Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Вице-спикер Мажилиса провел первое заседание комиссии по подготовке парламентских слушаний по профтехобразованию

Вице-спикер Мажилиса провел первое заседание комиссии по подготовке парламентских слушаний по профтехобразованию

Астана, 2 февраля, Дом Мажилиса. В Мажилисе начали подготовку к парламентским слушаниям по теме: «О законодательном обеспечении реализации Государственной программы технического и профессионального образования в РК». Вице-спикер Палаты Жаныбек Карибжанов провел в связи с этим первое заседание специально созданной в Мажилисе временной комиссии. Председателем комиссии является депутат Кылышбай Бисенов. В состав комиссии вошли депутаты Мажилиса и представители Министерства образования и науки.

Открывая заседание, Заместитель Председателя Мажилиса Жаныбек Карибжанов сказал: Государственная программа технического и профессионального образования в РК утверждена Указом Президента Республики Казахстан 1 июля 2008 года. Ее цели актуальны и конкретны для осуществления. Правительство утвердило План мероприятий. В свою очередь, мы на Бюро Мажилиса решили провести парламентские слушания по законодательному обеспечению реализации этой Программы. Мы собрались, чтобы из уст министра услышать о текущей ситуации с техническим и профессиональным образованием в республике: о том, как выполняется Программа, какие есть проблемы и какую помощь в ее законодательном обеспечении мы должны оказать.

Исходя из этого, министр сделал доклад перед парламентариями.

В кризисные 90-е годы, отметил Ж.Туймебаев, накопились серьезные проблемы в развитии трудовых ресурсов страны. В результате дефицит национальных квалифицированных кадров (по данным Минтруда РК, к концу 2008 года составила в строительстве 9900 человек, в сельском хозяйстве 9600, технологии и промышленности 7600, в сфере услуг 6800), только за 11 месяцев минувшего года привлечено в республику 51 тысяча иностранных специалистов.

Признавая важность неотложного решения накопившихся проблем, 5 февраля 2007 года в структуре министерства был создан Департамент технического и профессионального образования. Определены приоритетные направления и основные задачи системного решения проблем развития ТиПО.

Разработана и утверждена Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 - 2012 годы. В рамках ее реализации запланировано: Строительство 46 учебных заведений в регионах, испытывающих дефицит в кадрах технического и обслуживающего труда. Создание 4 межрегиональных учебных центров профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций. Возведение 41 общежития при действующих учебных заведениях. Переоснащение учебных заведений современным учебно-производственным и технологическим оборудованием на сумму 4106,74 млн.тенге. Проведение капитального ремонта учебных заведений на сумму 5 943,04 млн.тенге. Модернизация структуры и содержания ТиПО: разработка и внедрение 230 новых стандартов ТиПО, 224 интегрированных модульных учебных программ.. Разработка 1430 типовых учебных программ, 1600 учебной литературы и учебных пособий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Предусматривается также внедрение системы финансирования с определением нормативов стоимости затрат на одного обучающегося. Пока расходы на 1 обучающегося, выделяемые из МБ, в два раза ниже, установленных РБ, и не могут обеспечить качество подготовки. Самые низкие расходы на 1 обучающегося по госзаказу в Актюбинской области -101,2 тыс. тенге, в г. Алматы - 123,0 тыс. тенге; в г. Астана - 131,1 тыс. тенге;

На реализацию первого этапа Госпрограммы предусмотрено 55 млрд.154 млн. тенге, в том числе за счет РБ 37 млрд.725 млн. тенге, за счет местных бюджетов 17 млрд. 429 млн. тенге.

В 2009 году МОН РК совместно с местными исполнительными органами областей, гг. Астаны, Алматы запланировано:

обеспечить начало строительство 31 профлицея и 20 общежитий;

продолжить разработку общеобязательных стандартов по 72 специальностям технического и профессионального образования, модульных программ по 65 специальностям ТиПО, 800 наименований учебной литературы по специальным дисциплинам.

Предполагается осуществить и ряд других существенных мер, на которых подробно остановился министр.

Далее министр образования и науки ответил на вопросы депутатов.

Депутат Ольга Киколенко спросила, как в Программе просчитываются потребности в новых специальностях.

 -Я не могу сказать, что госзаказы отвечают всем требованиям занятости труда. Только за это время мы повысили госзаказ по поступающим в колледжи на 8 тысяч 200 мест и на 1400 мест для профтехлицеев, - ответил министр. Ряд вопросов по реализации Программы задала Светлана Ферхо. - Техническое образование - это профессиональное образование? Несколько размытой, по словам депутата, получилась роль колледжей. Какова материально-техническая база при подготовке специалистов в аграрной отрасли и проблемы сельских профессиональных школ.

