Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Григорий Марченко имеет опыт антикризисного управления, не зря он долгое время работал в системе Нацбанка

Это достаточно позитивное событие полностью для всей финансовой системы. Григорий Марченко имеет опыт антикризисного управления, не зря он долгое время работал в системе Нацбанка.

Вспомним период 1998 года. Он сможет отстаивать интересы банковского сектора. Предыдущий глава Нацбанка достаточно времени пробыл на данной должности, ему действительно надо было сменить место работы.

Перед Марченко стоят две главные проблемы. Это инфляция и девальвация. Пока в массовом порядке цены еще не упали, чтобы говорить о снижении инфляции. Коммунальные платежи высоки, цены на основные продукты питания остались на прежнем уровне, бензин, правда, снизился, но всего на 15-20 процентов. Цены на недвижимость неподвижны, потому что само государство не заинтересовано, чтобы произошло ее обесценение, там же совокупный капитал государства. И госчиновники понимают, что если рухнет рынок недвижимости, то полностью рухнет вся экономика Казахстана.

Марченко, несмотря на то что я его часто критикую, достаточно грамотный финансист. Но насколько далеко он сможет пойти в своей деятельности? Относительно финансовой стороны - финансовых рычагов, финансовой политики - он все сделает правильно. Но ведь у нас есть еще и правительство, которое влияет на экономические процессы в Казахстане. Чиновники, которые не совсем четко понимают эти же экономические процессы, что, естественно, не позволяет стране сделать рывок.

Финансы - это всего-навсего финансы. Основа любой экономики - производство продуктов, а финансовые рычаги обеспечивают лишь условия для этого. Однако прошло полтора года с начала последствий мирового кризиса, как правительство выставило свою антикризисную программу, которую даже парламент еще не утвердил. Промолчу о ее качестве. Если чиновники так и будут раскачиваться, любые финансовые шаги не будут иметь должного эффекта.

Есть ли минусы у Марченко? Конечно, они есть у любого человека. Иногда он работает в определенных догмах. Имеется в виду проявление гибкости в принятии решений по возникающим ситуациям. Плюс у него есть определенный романтизм. Но все же новый человек всегда привносит новые идеи, решения. По крайней мере, будет попытка изменить происходящие события. Тем более, как я уже говорил, Анвару Сайденову самому будет полезно сменить место деятельности. Думаю, его опыт удачно пригодился бы в фонде «Самрук-Казына», в частности в вопросах финансовых потоков.

В любой работе идеальных работников не бывает. Когда человек долго сидит на одном месте, он многих очевидных вещей не замечает. Нельзя забывать, что Анвар Сайденов работал в тот период, когда страна купалась в деньгах. Сейчас в них большой недостаток. Надеюсь, что Марченко будет отвечать за свои слова, как это он делал раньше, начиная со сбривания бороды и заканчивая увеличением депозитов - он ставил перед собой конкретные задачи.

Обычно результаты своей деятельности политические деятели объявляют по истечении определенного периода - это 100 дней. Для начала Марченко, конечно, должен обнародовать, какие цели и задачи он видит перед собой. Он коммуникабельный человек и на встрече с журналистами, думаю, все расскажет. По истечении 100 дней будут известны первые итоги и дальнейшие направления финансовой системы.

Магбат СПАНОВ, директор Института развития Казахстана

23.01.2009 г.

Возвращение на пост председателя Нацбанка Григория Марченко выглядит назначением с идеологическим смыслом

Возвращение на пост председателя Национального банка Григория Марченко, решение о котором принял Президент и утвердил сенат, прежде всего выглядит очевидным признанием серьезности проблем, испытываемых казахстанской экономикой в связи с давлением на тенге, возможным ухудшением платежного баланса под влиянием снижения цен на казахстанские экспортные товары, поскольку это не выглядит рядовой кадровой ротацией, а назначением с определенным идеологическим смыслом, которые крайне редки в последнее время. Наиболее очевидным объяснением возвращения на покинутый в самом в начале 2004 года пост председателя Нацбанка г-ном Марченко является снова появившаяся потребность в нахождении на этом месте харизматика, способного внушить доверие финансовых рынков и особенно населения к тенге и банковской системе. До определенного момента доверие существовало само по себе, но теперь, очевидно, значимую роль начинают играть и ментальные факторы, и безусловно успешный опыт г-на Марченко на этом посту в период с 1999 по 2004 год, когда одним из фокусов политики Нацбанка было содействие росту депозитов населения, оказался востребован сегодня.

 

Так или иначе, состоявшееся назначение выглядит и признанием правильности создания Нацфонда и консерватизма в расходовании его средств, сторонником которого был г-н Марченко. Одним из цитируемых им сюжетов была притча о "7 тучных и 7 худых годах", и Панорама в момент его отставки с должности помощника Президента по экономике предполагала, что он вряд ли будет востребован в качестве госменеджера в "тучные годы". Очевидно, плюсы, связанные с харизматичностью старого-нового председателя, перевесили определенные неудобства, связанные с готовностью достаточно жестко отстаивать свою точку зрения вплоть до громких и неоднократных отставок и восприятием "командной игры", довольно значительно отличающимся от преобладающей в казахстанских верхах версии. Руководство коммерческим банком вряд ли серьезно изменило что-либо для г-на Марченко в этом плане, хотя он и казался человеком не на своем месте, тяготеющим все же к роли "центрального банкира" с антикризисно-миссионерской специализацией. При этом нельзя сказать, что опыт руководства банком был не слишком удачным, учитывая то, что личные подходы г-на Марченко повлияли на консерватизм банка по отношению к финансированию строительных проектов в период бума и на сдержанность в отношении внешних заимствований, хотя это, очевидно, было связано не только с сознательным выбором менеджмента банка, но и с традиционными преимуществами, связанными с внутренним фондированием.

Времена по сравнению с 2004 годом изменились достаточно сильно, как и степень государственного влияния на экономику, но Нацбанк всегда сохранял практически полную преемственность и высокий профессионализм. Может быть, если анализировать ситуацию с точки зрения нового выстраивания сдержек и противовесов, возвращение г-на Марченко - это средство от излишнего огосударствления экономики и попыток вместе с предоставлением государством фондирования подменить собой и менеджмент банков там, где речь идет о кредитовании через них государственными деньгами. (Известна крайне острая полемика г-на Марченко с возглавлявшим правительство Даниалом Ахметовым о централизации банковской системы и возможности политически повлиять на ставки кредитования банками экономики.) Вообще, перерегулирование банковской системы вызывало и в последнее время возражения банкира, который негативно реагировал на попытки административно, а не регуляторно ограничить внешние заимствования или на инициирование обязательного сверхвысокого уровня провизий для всех банков. Тем любопытнее будет оценить то, как г-н Марченко будет действовать в роли одного из регуляторов в условиях практически неизбежного дальнейшего ужесточения регулирования. В ситуации девальвации тенге в 1999 году не занимавший официальных постов г-н Марченко был ее противником, поэтому появившиеся комментарии, связывающие назначение с вероятностью резкой девальвации, очевидно, совсем не соответствуют действительности, хотя руководитель центрального банка по определению должен быть крайне гибок, и очень многое будет зависеть от того, насколько большим будет влияние на казахстанскую экономику девальвации рубля. Пока некоторым преувеличением кажутся также оценки о том, что назначение Григория Марченко - первый шаг к возвращению в "большую экономику" других "огнеупорных" менеджеров 90-х, очевидно, ситуация совсем иная, и опыт сокращения бюджетных расходов, приватизации и сокращения полномочий государства в целом не слишком актуален.

Николай ДРОЗД


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...