Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Отечественные инвесторы проявляют большой интерес к реализации концессионных проектов – Центр ГЧП

Отечественные инвесторы проявляют большой интерес к реализации концессионных проектов – Центр ГЧП

АСТАНА. 23 января. КАЗИНФОРМ /Айгуль Тулекбаева/ – Уже два года, как в нашем деловом лексиконе появилась аббревиатура ГЧП – «государственно-частное партнерство». ГЧП является признанным в мире инструментом взаимодействия бизнеса и государства, позволяющим привлечь частные инвестиции для решения социально-экономических задач. Наиболее успешный опыт в этой сфере у Великобритании и Австралии. В Казахстане этот механизм внедряется поэтапно. Два года назад в нашей стране был принят закон «О концессиях». Пилотными проектами в области концессии стали строительство железнодорожной линии «Шар - Усть-Каменогорск» и линии электропередач «Северный Казахстан - Актюбинская область». Для изучения опыта в области развития ГЧП был создан специализированный центр, призванный обеспечить качество оценки и экономической экспертизы концессионных и бюджетных инвестиционных проектов. О его деятельности и о развитии института ГЧП в Казахстане - в нашем интервью с заместителем председателя АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Кайратом Тилебалдиновым.

– Первые концессионные проекты в Казахстане реализуются в основном в сфере железнодорожного транспорта, так, например, строительство и эксплуатация новой линии «Станция Шар - Усть-Каменогорск» идет по этому принципу. Какая выгода от этого концессионеру, и не потеряет ли от такой сделки государство?

– Этот первый проект, позволивший частному инвестору зайти в сферу государственных интересов. Как известно, железнодорожные магистрали в Казахстане являются объектами стратегического значения, поэтому не подлежат передаче в частную собственность. В данном случае проект предполагает возможность для концессионера получать выгоду от платы за грузо- и пассажироперевозки в течение всего периода эксплуатации.

Государство, в свою очередь, не вложив ни копейки, получает готовую железную дорогу. К тому же концессионер обязуется обеспечить высокое качество предоставляемых услуг.

При строительстве линии «Станция Шар – Усть-Каменогорск» преследуются и общеэкономические выгоды. В первую очередь, сокращается расстояние перевозки, что позволяет предприятиям экономить время и работать более эффективно. С другой стороны, экономия времени в пути вызовет рост потока грузов, а значит, увеличатся доходы предприятий и населения, создаются новые рабочие места. Концессия также положительно влияет на экономику региона: в период строительства объекта создается дополнительный спрос на материалы, работы субподрядных организаций, сопутствующие услуги. Конечно, в условиях финансового кризиса данные экономические выгоды могут быть не столь очевидны, но при прочих равных условиях (в долгосрочном периоде) они ощутимы.

По договору, концессионер передает линию «Шар - Усть-Каменогорск» в госсобственность по завершении срока концессии, то есть после 2028 года.

Стоит отметить, что договор концессии по этому проекту был подписан до принятия Закона «О концессиях», который требует, чтобы объект был передан в госсобственность после ввода его в эксплуатацию. Но сейчас мы ведем работу по приведению данного концессионного соглашения в соответствие с действующим законодательством.

– Кайрат Рахатович, Правительство РК недавно расширило перечень объектов, предлагаемых к реализации по схеме концессии на 2007-2009 годы. Что можете сказать по этому поводу?

– В этот перечень были дополнительно включены следующие объекты: строительство (реконструкция) и эксплуатация участка «Алматы - Капшагай», реконструкция и эксплуатация участков «Алматы – Хоргос», «Астана - Караганда», строительство и эксплуатация дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога» (БАКАД).

Посредством концессии планируется решить актуальные проблемы отрасли, увеличить пропускную способность дорог, улучшить инженерное обустройство, – одним словом, обеспечить более комфортное, безопасное движение для пользователей.

Добавлю, что выгод от реализации проектов на самом деле значительно больше. Одним из самых важных, наверное, является частичное решение социальных вопросов, связанных с занятостью населения в регионе, – как путем создания новых рабочих мест, так и посредством развития малого и среднего бизнеса, например, за счет развития придорожной инфраструктуры.