На вопрос Майры Айсиной по трудоустройству и обеспечением жильем выпускников профтехлицеев и колледжей министр сообщил, что трудоустройство окончивших профессионально-технические учебные заведения растет. В среднем колледжи и лицеи ежегодно заканчивают около 150 тысяч учащихся и большинство из них трудоустраиваются. Особенно за последние 1,5 года, когда укрепили материально-техническую базу, обеспечили интерактивными технологиями, базу укрепили, устройство на работу уже на достаточно высоком уровне.

На вопрос относительно антикризисных мер министр сказал, что совместно с Министерством труда и социальной защиты населения подготовлено около 300 профессионально-технические лицеев и колледжей. Они готовы обучить на краткосрочных курсах специалистов, от 1 до 6 месяцев. Такие образом, в течение года они могут подготавливать около 100 тысяч специалистов. Потому что в данное время идет переквалификация многих специалистов.

Депутат Айткуль Самакова спросила министра о том, какую поддержку на законодательном уровне хотели бы увидеть? Это привлечение кадров не только в сферы профтехобразования, но и среднего, и высшего образования, сказал министр. И при этом отметил низкую заработную плату педагогов, что приводит к постоянному оттоку специалистов. Указал глава ведомства также и на отсутствие вертикали в подчинении. К примеру, сказал министр, я не могу сегодня напрямую наказать ОблОНО, ГорОНО. Их назначают акимы. То же самое с колледжами. Мы работаем над тем, чтобы в каждой области гуманитарные колледжи преобразовались в технические.

Министр дал пояснения и по вопросу депутата Жарасбая Сулейменова о том, как в численном соотношении изменилось количество профтехзаведаний за последние годы. Нельзя ли возобновить практику совхоз-техникумов, где студенты могли получать образование и проходить производственную практику? Об этом спросил депутат Алдан Смайыл. Вопросами финансового обеспечения Программы поинтересовался депутат Бекен Алимжанов. Депутат спросил и о структуре подготовки кадров в Казахстане. По его расчетам, в вузы Казахстана поступает в два раза больше выпускников школ, чем в колледжи и профтехучилища. В таких богатых странах, как Япония, Америка, Англия, совсем по-другому, наоборот.

Признав некоторые недоработки в работы министерства в этих вопросах, Ж.Туймебаев сообщил, что ведется работа по их устранению. Ответы на свои вопросы депутат получит в письменном виде, добавил министр.

Подводя итоги первого заседания комиссии, Заместитель Председателя Мажилиса Жаныбек Карибжанов отметил, что обсуждаемая программа всеобъемлющая, четкая, где конкретно определены цели, задачи и пути ее реализации. И конечно, наша общая задача - выполнить эту Государственную программу. В качестве пункта в реализации программы, вице-спикер обозначил также проведение парламентских слушаний и обратил внимание членов комиссии на следующие вопросы.

Первое. Речь идет о четком понимании и определении количественных показателей, все-таки сколько нам нужно этих рабочих специалистов. И особое внимание, конечно, надо обратить на структуру, какие нужны. Видимо, не обойтись без того, что все-таки надо провести еще раз более углубленный анализ. Сегодня сколько мы готовим, видим - 866 тысяч. Прогресс большой. Все эти 866 тысяч востребованы или нет? Из практики мы знаем, что часть из них не востребована, поэтому и возникали вопросы: они сегодня устроены на работу или нет? Но с другой стороны речь идет о том, что у нас не хватает специалистов рабочих специальностей. Сегодня наши работодатели постоянно обивают пороги миграционных служб для того, чтобы привлечь этих специалистов рабочих профессий со стороны. Более того, сегодня мы находимся в такой ситуации, когда потребностей в кадрах разных специальностей и рабочих больше, чем официальной безработицы, которая сегодня у нас имеется. К сожалению, это так. А может быть, и к счастью. Значит, нам надо повернуться к этим вопросам, и очень оперативно и быстро работать над этими проблемами. Конечно, это вопрос не только одного Министерства образования и науки, но и ряда министерств и ведомств, которые должны определить прогнозные потребности в рабочих специальностях, в рабочих профессиях и определиться с прогнозом на будущее, как это будет меняться. Особенно с учетом сегодняшнего экономического кризиса, который охватил весь мир. Кризис, естественно, повлиял на эту сферу. Я прямо скажу, и мы это видим, знаем, поэтому над этим нам надо работать.

