Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Гость программы «Бетпе бет» - Жексенбек Адилов - ректор Каз НТУ имени К.И. Сатпаева

Гость программы «Бетпе бет» - Жексенбек Адилов - ректор Каз НТУ имени К.И. Сатпаева

«Бетпе бет» 25. 12.2008

Гость: Жексенбек Адилов - ректор Каз НТУ имени К.И. Сатпаева.

Тема: «Высшее образование - проблемы и перспективы развития».

Журналист: Данил Москаленко.

Ведущий:

Добрый вечер, на канале «Хабар» время программы «Бетпе бет», честный и открытый диалог без купюр. В студии прямого эфира здесь сегодня Жексенбек Адилов - ректор КазНТУ имени К.И. Сатпаева. Добро пожаловать. Сегодня мы будем говорить о высшем образовании, о перспективах и проблемах развития. Казахстан входит в пятерку стран, где на 10 тысяч населения приходится наибольшее количество студентов. Т.е. мы страна, которая идет уверенно шагами в будущее, мы готовим специалистов. Почему все-таки качество образования высшего остается на низком уровне?

Гость:

Здесь есть несколько причин. Действительно, вы правы, что мы входим по крайней мере в первую 10-ку. Поэтому министерство провело определенную работу, закрыто большое количество ВУЗов, которые не соответствуют квалификационным требованиям. Но до сих пор этот процесс до конца не завершен.

Ведущий:

Вот здесь надо отметить, что с удовольствием пошли на эти карательные меры, хотя это ваши деньги. Вы закрыли 6 филиалов, это буквально было в сентябре. Но в то же время это было сделано для чего?

Гость:

Это было в первую очередь для того, чтобы имидж университета поднять. У нас были филиалы в различных регионах, Шымкент, Актобе, Семей, Усть-Каменогорск. Когда мы проверили состояние, мы пришли к выводу, что даже в ущерб себе чисто в экономическом плане нам ради престижа надо закрыть. И мы закрыли приказом и решением ученого совета и приказом все эти филиалы ликвидировали.

Ведущий:

Если сейчас все-таки глобальный вопрос обсудить, по поводу качества образования, какую вы в первую очередь видите связь между качеством нашего технического образования и преподавательским составом. Т.е. есть ли здесь какая-то проблема?

Гость:

Естественно, проблема качества образования - это проблема не только нашей страны. Во всех развитых странах сейчас проблема особенно технического образования стоит на первом месте. И одним из факторов является качество профессорского состава. И опять - таки я хочу сказать, что тоже не только наша проблема, я недавно был по приглашению компании «Шеврон» в Америке, где обсуждались вопросы подготовки кадров в области нефтегазового дела. У них такие же проблемы. Наиболее талантливые выпускники идут на производство, в элит - бизнес. Там стоит вопрос, что от качества преподавателя зависит и качество ученика.

Ведущий:

Вот интересный вопрос, который по электронной почте пришел. «Вы знаете что кафедры были вынуждены все время переводить преподавателей, мастеров и лаборантов. В 90 -е годы в преподавательские технические кадры было взято много женщин. Я ничего не имею против, но в то же время когда мужчины преподают в технических специальностях - это лучше. Но я не ущемляю права женщин но, тем не менее, статистика говорит сама за себя».

Гость:

Очевидно было такое время, когда принимали, сейчас ситуация меняется. И допустим на примере нашего университета, это проблема средний возраст, допустим, остепененных преподавателей - 59 лет. И мы приняли программу развития университета, где есть раздел подготовки кадров. Предусмотрено за 3 года мы должны подготовить для собственных нужд 59 магистров науки и 59 докторов PHD. Т.е. процесс обновления профессорско -преподавательского состава. Если ВУЗ хочет быть успешным, он должен этим процессом заниматься. И мы предусмотрели ряд мероприятий, приняли новый коллективный договор между руководством и коллективом, буквально в сентябре подписали, там заложен даже пункт, что приглашенному специалисту частично компенсируют оплату, если он будет снимать квартиру, жилье сразу купить сложно, частично его будут компенсировать. Это для приглашенных специалистов. Мы сейчас такую работу проводим, потому что если мы идем на такие затраты, то естественно должны приглашать самых лучших.

Ведущий:

Конечно. Давайте послушаем телезрителя.

Телезритель:

Добрый вечер! Меня зовут Айнура, звоню вам с Астаны. Казахский национальный технический университет всегда был известен и гордился своими спортсменами. Скажите, как сейчас продолжены эти традиции?

Гость:

Я начну с того, что кафедру возглавляет легенда казахстанского волейбола Жанибек Саурамбаев. Там есть заслуженные тренеры, у нас работают порядка 40 секций по 21 видам спорта. И вот на последней олимпиаде наш студент Асет Мамбетов стал бронзовым призером по греко-римской борьбе, есть чемпионы по фехтованию, также наши студенты участвовали в предыдущих олимпийских играх в Афинах. Наряду с основной учебой наши студенты активно занимаются спортом.

Ведущий:

Если сейчас вернуться к теме нашего разговора. Вы сейчас отметили, что большое значение имеет профессорско - преподавательский состав. Вы делаете, по крайней мере все, чтобы было как можно больше профессоров со степенью и т.д., затронули очень хорошую тему, когда вы со специалистами в частности с компанией «Шеврон»обсуждали, каких надо специалистов готовить. Вы же зажаты вот этими стандартами, которые идут сверху по линии министерства образования. Если посмотреть на мировую практику, то там вот ВУЗ абсолютно независим и он является признанным авторитетом, и никакое министерство образовании ему не указ. У нас ситуация совсем другая. Вот академическая свобода в вашем понимании - это что?

