Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Фонд концентрации благосостояния

Фонд концентрации благосостояния

Сформированная по поручению Главы государства структура — Фонд национального благосостояния — призвана смягчить последствия мирового финансового кризиса, а также обеспечить подъем планки благосостояния народа республики. Новый центр концентрации финансов — АО «ФНБ «Самрук-Казына» объединил все государственные активы.

Для скорейшего законодательного укрепления ФНБ разработан ряд нормативно-правовых актов и законопроект «О фонде национального благосостояния». В январе проекты законов «О Фонде национального благосостояния» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности Фонда национального благосостояния и признании утратившим силу Закона РК «Об Инвестиционном фонде Казахстана» депутатам Мажилиса представил министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов.

Переданная Парламенту эстафета по правовому обеспечению деятельности фонда ставит перед народными избранниками задачу — принять полноценные законы, которые позволят не только четко урегулировать деятельность фонда, но и создадут благоприятные правовые условия для его эффективного развития.

Анализ проекта закона «О фонде национального благосостояния» обрисовал отсутствие целого блока правовых норм, которыми бы детально регулировалась деятельность фонда на мировом рынке капиталов. И это, в свою очередь, снижает как его эффективность, так и контроль над ним со стороны государства. Конечно, фонд пока еще не проявил интереса к непосредственному участию на зарубежных рынках в виде размещения собственных средств в активы иностранных компаний. На сегодня АО «НК «КазМунайГаз», АО «НК «Казакстан темір жолы», АО «KEGOC», АО «Казпочта», ENRC (Еurаsiаn Nаtural Resources Corporation РLС), АО «Банк развития Казахстана» и другие компании, акционером которых является фонд, являются казахстанскими. Но удерживать холдинг с консолидированным уставным фондом в 29 миллиардов долларов от прямого участия в международной финансовой экспансии было бы более чем недальновидно. Следует подчеркнуть, что фонд уже сейчас может заявить о своем потенциале и желании войти в состав ведущих суверенных фондов мирового уровня.

Вместе с тем необходимо отметить, что входящие в состав этого фонда национальные компании АО «НК «КазМунайГаз» и АО «КазАтомПром» давно и довольно успешно выкупают активы иностранных компаний. Корпорация ENRC, по данным средств массовой информации, известна как активный охотник за зарубежными активами. И учитывая, что данные компании находятся под контролем фонда, который реализует единую политику по управлению их деньгами, можно с уверенностью констатировать его опосредованное присутствие на мировом рынке. Проще говоря, иностранные государства рассматривают АО «НК «КазМунайГаз», АО «КазАтомПром» и ENRC не только как компании, специализирующиеся в определенных сферах, но и как части казахстанского суверенного фонда. Такой взгляд на статус делает их потенциальными мишенями нарастающих в отдельных государствах (в первую очередь в США и странах Европы) тенденций противодействия.

Что нужно сделать для того, чтобы повысить эффективность деятельности фонда (входящих в его состав компаний), эффективность контроля со стороны государства? Во-первых, целесообразно предусмотреть в проекте закона положения, указывающие на возможность прямого участия фонда в операциях с иностранными финансовыми инструментами с определением соответствующего их строгого перечня, куда могут быть размещены активы фонда и входящих в его состав компаний, а также предельный объем такого размещения. Такой опыт в Казахстане в части урегулирования использования активов Национального фонда уже имеется. Эти меры позволят ФНБ напрямую диверсифицировать свои активы, а государству контролировать направления и объемы его вложений.

Во-вторых, наличие в зарубежных странах жестких требований к суверенным фондам, в частности о недопустимости использования фонда в политических целях, требует внесения в статью 4 проекта закона принципа недопустимости политизации деятельности ФНБ.

В-третьих, в целях реализации предусмотренного в статье 4 проекта закона принципа транспарентности, что также является требованием зарубежных стран-реципиентов, необходимо внести положения, детально регламентирующие вопросы обнародования информации о стратегии и механизмах управления фондом, размерах и структуре его инвестиционного портфеля, результатах внешнего аудита.

