Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

АНК совместно с НК МФ РК 18 февраля 2009 года в 11 часов планируют провести круглый стол по результатам мониторинга качества услуг налоговых органов

Круглый стол состоится в г. Алматы, гостинице "INTERCONTINENTAL ALMATY" (зал "Алматы").

Проект

ПОВЕСТКА ДНЯ «КРУГЛОГО СТОЛА»

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА

УСЛУГ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

18 ФЕВРАЛЯ 2009 ГОДА, 11:00-13:00

.АЛМАТЫ, ГОСТИНИЦА «INTERCONTINENTAL ALMATY»

11:00-11:15

Приветственное слово

Председатель Управляющего Совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Ж. Ертлесова

11:15-11-45

Доклад на тему "Мониторинг качества услуг налоговых органов"

Директор Исследовательского Центра «Сандж»

Ж.Джандосова

11:45-12:15

Кофе-брейк

12:15-12:30

Выступление

Председатель Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан Д. Ергожин

12:30-13:00

Обсуждение

Резюме исследования

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая служба - одна из немногих среди государственных органов, которая при сотрудничестве с общественными и международными организациями внимательно отслеживает результаты своей работы для постоянного улучшения.

Необходимо понимать, что хотя конечным потребителем услуг налоговых органов является общество в целом, непосредственными получателями услуг, взаимодействующими со служащими налоговых органов или ощущающими на себе результаты их информационных или коммуникационных мероприятий, являются налогоплательщики-предприниматели, юридические и физические лица.

Данное исследование было проведено по заказу «Ассоциации налогоплательщиков Казахстана» при поддержке Проекта USAID по улучшению бизнес среды, Проекта USAID «Повышение конкурентоспособности через экономические реформы», АК «Саят Жолшы и Партнеры», ОЮЛ «КАОНиЭК "Kazenergy", НЭПК "Союз "Атамекен", ТОО «Эрнст энд Янг», журнала "Учет и Аудит Казахстана".

В резюме приводятся только сравнительные данные по результатам двух исследований 2007 г. и 2008 г. В исследовании 2008 г. приводятся и другие данные, с которыми можно ознакомится в отчете.

Цели исследования

Мониторинг восприятия потребителями качества работы налоговых органов РК.

Задачи исследования

1. Выяснить изменение ситуации по оценке потребителями доступности и качества работы налоговых органов;

2. Оценить опыт взаимодействия населения и предпринимателей с органами налоговых служб по обращениям в налоговые службы, налоговым проверкам, обжалованию результатов, сдаче налоговой отчетности и ее формам, восприятию электронной формы сдачи налоговой отчетности;

3. Выявить удовлетворенность поставщиков услуг различными аспектами своей работы;

4. Выявить наиболее эффективные методы и способы обмена информацией с налогоплательщиками;

5. Разработать рекомендации региональным налоговым комитетам по всем основным аспектам налогового администрирования на основании полученных результатов исследования.

В 16 регионах Казахстана было опрошено 1238 потребителей услуг налоговых органов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 735 физических лиц. Был проведен опрос поставщиков услуг, то есть налоговиков, непосредственно оказывающих услуги потребителям в городской и сельской местностях: 322 госслужащих из 16 регионов.

Исследованием было охвачено 58 населенных пунктов Казахстана: областной центр, малый город, два райцентра в каждом регионе и районы городов Астана и Алматы. 72% предпринимателей/их представителей являлись жителями города и 28% - сельской местности. При опросе населения 65% респондентов были жителями города и 35% - сельской местности.

Мониторинг услуг

2007 г.

2008г.

Частота посещений налоговых органов

В среднем, за 2006 год респонденты совершили 13,23 посещений органов налоговой службы.

За последние 12 месяцев респонденты совершили в среднем 10,32 посещений в год

Ожидание в очереди

Средняя продолжительность ожидания в очереди 46 мин.

33% респондентов отметили отсутствие очередей при получении услуги, 33% - ожидание в очереди до 20 мин, 16% - до 40 мин и 18% - более 40 мин. В среднем, примерно 28 мин.

Удовлетворенность качеством услуги в целом

80%.