Гость:

Ведущие ВУЗы должны иметь определенную степень академической свободы, но с другой стороны министерство должно контролировать, должны быть какие-то требования, стандарты, все - таки в большей степени особенно техническое образование очень быстро меняется, поэтому мы должны быстро реагировать на требования времени. А вот стандарты - их потом переделывать. Есть, конечно, возможность за счет курсов по выбору регулировать, но все-таки ВУЗы должны более оперативно реагировать. Здесь все-таки ведущие ВУЗы должны иметь большую степень свободы, чтобы на них отрабатывалось все новое, а потом распространять среди других ВУЗов.

Ведущий:

Почему тогда нет этого взаимопонимания?

Гость:

Нет, почему, взаимопонимание есть, просто мы должны сами в этом направлении более интенсивно работать. Министерство идет навстречу всем инновациям. Простой пример: в этом году у нас нет магистратуры по управлению проектами. Хотя сейчас во всем мире это одно из очень бурно развивающихся направлений.

Ведущий:

У нас есть звонок.

Телезритель:

Добрый вечер! Жанибек. Глава государства в первой половине этого года сказал о том, что государственная программа реализации молодежной политики эффективнее могла бы быть. Поэтому было в сентябре этого года создан совет при президенте по молодежной политике и т.д. вопрос касается именно того, насколько связана молодежная политика и ВУЗы. Потому что вот в ходе исследования в Атырауской области, например, ВУЗы не совсем показали такую вовлеченность высокую в реализацию молодежной государственной политики.

Гость:

Есть очень хорошее выражение Аль-фараби, в переводе означает, что обучение без воспитания принесет больше вреда, чем пользы. Поэтому один из принципов - кстати, это в законе об образовании прописано - единство учебного воспитательного процесса. Естественно, в университете основной контингент и главный - это молодежь, и мы этому вопросу уделяем очень большое внимание. У нас существуют всевозможные молодежные организации, Альянс студентов. Совсем недавно наши студенты избрали омбудсмена своего. В плане работы руководства молодежная политика стоит на на первом месте.

Ведущий:

Вот вы за экономическую свободу ВУЗов, чтобы больше было всевозможной свободы действий, но в то же время - что делать с материально -техническим оснащением, вообще вы в любом случае зависите от государства.

Гость:

Все время говорят, что за рубежом лучше, по студентам, по профессорской преподавательскому составу - я не думаю, что они сильно от нас отличаются. У них единственное отличие - это материально- техническая база этих ВУЗов. Вот у нас есть отставание в области материально- технической базы. Здесь государство не может все ВУЗы обеспечивать, это и не надо. Наша, кстати, программа, которая была ориентирована на то, чтобы трансформировать наш ВУЗ в университет инновационного типа.

Ведущий:

Давайте послушаем телезрителя.

Телезритель:

Здравствуйте! Дело в том, я слышал, что в Германии существует университет куда принимают без экзаменов. Почему бы у нас такой университет не организовать? В этом университете если студент не сдал сессию за первый курс, его не отчисляют он остается просто на второй год, пока он не сдаст. И тогда бы никакого взяточничества не было бы.

Гость:

Народный университет во всем мире - человек должен показать свою способность учиться. А если всех подряд набирать, и у нас нормальная система. А во-вторых, студент может оставаться на повторный курс, у нас существует кредитная система, сейчас внедрена во всех ВУЗах и здесь он может там 4-5 лет учиться, но надо за это платить. Если он какие-то кредиты не освоил, то пусть ради бога еще берет и учится.

Ведущий:

Валерий Мешанов спрашивает: «Здравствуйте, я студент КАЗЛ имени Рыскулова. Как вы относитесь к использованию тестов для проверки знания студентов? Например, мы сейчас сдаем всю сессию тестами».

Гость:

В техническом ВУЗе тестирование наиболее эффективно. Потому что математика - что нам с вами беседовать, когда решил, это правильный ответ или не правильный ответ. Это тестирование - распространенная система во всем мире, но надо совершенствовать содержания этих тестов.

Ведущий:

Вот здесь интересуются: «Уважаемый ректор, вы очень хорошо сказали о международном опыте, но почему же наши национальные ВУЗы в таком случае не могут похвастаться своей научной работой. Где наши мозги и неужели они все утекли за границу в период тяжелых времен, я в это не верю. Остались наверняка есть талантливые люди, которые могут вести науку вперед».

Гость:

Один из принципов инновационных университета - это образование через науку. И я бы не сказал, что мозги утекли. Есть у нас прорывные проекты, есть талантливые ученые, вот на 2008 году наш университет по 63 темам на общую сумму 215 млн. выполнил научных исследований. Это мало для того, чтобы быть университетом инновационного типа. Мы сейчас принимаем меры, чтобы стимулировать молодых людей, чтобы они более активно занимались с наукой. А так говорить, что у нас нет ученых, - это неправильно.

Ведущий:

Я знаю, что в следующем году вашему университету исполняется 75 лет. Во-первых, с наступающим вас новым годом и юбилеем. Главная сейчас задача какая?

Гость:

Мы готовимся этому юбилею не просто так отпраздновать, а в намечены очень большие мероприятия, и одно из главных приоритетных - мы пересматриваем содержание наших всех рабочих учебных планов, и одна из главных задач - это прохождение международной аккредитации. Мы сейчас ведем переговоры, уже подали заявки в 4 аккредитационные агентства.

Ведущий:

Спасибо большое вам, что пришли к нам в студию, ответили на мои вопросы и телезрителей. И здесь в студии прямого эфира был Жексенбек Адилов - ректор КазНТУ имени К.И. Сатпаева. Спасибо большое. До встречи.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...