Система управления рисками:
последний крик моды или суровая необходимость?

 

В настоящее время очень остро стоит вопрос в отношении проверок предпринимателей со стороны контролирующих органов. Идет очень много жалоб, что после того, как истек срок моратория на проверки, проверяющие органы снова возобновили свою проверочную практику, которая истощает силы предпринимателей. Самая большая проблема - проверки носят волюнтаристский характер, зачастую нет логики проверок, нет их обоснованности. Выездные проверки могут нести за собой коррупционный след.

Поэтому сокращение выездных проверок - это благо для предпринимателей, однако для обеспечения снижения угроз для различных общественных интересов необходима системная аналитическая работа, использование проверяющими органами современных средств информационного обеспечения, что должно стать альтернативой интенсивным, тотальным, сплошным проверкам на местах.

В развитых странах, в некоторых странах СНГ приходит постепенно понимание, что ни одна проверки не должна носить необоснованный характер, и это обоснование должно идти только через систему управления рисками.

Что же это за система, как добиться ее эффективного внедрения в Казахстане?

 

Государственные органы развитых стран уже давно признали огромную важность эффективной политики в области управления рисками. Слуги народа постоянно сталкиваются с рисками во многих областях государственного управления: финансы, здравоохранение, безопасность труда, защита экологии, национальная безопасность, т.д.

С все возрастающей частотой проявляется необходимость в выработке политики, программ и предоставлении услуг, где будущие неопределенности являются экономически значимыми и неизбежными…

Поэтому необходимо анализировать, оценивать и управлять риском в общей цепи государственного управления и регулирования. Более того, в контексте нарастающих сложностей и взаимозависимости всех сфер жизнедеятельности также возрастает необходимость информирования общественности о природе риска и обосновании политического выбора…

Обычно стандарты управления риском определяют его, как вероятность события и его последствий (ISO/IEC Guide 73). Любые действия приводят к событиям и последствиям, которые могут представлять собой как потенциальные «положительные» возможности, так и «опасности» для организации, органа государственного управления.

Концепция управлению риском в государственном секторе представляет собой широкую картину. Она включает не только управление риском, анализ риска, в конкретной обстановке, но также рассматривает вопросы принятия решений, связанные с риском, когда они касаются нескольких или многих областей, заинтересованных сторон. Политика в области риска требует координации по различным политическим целям, перспективам, задачам, деятельности. Это тем более понятно в условиях нарастающего кризиса, когда проявляется недостаточность государственного административного потенциала решать нарастающие проблемы, с которыми сталкивается общество сегодня…  

Органы государственного управления в Казахстане также начинают понимать необходимость внедрения системы управления риском. Уже прописаны соответствующие положения в Таможенном Кодексе, в Налоговом Кодексе впервые они появились с 1 января этого года, в других нормативных документах имеются зачатки элементов такой системы…

Одними из первых в Казахстане начинали понимать управление рисками финансовые аудиторы.

В советское время аудиторы (ревизоры) проверяли всю финансовую отчетность, используя чаще всего сплошной метод, тотальный охват. Это с одной стороны приводило к выявлению абсолютного большинства нарушений, с другой стороны не использовался принцип существенности, т.е. иногда происходило так, что аудиторы могли «за деревьями не увидеть леса», далее, зачастую трудозатраты были неизмеримо выше зачастую пользы от такого аудита, частые проверки на местах приводили к коррупционным контактам. Ситуация, естественно ухудшилась, когда начала рушиться советская система. При переходе аудиторской деятельности в частный сектор, внедрении международных стандартов, аудиторы, в начале 90-х годов стали больше использовать аналитику, оценивать риски, связанные с необнаружением нарушений, применять принцип существенности, оценивать систему внутреннего контроля; короче говоря, управлять рисками; проверки стали не сплошными, а точечными, затрагивающими наиболее чувствительные места хозяйствующего субъекта.

Кстати, принципы управления рисками, которые применяют аудиторы, очень похожи на аналогичные принципы налогового аудита. Поэтому, работая сейчас по внедрению системы управления рисками, налоговики могут взять как международный, так и местный опыт у аудиторского сообщества.  

Как обычно, при внедрении чего-то нового, серьезного случаются пробуксовки, появляются свои проблемы.… Например, на Третьем Казахстанском налоговом форуме председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесова заявила, что система управления рисками, прописанная 5 лет назад в Таможенном кодексе, не работает "Хотя таможенники гордятся, что у них записаны в кодексе система рисков и ее внедрение, реально ассоциации участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) жалуются, что она на практике не применяется", - отметила Ж. Ертлесова.