81%

Удовлетворенность компетентностью работника

67%

80%

Удовлетворенность вежливостью работника

67%

77%

Удовлетворенность своевременностью получения услуги

66%

76%

Удовлетворенность полнотой, доступностью и своевременностью информации

64%

74%

Удовлетворенность желанием госслужащих помочь

61%

68%

«В налоговых органах нашего города (района) работают высококвалифицированные специалисты»

64%

31%

«В налоговых органах нашего города (района) используют современные технологии

69%

30%

«Услуги, предоставляемые налоговыми органами, улучшаются из года в год»

69%

41%

«Налоговые органы не коррумпированы»

61%

20%

«Налоговые органы легко принимают нововведения»

70%

21%

«Я доверяю налоговым органам»

66%

39%

По результатам опроса 2007 года доля удовлетворенных качеством работы налогового комитета составила 38%, но была еще доля респондентов «И удовлетворены и не удовлетворены в равной степени» - 42%, то есть 80%. Если учесть, что во время данного исследования респонденту предлагалось ответить «да/нет», можно попытаться сделать утверждение, что удовлетворенность качеством услуги в целом изменилась на 1% по сравнению с 2007 годом. Частота посещений налоговой службы уменьшилась. Средний показатель продолжительности ожидания в очереди значительно уменьшился на 18 мин.

Соотношение удовлетворенности отдельными аспектами качества услуги соответствуют данным, полученным в результате опроса в 2007г. Компетентностью работника, вежливостью и своевременностью получения предприниматели более удовлетворены, чем полнотой, доступностью и своевременностью информации. Меньше всего устраивает респондентов желание работников налоговых органов помочь, нацеленность на решение проблем налогоплательщика. Но в целом уровень удовлетворенности выше.

Хотя 81% респондентов удовлетворено качеством услуги в целом, тем не менее, нельзя сказать, что такая же значительная часть респондентов выразило свое согласие с положительными характеристиками налоговой службы. 41% получателей услуг согласны с утверждением, что услуги, предоставляемые налоговыми органами, улучшаются, но с трудом, так как лишь 21% отметили легкость принятия налоговыми службами нововведений. О высоком уровне квалификации специалистов отметили 31% потребителей и 30% об использовании современных технологий. Результаты исследования 2008 г. значительно ниже результатов 2007 г. В данном исследовании полученная доля респондентов выразила согласие с предложенными утверждениями, показатели 2007 г. получены по средним баллам (пятибалльная шкала). В итоге можно сделать следующие выводы, что качество услуг еще не соответствует необходимым потребностям налогоплательщиков.

Если учитывать каждую полученную услугу респондентом отдельным случаем, то доля случаев нелегального вознаграждения имела место в 5% случаев (N=250 из 4938). По результатам прошлого года этот показатель равен 4% (N=12999). То есть каждая двадцатая (в 2008 г.) или двадцать пятая (в 2007 г.) услуга носит коррупционный характер. В то же время каждый одиннадцатый потребитель хотя бы один раз решал вопрос коррупционным способом: доля респондентов неофициально получивших услуги, то есть 11% (N=134 из 1238).

Налоговая отчетность

2007 г.

2008 г.

Разница

Представление налоговой отчетности (количество форм в год)

17

17

Затратность времени на составление и сдачу налоговой отчетности в год

156 ч.

102 ч.

- 54 ч

Распространенность ЭФНО

73%

70%

-3%

Сдача налоговой отчетности

через Интернет

63%

43%

-20%

в явочном порядке на бумажных носителях

24%

42%

18%

через Терминал налогоплательщика в налоговом комитете

13%

26%

13%

в явочном порядке на магнитных носителях

8%

12%

4%

по почте заказным письмом с уведомлением

3%

6%

3%

Благодаря широкому распространению электронной формам отчетности их составление и сдача ускорились. Отрицательная разница объясняется несколько разницей в выборке 2008 и 2007 года: исследование 2007 года охватило только городское население, а 2008 г. существенная часть сельских районов, где доступ к Интернету ниже, была включена в выборку.

Налоговые проверки

2007 г.

2008 г.

