Выборы по партийным спискам:

финский вариант

 

 «Для того, чтобы демократии появлялись на свет, политические элиты должны быть,

по меньшей мере, уверены, что демократия как форма правления является

наименьшим из всех существующих зол как для обществ,

в которых они живут, так и для них самих… »

 Самуэль Хантингтон

 

 Развитие цивилизации свидетельствует о том, что люди всегда стремились к материальному благополучию и такому устройству общественной жизни, при котором могли бы чувствовать себя максимально свободными и рассчитывать на справедливое отношение к себе. Как показывает историческая практика, такую тенденцию в максимальной степени может реализовать только демократия - политический механизм, способный адекватно реагировать на изменения форм организации общества. По словам С.Хантингтона: «…политическая система какого-либо государства, определяется как демократическая в той мере, в какой лица, наделенные высшей властью принимать коллективные решения, отбираются путем честных, беспристрастных, периодических выборов, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, а голосовать имеет право практически все взрослое население» (Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века./ Пер. с англ. М., 2003. С.17). История показывает динамизм и устойчивость демократии перед диктатурой, так как любой человек избранную им власть воспринимает легче, чем навязанную, и его приверженность демократии основывается на убеждении, что она является единственным политическим строем, способным обеспечить надежное сочетание защиты индивидуальных и общих интересов. Следуя традициям С.Хантингтона, российский философ И.А.Ильин использует следующую дефиницию: «Демократия заслуживает признания и поддержки лишь постольку, поскольку она осуществляет подлинную аристократию (т.е. выделяет лучших людей); а аристократия не вырождается и не вредит государству именно постольку, поскольку в ее состав вступают подлинно лучшие силы народа. Демократия, не умеющая выделить лучших, не оправдывает себя; она губит и народ и государство, и должна пасть» (Ильин И.А. Наши задачи. Волгоград, 1994. С.23).

В рамках проводимых политических реформ в Казахстане одним из нововведений является переход на новую систему формирования Мажилиса, исключительно по пропорциональной избирательной системе. Досрочные парламентские выборы показали, что политическая партия "Нур Отан" стала единственной партией, которая преодолела 7% барьер и получила все 98 мест. В связи с чем, в последнее время на страницах печати много говорится, в том числе непосредственно и членами партии «Нур Отан» о необходимости внесения изменений в Закон «О выборах в РК», в частности о снижении 7%-го барьера, о целесообразности многопартийности и т.д. Учитывая, что многие избиратели и политические партии уже как бы «смирились» с пропорциональной избирательной системой, в данной палитре предложений уже никто не ставит вопроса об отсутствий возможности у избирателя права выбора конкретного кандидата в депутаты и права у кандидата из партийного списка быть избранным. В любой политической партий, в том числе и в «Нур Отан», очень много достойных, компетентных членов не попавших в партийные списки и также много таких потенциальных членов партий, которых сдерживает отсутствие данной нормы (перспектива стать «безликой массой») от их вступления в партии, включая и партию власти «Нур Отан».

 Очень интересно решена данная проблема в Финляндии. Там при проведении выборов в эдускунту (парламент Финляндии) скомбинировано голосование за партию и за конкретного кандидата из партийного списка. Каждому кандидату в депутаты в списке для голосования присваивается номер и избиратель отмечает в бюллетене не только партию, за которую он голосует, но и номер кандидата от этой партии, которому он отдает предпочтение. Таким образом, голос избирателя не только позволяет определять число полученных партией мест в парламенте, но и позволяет решать, кто в партийном списке становится депутатом, чтобы не создавать преимуществ для тех кандидатов, которые указаны в списках партий первыми. Такой порядок имеет важное значение и для партий, выступающих на выборах единым избирательным блоком, чтобы в соответствии с волей избирателей распределить мандаты между такими партиями.

 Введение вышеизложенной нормы в Закон «О выборах в РК» должно сыграть положительную роль в деле дальнейшей демократизации казахстанского общества, усиления роли и авторитета политических партий. Наличие права быть избранным у кандидата из партийного списка и у рядового избирателя права выбрать наиболее достойных, лучших, не замешанных в коррупционных скандалах людей, значительно повысит внутрипартийную конкуренцию, авторитет и качественный уровень депутатского корпуса. В конечном счете Парламент страны будут представлять действительно народно избранные представители, что повысит легитимность власти и стабильность политической системы в целом.

 

 Аскар Урынгалиев

Аспирант Академии государственного управления при Президенте РК

 

2 февраля 2009, 09:48
Источник, интернет-ресурс: Урынгалиев А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код