- Значит ли это, что данные участки дорог будут платными? Если да, то какая оплата предусматривается за проезд?

– Как вы знаете, споров о том, стоит ли делать дороги, построенные на концессионной основе, платными – было очень много. В закон «О концессиях» была внесена норма о том, что дороги могут быть платными. Ведь концессионер должен, во-первых, оправдать свои капиталовложения по строительству. Во-вторых, большинство проектов предусматривает не только строительство, но и обслуживание их до конца срока концессии. А это тоже подразумевает инвестиции. Другой вопрос в том, что должна быть так называемая дифференциация платности. В частности, для социально-уязвимых слоев населения, граждан, живущих в населенных пунктах вдоль данной дороги, и т.д. Все это предусмотрено законом. Что же касается суммы оплаты, то это вопрос, скорее, к профильным министерствам.

– Как Вы считаете, проявляют ли наши предприниматели интерес к проектам, реализуемым в рамках ГЧП, или же только иностранные инвесторы изъявляют желание участвовать в этих проектах?

– Отечественные инвесторы проявляют не меньший интерес, точнее будет сказать – больший интерес. Из 7 действующих концессионных проектов 6 реализуются казахстанскими компаниями.

– Мы знаем, что в рамках ГЧП существует несколько механизмов финансирования объектов государством и частным сектором, различные условия договора между сторонами, какая из этих форм наиболее приемлема для Казахстана?

– Самый распространенный механизм – проектное финансирование, которое подразумевает собой привлечение средств из различных источников, в том числе собственных средств частной компании, ее акционеров, бюджета и заемных средств. В данном случае соотношение заемных и привлекаемых средств к собственным может составлять 80/20.

Такая форма финансирования используется и в казахстанских концессионных проектах. По нашему законодательству обьем собственного капитала концессионера должен быть не менее 20 % от стоимости проекта, предусмотрены также меры господдержки: это финансовое участие государства в проекте и привлечение долгосрочных заемных средств.

Стоит сказать, что инвестировать в концессионные проекты могут и участники рынка ценных бумаг - пенсионные фонды, страховые компании, банки и другие финансовые организации. В качестве источника погашения кредитных ресурсов инвесторы рассматривают будущие доходы от реализации услуг созданного объекта.

Отмечу, что механизм проектного финансирования требует тщательной оценки и распределения рисков между участниками. Главный принцип здесь - каждый вид риска следует отдать в управление той стороне, которая может наиболее эффективно контролировать или управлять им.

– Ваш Центр налаживает контакты с зарубежными организациями. Чей опыт в этой сфере представляет наибольший интерес?

– В первую очередь нам интересны достижения стран, имеющих многолетний опыт партнерства государства и частного сектора в инфраструктурных проектах - Великобритании, Испании, Франции и ряда других. Рациональное звено здесь – поиск принципов и условий долгосрочного успешного сотрудничества, проверенные временем правовые и институциональные основы ГЧП в таких странах. Ведь они могут быть применены и у нас.

Также немалый интерес вызывают страны, которые ввели институт ГЧП сравнительно недавно. В данном случае мы находим как общее сходство направлений, так и уникальное, прогрессивное, то, что можно взять на заметку.

Вместе с передовой практикой мы изучаем и негативный опыт, несостоявшиеся, «провальные» проекты. Это позволяет более тщательно и объективно подойти к разработке политики привлечения частного сектора с учетом допущенных, как государством, так и частными компаниями ошибок.

Что касается сотрудничества, то в 2008 году мы подписали три меморандума о взаимодействии и сотрудничестве с такими специализированными организациями по вопросам ГЧП, как Миссия по поддержке реализации партнерских контрактов (Франция), Европейский центр государственно-частного партнерства Венгрии; Центр ГЧП Внешэкономбанка РФ. В ближайшее время планируется подписание меморандума со специализированной организацией по вопросам ГЧП Великобритании – Партнерство Великобритании (Partnerships UK).

Также мы активно сотрудничаем с такими международными организациями, как Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и Европейская экономическая комиссия ООН.

- Спасибо за интервью.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...