Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Ерлан Саиров: Негативным явлениям может противостоять только сильная культура

ЛИТЕР-Неделя: Ерлан, у вас редкая для нашей страны специальность - вы занимаетесь вопросами культурной политики. Политологи сегодня трактуют политические события и процессы скорее исходя из их важности и событийности. Между тем политика и культура вещи взаимосвязанные. Сначала договоримся о терминах. Что означает «культурная политика» и в чем разница этого термина с «политической культурой»? Насколько велико для политической культуры и культуры в целом значение внешних факторов, в частности фактора глобализации?

Е.С.: Термин «политическая культура» впервые использован в западной политологической литературе в 1956 году американцем Г. Алмондом. Политическая культура, по Г. Алмонду, это «исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение… особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы». Акцент сделан на политическом действии, в духе американского активизма. Политическая культура - один из важнейших факторов национального развития. Но если этот термин на Западе стал общеупотребительным, привычным, то, по сути, у нас он только-только входит в обиход и политический дискурс. В нашей стране «политическая культура» формируется заново. Создается особый казахстанский политический стиль, что отвечает не только особенностям политической системы, но и менталитету и культуре нашей нации в целом. Полагаю, что сегодня еще рано говорить о том, что она окончательно сформировалась и стала явлением доминантным, самодовлеющим. Идут активные внутри- и внешнеполитические процессы, очень сложные, непростые. Но уверен, что спустя годы историки и политологи смогут сделать более полные и точные обобщения.

Что касается глобализма. Значение внешнего фактора в новую историческую эпоху, начавшуюся вместе с крахом коммунизма, трудно переоценить. Казалось, действительно начинается процесс глобальной всемирной унификации на основе западной либеральной модели - примерно так, как ее описывал Ф. Фукуяма в своем «Конце истории». Однако довольно быстро (по историческим меркам) стало ясно, что жить в современном мире глобализации и не стать его «жертвой» - это один из главнейших национальных интересов для стран, которые хотят продолжить свое существование и развитие как субъекты. В век глобализации самые непрактические и неутилитарные вещи, такие как национальные культуры и религии, выходит, и есть самые практические.

ЛИТЕР-Неделя: Довольно смелое заявление. Может быть, расскажете несколько подробнее об издержках глобализации для нашей страны? Глобализация интенсифицирует процесс взаимодействия и конкуренции культур, которые эффективно противостоят стихии, если у них достаточно для этого сил, если они сформированы и цельны…

Е.С.: Простите, но сначала задам этот вопрос вам. Можем ли мы сказать, что наша культура сформирована и цельна?

ЛИТЕР-Неделя: Существуют самые разные точки зрения…

Е.С.: Вот видите! Прошу понять меня правильно, я не говорю о культурном наследии, которое благодаря усилиям историков, археологов, публицистов, писателей сейчас раскрывается перед нами все шире. Я говорю о культуре настоящего - культуре труда и развлечений, культуре бизнеса и управления, в том числе чиновничьего, культуре дискуссий, культуре языка, культуре социальных отношений, культуре здравоохранения и образования и так далее, и так далее. Дисциплина, точность, краткость, повышенное чувство ответственности, и как результат - повышенное качество - это, увы, не про нас. Можно привести множество причин и оправданий. И они все реальны - это и колониальное прошлое, и войны, и социальные потрясения, и чудовищные эксперименты коллективизации, и разлад 90-х. Но это не отменяет факта - наша политическая культура ослаблена, она с большим трудом может служить инструментом, фильтром для разрушительных течений, приносимых глобальным потоком.

Дутые, явно недостижимые в массовом порядке стандарты, в том числе политического потребления, создают, главным образом, у молодых и не очень молодых людей завышенные претензии к жизни, ценностную дезориентацию. Не думаю, как я уже говорил выше, что есть какая-то единая сознательная воля, заинтересованная в этом. Глобальный мир - это глобальная конкуренция. Никто не ждет нас ни на одном из рынков с новым конкурентным товаром, на рынки нужно пробиваться. Поэтому, например, в сырьевом характере нашей экономики заинтересованы все, кроме нас самих. Если ценностному хаосу не противопоставить сильную культуру, то рано или поздно это приведет к хаосу социальному.

