Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

В правительстве разрабатывается новая программа по поддержке малого и среднего бизнеса

В правительстве разрабатывается новая программа по поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ). Деньги пойдут не по привычному банковскому каналу, а через лизинговые компании. Об этом в интервью «&» сообщил генеральный директор «Вираж-Лизинга» Артем Артемов.

- Артем Борисович, не могли бы вы рассказать, что именно предлагает правительство по сотрудничеству с лизинговыми компаниями?

- В конце 2008 года в фонде «Даму» прошла встреча, где нам сообщили, что в правительстве решается вопрос о выделении $150 млн. на развитие МСБ через лизинговые компании. В рамках этой программы предприниматели смогут брать в лизинг только производственное оборудование под 14% годовых. Кстати, по этой схеме предусмотрено софинансирование, то есть 50% средств выделяет фонд «Даму», 50% - лизинговые компании.

- Насколько выделяемая сумма окажет существенную помощь лизинговым компаниям?

- Если учесть, что в 2007 году объем казахстанского лизингового рынка составлял примерно $1,2 млрд., а в настоящий момент, по моим прогнозам, не превышает $600-800 млн., то поддержка государства в этом плане представляется значительной. Тем более что рынок тяжело пережил прошедший год. Поясню ситуацию на примере нашей компании. В 2007 году, до кризиса, мы реализовывали около 300 машин в месяц, а годовые обороты составляли $60 млн.

В 2008 году продажи снизились до 40-70 машин в месяц, или в годовом исчислении до $30 млн. Причем в эту сумму входит еще и повторная реализация машин, которые мы изымали у должников.

Когда в августе 2007 года начался кризис, лизинговые компании не придали этому большого значения. Никто не думал, что ситуация будет складываться настолько тяжело. До ноября 2007 года мы отработали в докризисном режиме. После этого периода началось снижение продаж, поскольку банки перестали выдавать кредиты нашим клиентам. Первыми в списке должников оказались компании из строительного сегмента, это те предприниматели, которые брали в лизинг технику для подрядов на многочисленных стройках.

В течение 2008 года многие наши клиенты изменили свою «квалификацию». В Алматы предприниматели со строительства жилых домов переориентировались на коммерческие объекты: гостиницы, бизнес-центры и прочее. Иные посчитали, что деньги сейчас есть только в государственных строительных проектах. Многие переехали работать в Шымкент - на строительство Коксарайского обводного канала и водохранилища, другие взяли подряды на строительство дороги Астана - Боровое, третьи переключились на строительство железных дорог или линий электропередачи. Однако и на этих инфраструктурных проектах они не зарабатывают, поскольку государство временно заморозило финансирование многих объектов. Подрядчики сейчас ждут окончания зимы. Весной, надеются они, выплаты из бюджета на строительство дорог и другие инфраструктурные проекты продолжатся.

- Эксперты отмечают, что лизинговые компании столкнулись с большим объемом задолженностей - отдельные игроки имеют в портфеле долги на несколько миллиардов тенге. Соответствует ли эта информация действительности?

- Сложно приводить цифры по всему рынку. Поэтому расскажу о нашей компании. Если в докризисные времена объем задолженностей в ссудном портфеле не превышал 1,5-2%, то сегодня этот показатель составляет около 10% и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Долги именно строительных компаний в общем объеме составляют около 70%.

В этом году, по нашим ожиданиям, кризис неплатежей только усугубится. Поэтому, учитывая возросшие риски, мы ужесточили условия получения техники в лизинг. Так, по аренде техники мы подняли минимум первоначального взноса с 20% до 30% и сократили срок аренды с 5 до 3,5 года. По технике, которая поставляется из Китая, первоначальный взнос также увеличен с 30% до 50%.

Кроме того, мы ужесточили залоговые требования. Если раньше мы вообще не брали залог, то теперь помимо письменного поручительства от третьих лиц требуем предоставлять в качестве обеспечения принадлежащие клиенту машины или недвижимость.

Сегодня из-за падения объемов продаж на складах нашей компании скопился значительный объем машин, которые необходимо реализовать. Поэтому мы не намерены приостанавливать кредитование. А в настоящий момент мы работаем с нашими поставщиками над снижением объемов закупа.