В-четвертых, принимая во внимание вероятность того, что отдельные страны могут нам навязывать подписание соглашений о принципах работы фондов на их рынке, видится целесообразным внести в статью 2 рассматриваемого проекта закона дополнение в части действия международных договоров и их приоритетности над национальным законодательством.

Принятие приведенных выше положений не только откроет фонду доступ к иностранным активам, но и позволит повысить лояльность зарубежных стран к нашему фонду, что станет дополнительным фактором его успеха на мировом рынке капиталов.

Дополню, что сейчас, когда под эгидой МВФ и ЕС рассматривается вопрос о принятии Кодекса поведения суверенных фондов, у «Самрук-Казына» есть возможность подтвердить мировому сообществу свою приверженность к открытости и доброжелательности в деле путем активного участия в обсуждении и принятии данных кодексов.

На сегодня в РК есть и такой центр сосредоточения финансов, как Национальный фонд, находящийся под управлением Национального банка РК. Их экономическая природа и цели идентичны. Во-первых, они оба относятся к национальным учреждениям, поскольку в них обоих оперируются государственные активы. Во-вторых, если перед ФНБ ставится цель обеспечения устойчивого развития национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности, то цель Нацфонда заключается в обеспечении стабильного социально-экономического развития страны и снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов. И если ФНБ преследует цель повышения национального благосостояния, то цель Нацфонда — обеспечение накопления финансовых средств для будущих поколений. Коль скоро они так схожи, напрашивается вопрос: насколько целесообразна передача активов Нацфонда в доверительное управление ФНБ.

Можно привести немало аргументов «за» и «против» такого слияния, но подобная концентрация государственных активов ведет к неоспоримому конкурентному преимуществу. С одной стороны, ФНБ получит возможность оперировать активами НФ, что сделает первый более весомым игроком на мировом рынке капиталов. С другой стороны, переход Национального фонда из управления государственного органа с консервативной сущностью в компанию корпоративного управления обеспечит новый уровень его доходности, а конкурентное преимущество фондов определит конкурентоспособность страны. И в случае принятия политического решения в проект закона потребуется внести кардинальные изменения как в деятельности, так и в структуре управления ФНБ.

В проекте закона предлагается вывести деятельность ФНБ и его компаний из-под регулирования Закона «О государственных закупках» и определить порядок закупки товаров, работ и услуг в соответствии с типовыми правилами, устанавливаемыми Правительством. Фонд уже делает первые шаги в данном направлении. Выступая на совещании с предпринимателями, глава ФНБ Кайрат Келимбетов заявил, что перед фондом стоит задача по формированию реестра отечественных производителей, у которых компании, входящие в состав фонда, смогут напрямую закупать товары. Предположу, что статья 7 проекта закона будет отдельной темой для обсуждения в стенах Парламента. Однако коль скоро фонд и его компании выходят из-под юрисдикции Закона «О государственных закупках», то целесообразным видится введение нормы в закон о вменении в обязанность фонда предоставлять ежегодные отчеты о своей деятельности и его компаний (в том числе по закупкам) перед Парламентом. Следует отметить, что закрепление такого обязательства в законе станет дополнительной мерой по реализации принципа транспарентности деятельности фонда, закрепленного в проекте закона.

Говоря об эффективности механизмов закупок, наиболее оптимальным механизмом в плане прозрачности и эффективности видится товарная биржа, которую можно создать в форме государственно-частного партнерства. В данном случае фонд консолидирует государственные и частные интересы, а также содействует развитию фондового рынка РК.

Значимость принятого Главой государства в октябре прошлого года решения невозможно переоценить, а экономический прорыв Фонда национального благосостояния — успех всей нации.

Данияр САРСЕМБАЕВ,

магистр международного права


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...