Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Национальная конкурентоспособность — главный показатель, отражающий состояние экономики страны и перспективы ее развития

В «ромбе обстоятельств»

Национальная конкурентоспособность — главный показатель, отражающий состояние экономики страны и перспективы ее развития. В современных условиях крупномасштабного трансграничного перемещения капитала, глобализации рынков и производства конкурентоспособность товаров, предприятий и государства все в большей степени определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять новые технологии.

Прежде чем рассматривать конкурентоспособность страны, компании и человека, необходимо сделать несколько существенных замечаний. Во-первых, категория «конкурентоспособность» в отношении страны и фирмы — сильно агрегированное понятие. Многие его компоненты находятся далеко за пределами контроля простого управляющего фирмы или руководителя страны. Тем не менее они — результат действий многих людей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Их никак нельзя назвать объективной реальностью, которая не подлежит изменению, а лишь требует адаптации к себе.

Во-вторых, надо помнить, что мнение о качестве этого показателя формируют другие люди, которые работают в ином информационном, ценностном и целевом поле. Они часто используют свою методику оценки. Так, правительство может сколь угодно долго убеждать инвесторов в том, что в стране конкурентная налоговая система, инвестиционный климат в целом, а рейтинги авторитетных организаций, к которым и прислушиваются инвесторы, будут говорить о чем-то совершенно ином.

В-третьих, успех или поражение того или иного проекта всегда нужно оценивать, исходя из вашей цели, которую вы себе ставили перед началом его реализации, а не из некой гипотетической, оптимальной или утопической конструкции, реализация которой изначально была нереальна (не было ресурсов, времени, денег, знаний).

Страна, которая на протяжении десятилетия последовательно разрушает свой кредитный и инвестиционный имидж, стопорит производственный потенциал, способствует утечке мозгов и «рук», не может в одночасье стать «раем» для предпринимателей, конкурентоспособным поставщиком товаров и услуг. Даже самому авторитетному правительству нужно заработать кредит доверия. Привлекательные инвестиционные проекты не появляются сами по себе, не устраняются структурные искажения, не возникает естественная структура занятости. Много времени, ресурсов и знаний требует наведение порядка в инфраструктурных секторах, в системе образования и здравоохранения.

Страны конкурируют между собой потому, что хотят расширить свое присутствие на мировом рынке. Конкуренция страны — это конкуренция законодательств, административных процедур, налогов, а также денежных, финансовых, торговых, правовых, образовательных, социальных, экологических и судебных систем. Каждая отрасль постоянно совершенствуется и обновляется. Причем важную роль в стимулировании этого процесса играет страна базирования.

Классическое объяснение того, что страны соперничают между собой, принадлежит Давиду Рикардо. Он развил идею Адама Смита об абсолютном преимуществе и создал концепцию сравнительного преимущества. Однако с развитием процессов глобализации и интеграции она на основе факторов производства уже далеко не всегда способна объяснить структуру экспорта и импорта стран. Возникла потребность в новой парадигме, которая была создана Майклом Портером.

В своей теории он вводит понятие «конкурентоспособности страны». Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Совершенствование и обновление отрасли — непрерывный процесс, который должен стимулироваться государством.

Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории — все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. М. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Теория М. Портера основывается на так называемых детерминантах или факторах, формирующих национальную конкурентоспособность. Она нашла практическое применение при разработке экономической политики ведущих экономически развитых государств. Свидетельством ее международного признания является также ее использование и дальнейшее развитие в ежегодных докладах такой международной организации, как Всемирный экономический форум (ВЭФ). Согласно методике ВЭФ, возможность достижения экономикой устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе в равной степени зависит от трех категорий переменных: макроэкономическая среда, государственные институты и технология (инновации). Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет «национальный ромб». Он включает в себя четыре компонента.

Первое — факторные условия. М. Портер утверждает, что «ключевые» факторы производства создаются, а не наследуются. Это квалифицированные трудовые ресурсы, капитал и инфраструктура. «Неключевые» факторы или факторы общего пользования, такие как неквалифицированные трудовые ресурсы и сырье, могут быть приобретены любой компанией и, следовательно, не создают устойчивое конкурентное преимущество. Однако специализированные факторы предполагают значительные, устойчивые инвестиции. Их трудно дублировать. Это и создает конкурентное преимущество, потому что если другие фирмы не могут легко скопировать эти факторы, то они ценны.

Второе — условия спроса — каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые этой отраслью. Если клиенты очень требовательны, то на фирмы оказывается постоянное давление улучшать свою конкурентоспособность через инновационные продукты, высокое качество.

Третье — родственные и поддерживающие отрасли — наличие или отсутствие в стране таких секторов, конкурентоспособных на международном рынке. Пространственная близость этих отраслей облегчает обмен информацией и способствует непрерывному обмену идей и инноваций.

Четвертое — стратегия, структура и конкуренция фирм. То есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм и каков характер конкуренции на внутреннем рынке. Прямая конкуренция побуждает фирмы увеличивать производительность и стимулировать инновации (см. рисунок).

Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране, — случайные события (то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать) и государственная политика. Случай — событие, которое имеет мало общего с условиями развития в государстве и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства. По мнению М. Портера, к ним относятся: изобретательство, крупные технологические достижения, резкие изменения цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов, резкое повышение мирового или местного спроса, политические решения зарубежных правительств, войны.

Случайные события важны потому, что они влияют на позиции конкурирующих фирм. В их результате могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и создан потенциал для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспособности. Так, например, производство одежды в Сингапуре стало развиваться после того, как западные страны ввели квоты на импорт этой продукции из Гонконга и Японии. В то время как случай может способствовать изменению уровня конкурентоспособности в отрасли, национальные особенности влияют на то, каким образом страна сумеет этот случай использовать. Например, послевоенные успехи проигравших во второй мировой войне стран: Германии, Японии и Италии.

По мнению М. Портера, государство должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. При помощи своей политики оно может оказывать влияние на все четыре компонента «национального ромба», правда, как положительно, так и отрицательно. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение идеологии развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в том, что оно оказывает влияние на все четыре детерминанта. На факторные условия — через субсидии, грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков. На параметры спроса — путем установления различных стандартов и осуществления государственных закупок. На условия развития родственных и поддерживающих отраслей — посредством контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры. На стратегию фирм, их структуру и конкуренцию — через свою налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг.

Все четыре детерминанта могут оказывать и обратное воздействие на правительство. Роль кабмина может быть положительной и отрицательной. Факторы национальной конкурентоспособности представляют собой комплексную систему, которая находится в постоянном развитии. Одни детерминанты регулярно воздействуют на другие. Действие этой системы ведет к тому, что конкурентоспособные национальные отрасли распределены не равномерно по всей экономике, а связаны в пучки, или «кластеры», состоящие из секторов, зависящих друг от друга.

Серик НУГЕРБЕКОВ,

президент АО «Институт экономических исследований» МЭБП РК


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...