Разница

Подвергались налоговым проверкам (доля респондентов)

45%

34%

- 11%

Среднее количество проверок на одном предприятии

2,73

4

1,27

Проверки были обоснованны

90%

80%

10%

Виды проверок

комплексная

35%

30%

- 5%

хронометражная

3%

9%

6%

рейдовая

21%

24%

3%

тематическая

9%

14%

5%

встречная

28%

38%

10%

Средняя продолжительность налоговой проверки

17 дн.

14 дн.

- 3 дн.

Максимальная продолжительность проверки

9 мес.

1 год

3 мес.

Работниками налоговых органов были соблюдены пределы предписанных налоговых проверок

90%

73%

- 17%

При длительности проверки более 30 дней (или более 60 дней, если есть структурные подразделения), было представлено письменное обоснование о продлении срока

30%

57%

27%

Результаты проверки

Нам представилась возможность проверить себя

48%

53%

5%

Нам представилась возможность получить дополнительные консультации по налогообложению

27%

33%

6%

Нам выписали штраф

26%

27%

1%

Нам начислили пеню

15%

16%

1%

Нам доначислили налоги

18%

16%

- 2%

Привлекли к уголовной ответственности

1%

1%

Результаты обжалования

Нашу жалобу удовлетворили полностью

27%

31%

4%

Нашу жалобу удовлетворили частично

33%

24%

- 9%

Нашу жалобу не удовлетворили

38%

20%

- 18%

Обжалование еще продолжается

2%

20%

18%

Получен отказ в рассмотрении жалобы

0%

4%

4%

Количество предприятий подвергавшихся налоговым проверкам в сравнении с 2007 годом сократилось на 11%, а среднее количество проверок на одном предприятии увеличилось с 2,73 до 4.

В динамике по годам видно, что существенно (на 10%) увеличилось количество встречных проверок, хронометражных (на 6%), рейдовых и тематических - на 3 и 5% соответственно, зато удельный вес комплексных проверок снизился на 5%.

Средняя продолжительность налоговой проверки в 2008 г. была 14 дней, в сравнении с результатами прошлого исследования проверки сократилась на 3 дня. Однако максимальная продолжительность проверки увеличилась до 1 года (комплексная) (в 2007 г. - 9 мес.). Доля нарушений со стороны налоговых инспекторов увеличилась на 17%. Но нужно отметить, что доля представления письменного обоснования о продлении увеличилась на 27%.

Результаты налоговой проверки мало, чем отличаются от результатов исследования 2007 г., но незначительно увеличилась доля респондентов, для которых представилась возможность проверить себя и получить дополнительные консультации по налогообложению (на 5-6%).

Доля полностью удовлетворенных обжалований увеличилась на 4%.

Эффективность наказания

2007 г.

2008 г.

Разница

Взыскание налоговой задолженности в принудительном порядке

11%

14%

3%

Процедура принудительного взыскания задолженности была обоснованна

58%

60%

2%

Изъятые суммы денег были зачислены в качестве погашения налоговой задолженности

88%

68%

- 20%

Сумма всех изъятых денег не была больше суммы налоговой задолженности

71%

63%

- 8%

При изъятии наличных денег был оформлен официальный акт об изъятии

35%

41%

6%

Стоимость реализованного имущества компании не превышала суммы налоговой задолженности

5%

12%

7%

Реализация имущества для погашения налоговой задолженности проходила на специализированном аукционе

1%

3%

2%

Стоимость реализуемого имущества не была занижена

3%

9%

6%

Принудительный выпуск акций проходил по решению суда

4%

4%

0

Количество случаев взыскания налоговой задолженности увеличилось на 3%, увеличилась и доля респондентов, считавших взыскание налоговой задолженности обоснованной - на 2%. Уменьшение доли респондентов, считающих, что изъятые суммы денег были зачислены в качестве погашения налоговой задолженности и сумма всех изъятых денег не была больше суммы налоговой задолженности говорит об актуальности проблемы несоразмерности наказания выявленным нарушениям.

Информирование - как способ улучшения качества услуг

2007 г.

2008 г.