Второе. Вопросы, связанные с качеством подготовки кадров. Вы уже затронули вопрос и материально-технического обеспечения, и вопросы, связанные с квалификацией тех, кто обучает, то есть тех же мастеров производственного обучения, преподавателей и так далее. Здесь тоже требуются определенные средства, которые надо считать, сколько все-таки нужно. Потому что не зная, сколько нам нужно, мы не можем планировать, сколько нам надо закладывать в наших бюджетах трехлетних или других, в наших планах и так далее. Это не означает, что сегодня же все эти потребности будут обеспечены. Но зная цель, можно к ней постепенно двигаться.

И на этой основе я бы хотел ответить на тот вопрос, который связан с децентрализацией управления. Это нормальный процесс, идет административная реформа. Мне кажется, можно было ввести государственный и областной заказ по подготовке рабочих кадров. Тогда никаких вопросов не будет, они никуда не денутся, будут выполнять так, как они считают нужным на местах. В принципе, это не противоречит никаким рыночным подходам. Полагаю, что в этом плане можно отработать подходы. Конечно, надо давать задания областям, чтобы они постоянно делали мониторинг трудовых ресурсов, чтобы мы могли принимать какие-то общие государственные решения. Я знаю, что в ряде областей были приняты или принимаются программы по профессионально-техническому образованию. Задача министерства - объединить и посмотреть, что происходит на уровне местной исполнительной власти.

Очень большой срез вопросов связан с технической профессиональной подготовкой кадров совместно с бизнесом. Вы уже начали работу, должны быть приняты и какие-то законотворческие меры, потому что речь идет о подготовке кадров для предприятий. То есть здесь есть ответственность, с одной стороны, государства, с другой стороны, бизнеса. Нам нужно найти четкие законодательные нормативные точки соприкосновения.

Очень правильно, что совместно с иностранными компаниями вы начали работу по вопросам, связанным с подготовкой кадров. Центры, которые вы сейчас собираетесь сделать…

Здесь был задан вопрос о повышении квалификации. Невозможно подготовить в рамках общего технического образования или профессионального образования необходимый уровень кадров для конкретных отраслей для конкретных предприятий. Здесь должно быть четкое соприкосновение, должна определяться ответственность каждой из сторон, кто, до каких пор и чем занимается, и кто продолжает этот вопрос.

Вопросы подготовки кадров очень правильный для малого и среднего бизнеса. Этот вопрос требует особого подхода. Я думаю, что совместно с Экономической палатой «Атамекен» и другими неправительственными организациями, наверное, надо эту работу продолжать.

Еще был задан вопрос по законодательному обеспечению той программы, тех планов, которые были разработаны Правительством, - со стороны Парламента. На мой взгляд, здесь широкое поле деятельности. Речь идет не только о заработной плате руководителей или преподавателей этой сферы. Есть и ряд специфических вопросов.

Приведу пример. Я хотел, чтобы сельскому профтехучилищу «КазАгро» дала в лизинг технику, потому что мы обучаем учащихся на допотопной технике ДТ-75 в разрезе. Когда кинулись к этому вопросу, оказалось, что по закону мы не можем давать гарантии, хотя, например, имущество этих профтехучилищ ликвидное, принадлежит коммунальной собственности. Мы не можем давать гарантии по этому вопросу. Раз нет гарантии, значит, нет лизинга и так далее. Я привел один небольшой пример, а таких вопросов возникает очень много. Думаю, что мы в состоянии по многим вопросам принять соответствующее решение совместно, согласовывая с Правительством, тем самым облегчить реализацию этой программы. Неслучайно задавали вопрос о том, какие проблемы возникли за эти полгода? Наверное, можно проанализировать, подумать, открыто сказать: мы делаем общее дело, давайте вместе работать над решением этих вопросов.

Сегодня комитет и временная комиссия проделали в плане подготовки парламентских слушаний большую работу, провели заседание, письма с просьбой обеспечить эту работу посланы на места и в государственные органы страны.

Депутаты выезжают в округа. Подготовлена памятка для того, чтобы собрать информацию, пообщаться и услышать с первых уст о тех вопросах и проблемах, которые существуют. Полагаю, что мы попросим депутатов, чтобы они в непременно порядке определились, чтобы обязательно на местах поговорили и обсудили эти вопросы.

 

 

Дальнейшие вопросы подготовки к слушаниям будут рассматриваться на последующих заседаниях комиссии. Первое заседание завершилось посещением лицея № 1 в г.Астане.

 

Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, 74-63-05. Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...