ЛИТЕР-Неделя: А как вы считаете, насколько, по вашему мнению, наша политическая культура способна отвечать вызовам современности? В этой связи, очевидно, актуален вопрос и о партийном строительстве?

Е.С.: Сегодня много говорят и пишут у нас о многопартийности. Апологеты либеральных позиций утверждают, что сам факт многопартийности парламента - гарантия принятия безошибочных политических решений и эффективности законотворческой деятельности. Но вот в тех же США, например, только две реальные партии (там есть и несколько социалистических - кто о них слышал?). Вообще, по статистике, начиная с периода после Второй мировой войны среднее число партий в парламентах президентских республик - 2,5 партии. Но ни в одной из стабильных стран с такой системой партии не противостоят друг другу до степени отрицания, безмерной конфронтации, способной поставить под сомнение основы государственности. Таким образом, партийная система фактически является частью институтов мира и согласия, позволяя проводить политику развития, отстаивать национальные интересы как внутри страны, так и в отношениях с остальным миром. В японском парламенте уже десятилетия доминируют либерал-демократы, а на Тайване - Гоминьдан. Именно на этот период приходятся наиболее очевидные успехи этих стран. Не будем забывать, в многоконфессиональном же Ливане многопартийное несогла-сие в 70-х годах привело к 15-летней гражданской войне. Уже видно, что в странах, особенно со сложным этническим и конфессиональным составом, наиболее эффективным партийно-парламентским политическим инструментом, скорее всего, является одна мощная политическая партия. Я думаю, это актуально и для нашей страны. Мы должны учитывать мировые тенденции, но при этом не можем забывать о собственной истории, культуре, идентичности. Нашим либералам могу сказать: опыт нашего партийного строительства отвечает потребностям и чаяниям нашего народа.

ЛИТЕР-Неделя: Вы имеете в виду партию власти?

Е.С.: Да, вы верно думаете. Я имею в виду партию «Нур Отан». Активность и мощь этой партии задана уже личностью ее лидера - реально самой мощной политической фигурой в стране. Задана она и численностью и характером состава партии, которая является самой представительной партией страны, объединяющей весь авангард страны, все социальные группы и слои. И то, что в ее рядах мощно представлены работники бюджетных организаций - это не слабость партии, как утверждают некоторые, а четкий и явный показатель того, что курс главы государства пользуется безусловной поддержкой элиты. Бюджетники - это, как правило, люди образованные, семейные - то есть с повышенным чувством ответственности не только за себя, но и за страну. Они и есть тот слой, который является средним классом. Интересы их напрямую соприкасаются с интересами государства, поскольку они непосредственно на это государство работают. Эти люди, не побоюсь этого слова, наиболее точно репрезентируют народ Казахстана.

ЛИТЕР-Неделя: Но играет ли партия «Нур Отан» ту роль, о которой вы говорили выше?

Е.С.: Для того чтобы партия «Нур Отан» была партией власти, партией с особой миссией и ролью, она должна заниматься перспективной, проектной, многовариантной работой по разработке политики развития, политики расшивки сложных политических, экономических, социальных проблем, кадровых вопросов. И работать она должна не только в электоральный период и не только через депутатов парламента и маслихатов, а постоянно работать с населением, со всеми структурами и силами гражданского общества. В ходе такой работы партия может ковать управленческие кадры - то есть отбирать, готовить и продвигать их. Такая партия не подменяет собой все остальные элементы политической системы и не отменяет их, она находит среди них свое место и очень важное. К тому же партия может использовать творческий подход. Она может показать, а заодно проверить свое политическое влияние, легитимным образом способствуя решению конкретных проблем регионов и отдельных граждан, не подменяя опять же соответствующие инстанции.

