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Произошли ли адекватные перемены, отвечающие такому запросу времени, в высшей школе, и в частности в вашем университете?

— Сама философия современного университетского образования формирует качества лидера. Не менее чем профессионализм, важны гражданские и нравственные качества выпускника современного университета.

В нашем вузе концептуально перестроена воспитательная работа. Суть ее — в единстве обучения и воспитания, культивировании в студенческой среде образованности, духовности, интеллигентности, высокой ценности мировой и национальной культуры.

Таким образом, на жесткие вызовы глобализации казахстанские университеты отвечают работой над повышением качества человеческого капитала. Нам трудно, многое приходится решать в сжатые сроки, но иного пути к укреплению статуса Казахстана как влиятельного субъекта мирового сообщества нет.

Казахстанским университетам в процессе модернизации системы образования предстоит в ускоренном режиме восполнить нехватку мобильности и автономности, преодолеть разрыв между образованием и наукой, искоренить коррупцию.

Наши университеты учатся сотрудничеству с инвесторами и институтами развития, участию в корпорациях и консорциумах, в том числе международных, в крупнейших отечественных и зарубежных проектах, начинают конкурировать за выгодные государственные заказы.

Эти векторы определяют и стратегию развития нашего университета на 2009—2011 годы. Ее реализация предполагает достижение вузом уровня международных стандартов по основным направлениям деятельности. Университет должен стать лидером и инновационно-методическим центром естественно-гуманитарного образования на востоке страны. И тогда он будет более эффективно готовить специалистов, способных стать лидерами общества.

— Не так давно наша газета писала о самом молодом в стране докторе химических наук — ученом из ВКГУ. К сожалению, столь ранняя защита докторской диссертации теперь скорее исключение, а не правило. Куда подевалась наука молодых?

— Наука в глазах современной молодежи утратила былую привлекательность, резко упал социальный статус ученого. Несмотря на заметные подвижки в последние годы в финансировании отечественной науки, затраты на нее у нас в пять раз меньше, чем в соседней России, и в пятнадцать раз меньше, чем в Швеции. Немудрено, что лишь каждый восьмой доктор наук и один из ста кандидатов после защиты остается работать в научной сфере. Идет процесс «старения» вузовской профессуры. А обеспеченность университетов докторами наук составляет всего 6,9 процента. В развитых странах количество ученых на один миллион жителей — 3 700 человек, тогда как в Казахстане — всего 830.

Принятые государством меры по повышению финансирования науки, обновлению инфраструктуры научных организаций, увеличению ежегодного госзаказа на подготовку магистров и докторов PhD призваны изменить сложившуюся ситуацию и вернуть в науку молодежь.

Важную роль в этом процессе должны сыграть университеты. По моему глубокому убеждению, для подготовки современного специалиста, тем более будущего ученого, нужна фундаментализация образования.

Ахиллесовой пятой остается во многих наших университетах неумение доводить научные разработки до стадии технологий, и особенно их коммерциализировать. Причин тому немало. Но факт, что казахстанские университеты пока малоинтересны для бизнеса. А это означает, что ожидать серьезных инвестиций с их стороны в образование не приходится. Сказанное, однако, не означает, что Правительство не создает условий и механизмов для инвестирования научных и образовательных проектов, а значит, для обеспечения притока в науку молодежи.

— Усиливающийся процесс глобализации — это, кроме всего прочего, и вызов качеству нашего образования. Насколько ваш университет готов его принять?

— Вуз освоил инструменты и процедуры оценки качества, используемые в мировой практике, которые сегодня активно применяются во внутреннем мониторинге и аудите. Но самым важным, переломным этапом мы считаем переход от контроля качества к системе управления качеством образования. Несомненно, ведущую роль здесь играет система менеджмента качества. Однако и высокоэффективная СМК не приведет университет к мировым стандартам качества образования, если недостаточно просчитаны приоритеты модернизации образовательной системы.

Современные западные университеты уже отходят от массовой подготовки специалистов уровня бакалавров, отдавая предпочтение магистрам и докторам PhD. В структуре выпускаемых специалистов последние составляют от 20 до 50 процентов. В казахстанских вузах госзаказ на магистров всего семь с половиной процентов, а на докторов PhD — и того меньше. ВКГУ в своей стратегии ставит задачу добиться увеличения числа магистров до 20 процентов от количества выпускников.

Подготовку докторов PhD предполагается осуществлять совместно с крупными зарубежными университетами, имеющими аккредитованные программы подготовки специалистов такого уровня: заключены договоры о сотрудничестве с университетами Польши, ФРГ, России, Великобритании, Малайзии.

Высокое качество образования нельзя обеспечить без применения информационных технологий. Однако изучение опыта их применения в западных университетах показывает, что их бум пришелся на 80—90-е годы прошлого столетия. Сегодня на повестке дня семантические информационные технологии. Поэтому, развивая IT-технологии, университет приступил к разработке пилотного проекта в области семантически нагруженных информационных технологий, способных не только оформлять и передавать знания, но и творить новые смыслы, новое знание.

Но, конечно, главной оценкой качества деятельности университета будет международная аккредитация наших образовательных программ. Процессы глобализации и предстоящее вступление страны в ВТО торопят нас. В связи с этим первый блок естественнонаучных и гуманитарных специальностей предполагается аккредитовать в 2010—2011 годах.

Фундаментализация университетского образования, а также возможности государственных стандартов позволяют осуществлять «штучную» подготовку специалистов, активно привлекая работодателя на всем протяжении обучения студента. Работа с Национальным ядерным центром, Ульбинским металлургическим заводом, Казахстанским институтом ядерной физики, Восточно-Казахстанским НИИ сельского хозяйства показала высокую эффективность такой подготовки кадров для самых высокотехнологичных производств.

Самое главное, на мой взгляд, мы учим наших студентов умению самостоятельно получать новые знания, а это умение — важнейший признак образованности «постиндустриального человека».

Виктория ШЕВЧЕНКО

Восточно-Казахстанская область


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...