Другие игроки на этом рынке в настоящий момент практически не выдают технику в лизинг. Например, мораторий объявлен в нескольких крупных компаниях, а со стороны других предложение сильно ограничено.

В связи с мораториями в других лизинговых компаниях часть их клиентов перешла к нам. Однако оценить, насколько этот приток значителен, я пока не могу, поскольку эта тенденция только началась.

- С какими результатами закроют лизинговые компании 2008 год, стоит ли нам ожидать сокращения числа игроков на этом рынке?

- Итоги 2008 года пока не озвучены, но, на мой взгляд, объемы рынка снизились на 30-50%. Надо учесть, что в структуре ссудного портфеля лизинговых компаний примерно 60% занимают операции с автотранспортом. Судя по этому показателю, падение рынка максимум на 50% вполне реально.

Что касается ухода игроков с рынка, то здесь тоже наблюдается негативное изменение. До кризиса на рынке работало примерно 50 компаний, из них десять крупных. Посудите сами, если крупные компании ограничили свою деятельность до минимума, то говорить о выживании остальных структур не имеет смысла.

Рынок лизинга в основном ведь развивался за счет банковских кредитов. Сегодня кредитов нет, фондирование на бирже тоже нереально. Наша компания всегда работала с четырьмя крупными банками. Сегодня два из них закрыли свои кредитные программы, в третьем банке выдвинули нереальные требования к отчетности и залоговому обеспечению. В результате нам пришлось прекратить сотрудничество с данным фининститутом. Сегодня работаем только с одним банком.

- Есть ли изменения в новом Налоговом кодексе, непосредственно касающиеся лизинговых компаний?

- Действительно, в новом кодексе есть несколько поправок, напрямую затрагивающих деятельность лизинговых компаний. Наиболее существенное изменение касается вопроса предоставления льгот. Поясню: если в первый год действия договора лизинга весь объем платежей заемщика превышает 50% от стоимости предмета лизинга, то это уже не лизинг с точки зрения налогообложения. В этом случае вознаграждение лизинговых компаний начинает облагаться НДС и подоходным налогом. Первоначально планировалось уменьшить данную сумму до 30% от стоимости предмета лизинга, однако профучастники рынка в ходе обсуждения Налогового кодекса добились смягчения этого ограничения.

А ведь многие игроки в настоящий момент как раз ужесточили требования к первоначальному взносу. Получается, что если мы берем первоначальный взнос в размере 50% от стоимости предмета лизинга, то автоматически лишаемся льгот. Я не знаю, какой логикой руководствовались чиновники в этом вопросе. Может, они пошли навстречу МСБ, вынуждая лизинговые компании предоставить более мягкие условия кредитования. Другой причиной нововведения может быть желание государства ограничить сделки мнимого лизинга. Но при этом не стоит забывать, что мы несем высокие риски и при лояльном подходе можем вообще уйти в убыток. Сегодня мы обсуждаем этот вопрос, но пока не пришли к какому-то единому решению.

- Не могли бы вы оценить этот год: каким он обещает быть для рынка лизинга?

- Прежде всего будет ухудшаться ситуация с проблемными кредитами, поскольку немногие из тех, кто продолжает работать на лизинговом рынке, в силах сейчас платить по своим обязательствам. Денег на рынке осталось мало, и за этот ограниченный объем будет жесткая конкуренция. В ход пойдут и опыт работы на рынке, и лицензии, и, конечно, различные связи. Выживет тот, кто успел лучше подготовиться.

Кроме того, на мой взгляд, тот поток новых клиентов, которые продолжают прибегать к услугам лизинговых компаний, существенно сократится. В этой ситуации необходимо переключиться на отдельные направления. Во-первых, это крупные инфраструктурные проекты, финансируемые государством. Мы намерены отслеживать подрядчиков, которые будут работать по этим проектам, и работать с ними по привлечению нашей техники. Во-вторых, на мой взгляд, неплохие перспективы у рынка пассажирских перевозок. Обладать собственным автомобилем снова станет дорогим удовольствием, поэтому многие казахстанцы пересядут на общественный транспорт.

Айгуль Кисыкбасова


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...