"На самом деле крупные участники - частные и государственные компании в Казахстане - тоже почти не применяют эту систему, а что говорить про государственную службу, в которой все намного сложнее", - пояснила Ж. Ертлесова.

Она также отметила, что проведенный анализ системы управления рисками Таможенного кодекса поможет при внедрении аналогичной системы в новом Налоговом кодексе.[1]

Уже проявляются отдельные шаги в этом направлении. Так, например, Министр Финансов уже информирует о том, что ведется работа по внедрению информационных систем, что будет проводиться аналитическая работа в отношении налогоплательщиков, что на основе аналитики, будут определяться необходимые направления по контролерам, по объектам контроля и по каким вопросам, что для налогоплательщиков будут четко прописаны прозрачные правила, как они будут работать с налоговыми органами, это будет сделано в схематичной форме, что «внедрение центров обработки данных позволит снизить коррупцию в налоговом администрировании»[2].

Хорошо, что уже имеется понимание, что такие шаги уже назрели. Например, в России пару лет назад была принята «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», которая четко определила одиннадцать критериев оценки налоговых рисков[3] для налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Знание таких критериев позволяет налогоплательщикам самостоятельно оценить степень вероятности назначения в отношении них выездных налоговых проверок. Фактически, проанализировав свою деятельность за последние три года, налогоплательщик с большой долей вероятности сам может определить, будет в отношении него назначена проверка или нет. При наличии рисков в деятельности организации он сможет самостоятельно их устранить, уточнив свои налоговые обязательства. Если же налогоплательщик не хочет этого делать по тем или иным причинам, то ему не избежать визита налоговиков.

С другой стороны, если приоритетом в контрольной работе налоговых органов будет не количество проводимых проверок, а их качество, т.е. увеличение их эффективности и результативности, сбор доказательной базы на основе системы управления рисками, то, как следствие, это приведет к увеличению процента взыскания доначисленных сумм.[4]

Этот пример демонстрирует, как внедрение системы управления рисками в налоговом администрировании поможет решить вопросы качественного налогового администрирования с меньшими людскими ресурсами, делая проверки «точечными», «умными», менее коррупционными, а не «тотальными» и «сплошными», с очередными запросами в центральные органы власти от контролирующих органов о возрастающих штатах, количестве персонала, и, соответственно, бюджетных средств на их содержание.

Как упоминалось выше, в Казахстане также в настоящее время делаются шаги в этом направлении. Однако вызывает сожаление, что пока нет концепции системы управления рисками в области налогового администрирования в публичном доступе, есть ли она вообще? В любом случае она должна обсуждаться с налогоплательщиками, их ассоциациями, представителями, - в этом случае можно будет избежать грубых ошибок при внедрении такой серьезной системы.

 Рассматривая дальнейшие действия по внедрению управления рисками в системе государственного управления, следует заметить, что разумно было бы этим заниматься не только в отдельных отраслях, но сделать это приоритетом общегосударственной политики, чтобы это было закреплено в нормативно-правовом акте, который бы касался деятельности регулирующих органов. Этому мог бы помочь тот факт, что Президент в прошлом году, 6 ноября, выступая на Антикоррупционном форуме, указал на необходимость Закона «О государственном контроле и надзоре». Этот Закон мог бы стать отправной точкой по обязательному внедрению системы управления рисками во всех органах государственного контроля и надзора. Закон мог бы содержать не только основные положения по анализу, оценке, управлению рисками, но и процессу внедрения такой системы в работе государственных органов: подготовка концепции для каждой отрасли/контролирующего органа, нормативных правовых документов, учитывающих специфику отраслей, работы конкретных контролирующих органов, ответственных, т.д. Далее, на примере подготовки критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков можно будет подготовить аналогичные критерии для других отраслей/групп проверяемых, предпринимателей. Все это будет способствовать налаживанию цивилизованного диалога.

И подготовка проекта этого Закона уже ведется. Порой разработчики выражают недоумение и разочарование тем, что многие наши контролирующие органы не понимают суть управления рисками, и, соответственно, отрицательно относятся к внедрению такой системы, считают это экзотикой, последним криком моды, за которым не стоит гоняться…

Однако, опыт всех развитых стран, без исключения, говорит о необходимости принятия такого выбора. Безусловно, придется провести глубокую разъяснительную работу, провести обучение, изучить практику других стран, чтобы двигать это дело дальше. Другого пути при внедрении эффективной системы государственного управления просто нет…

 

 

В.Продедович

Консультант Проекта USAID по улучшению бизнес - среды

 

 


[3] Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

[4]http://www.klerk.ru/inspection/?111715.

6 февраля 2009, 16:47
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код