Разница

Удовлетворено полнотой, своевременностью и доступностью информации по услуге

64%

74%

10%

Источники получения информации

Налоговый кодекс

73%

71%

- 2

Спец.бух.журналы

89%

53%

- 36

газеты/журналы

43%

24%

- 19

Брошюры, плакаты

10%

16%

6

Бухгалтеры/фин. Директор

22%

13%

- 9

Знакомые, партнеры

57%

38%

- 19

Другие сотрудники

16%

12%

- 4

Семинары налоговых органов

43%

29%

- 14

Информационные материалы в налоговых органах

25%

22%

- 3

Консультации работников налоговых органов

42%

39%

- 3

Справочно-информационные системы

28%

9%

- 19

Интернет-сайты

30%

22%

- 8

Телевидение

35%

20%

- 15

Радио

16%

6%

- 10

Информирование предпринимателей улучшилось на 10%.

Налоговый кодекс и специализированные бухгалтерские журналы являются наиболее часто упоминаемыми источниками информации. Если сравнивать используемые источники информации за 2006 и 2008 годы, то можно отметить уменьшение использования почти всех источников информации, кроме Налогового кодекса РК, консультаций работников налоговых органов, информационных материалов в налоговых органах. Отмечается снижение интереса к специализированным бухгалтерским журналам с 89% в 2006 году до 53% в 2008 году, меньше потребителей отметило как источник информации семинары налоговых органов (2006 - 43%, 2008 - 29%), справочно-информационные системы (28%:9% соответственно), Интернет-сайты (30%:22% соответственно), телевидение и радио.

Мониторинг услуг

2007 г.

2008г.

Ожидание в очереди

34 мин.

30 мин.

Удовлетворенность качеством услуги в целом

70,6%.

72%

Удовлетворенность компетентностью работника

60%

69%

Удовлетворенность вежливостью работника

55%

61%

Удовлетворенность быстротой (скоростью) получения услуги

50%

57%

Удовлетворенность информацией

49%

68%

Удовлетворенность желанием госслужащих помочь

42%

54%

«В налоговых органах нашего города (района) работают высококвалифицированные специалисты»

64%

22%

«В налоговых органах нашего города (района) используют современные технологии

72%

25%

«Услуги, предоставляемые налоговыми органами, улучшаются из года в год»

70%

37%

«Налоговые органы не коррумпированы»

38%

16%

«Налоговые органы легко принимают нововведения»

71%

16%

«Я доверяю налоговым органам»

67%

37%

Коррупционность

3%

4,7

По результатам опроса проведенного ЦИОМ в 2007 году доля удовлетворенных потребителей качеством работы налогового органа составила 70,6%, таким образом, наблюдается увеличение на 1,4% по сравнению с 2008 годом (72%).

В динамике, при сравнении с 2007 годом, по всем компонентам показателя качества услуги наблюдается увеличение доли удовлетворенных респондентов. Возросла на:

Þ 9% - компетентность персонала.

Þ 6% - вежливость

Þ 7% - быстрота (скорость) предоставления услуги

Þ 19% - информационная доступность

Þ 12% - готовность служащих помочь налогоплательщику

Средние доли удовлетворенных клиентов колебались в пределах 60-70%. При этом доверие простого налогоплательщика к налоговым органам очень низкое, доля доверяющих равна 37%! Наблюдаются минимальные доли по уверенности респондентов в некоррумпированности налоговых служб и в готовности налоговых служб легко принимать нововведения - только 16%! Основная масса респондентов (63%) не согласна с тем, что механизм предоставления услуг налоговыми службами улучшается год от года. Только 22% респондентов считает, что их обслуживают высококвалифицированные специалисты.

В данном исследовании полученная доля респондентов выразила согласие с предложенными утверждениями, показатели 2007 г. получены по средним баллам (пятибалльная шкала). Причем по всем утверждениям результаты 2008 г. значительно ниже результатов полученных в 2007г.

Коррупция

Если учитывать каждую полученную услугу респондентом отдельным случаем, то доля случаев нелегального вознаграждения имела место в 4,7% случаев (N=91 из 1921). По результатам прошлого года этот показатель равен 3% (N=7621). То есть каждая двадцать первая (в 2008 г.) или тридцать третья (в 2007 г.) услуга носит коррупционный характер. В то же время доля респондентов неофициально получивших услуги составляет 7% (N=52 из 735).


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...