Мне кажется, это один из главных элементов, несущая конструкция нашей политической культуры в рамках культуры национальной. Вызовы, в том числе культурные вызовы глобализации, не оставляют времени для раскачивания и безоглядных экспериментов. Заимствование не может быть слепым. Противостояние в такой сложной во многих отношениях стране, как наш Казахстан, может слишком далеко завести. Справедливости ради надо сказать, что реформирование партии во всех этих направлениях уже началось. Например, недавно подписан меморандум о сотрудничестве партии «Нур Отан» и Генеральной прокуратуры. Это явный плюс, потому что отношения между ведомствами далеко не всегда просты. Нет государств без бюрократии, а бюрократия имеет свою инерцию. Мощная политическая партия подобного типа, если она сама не «обюрокрачивается», может и должна стать очень привлекательной для молодых, ищущих своего места в жизни и политике людей, которые после живого, сложного партийного опыта продвигаются непосредственно в институты государственного управления. Чем не школа меритократии, при условии предварительного отбора по «гамбургскому счету», обучения и практики? Общенациональный структурный охват «Нур Отана»- прекрасное предварительное условие, которое уже выполнено. Конечно, требуется приток новых людей уже сейчас, обновление на ходу. И этот процесс уже тоже идет. Партия, которой может стать «Нур Отан» - это партия политического реализма. Давайте будем самими собой, даже если это не всем понравится.

ЛИТЕР-Неделя: Но не все члены партии довольны ситуацией. Взять некоторых политических деятелей, например Серика Абдрахманова, бывшего члена «Нур Отана», который весьма активизировался в критике бывших однопартийцев.

Е.С.: Возможно, он считает это «конструктивной» критикой. Но даже поверхностному наблюдателю ясно, что не совсем корректные словесные обороты в адрес «Нур Отана», как можно предположить (спасибо г-ну Фрейду), подсознательно отражают комплексы политика, волею судеб оказавшегося на периферии политических процессов. Сколько в нем своего, а сколько подсознательного?

Возможно, он не смирился со статусом уже не депутата, нежелание признать, что в «большой политике» трудно удержаться на былых заслугах. Да, по-человечески обиды этих людей понять можно, но это же не кружок кройки и шитья. Это самая что ни на есть политика! И совсем уж недостойно нашим «ветеранам» опускаться до примитивного «черного пиара», непростительного даже для политических новичков. Современное политическое пространство требует конкуренции идей, адекватных интеллектуальных ресурсов, а не кривляния и критиканства по поводу и без. Но если нет возможности их предложить, то не лучше ли без лишнего шума отойти в сторону и найти более интересное занятие, чем набрасываться с бранью, достойной лишь людей, интеллектуально бессильных.

И как-то уж совсем не понятен, мягко говоря, мыслительный трюк этого «коллективного» господина, когда в своих нападках на «Нур Отан» они пытаются отделить партию от ее лидера - президента. Как-то это совсем нелогично - он-то всей душой за президента, да вот партия подкачала. Не лучше ли понять, что некоторые «новые-старые» партии еще сыроваты от слез студентов-юристов одного из уже бывших вузов Алматы. Можно было бы даже напомнить о прежних «заслугах» Абдрахманова, о выступлении им на стороне лиц, которые сегодня признаны государственными преступниками. Но зачем опускаться до такого уровня?! Их партийные кадры слегка напоминают лекарства с истекшими сроками годности. Поэтому и все их старания напомнить о себе любыми возможными способами, в том числе и опускаясь до довольно недорогой саморекламы, они в лучшем случае выглядят как простое сотрясение воздуха. Не хотелось бы выглядеть тривиальным, но специально для этих «апостолов политики» напомню - глава государства лидер партии «Нур Отан». Партия «Нур Отан» - это партия президента, партия, призванная не просто поддержать главу государства, но и активно проводить провозглашенный им политический и экономический курс. Партия, которая не боится ответственности. Она доказывает свою состоятельность не громкими пресс-конференциями и не стенаниями и плачем о том, что все плохо, а реальными делами и проектами, результаты которых известны стране, большинству ее граждан…

Аян БАТЫРБЕКОВ, Алматы.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...