Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

«Демократия - диктатура закона!» - депутат Мажилиса Парламента Сат Токпакбаев

Десятилетний юбилей НДП «Нур Отан» — замечательный повод к общению с замечательными людьми, коих в рядах ведущей политической силы страны сегодня немало. Однако переходить на личности в разговоре мой собеседник, депутат Мажилиса Парламента Сат Токпакбаев, с присущей ему скромностью поначалу наотрез отказался. А почему бы и нет? Ведь в конечном итоге эффективность деятельности любого микросоциума во многом определяется «жизненным тонусом» отдельных его представителей. Особенно если по натуре они — признанные лидеры и профессионалы своего дела...

— Ну что вы, Ольга, какой из меня юбилейный герой! — улыбается Сат Бесимбаевич. — Мой личный стаж в партии относительно невелик, особых подвигов за мною не числится. Вам бы следовало обратиться к корифеям, стоявшим у истоков создания партии. Вот им, очевидно, есть о чем вспомнить и что рассказать...

— К корифеям обратимся непременно, но вы уже затронули очень интересный аспект, упомянув о своем незначительном партийном стаже. Скажите, какие мотивы двигали вами в решении пополнить ряды «Нур Отана»? Ведь не секрет, и об этом неоднократно говорил лидер партии, Президент страны, что с тех пор как НДП набрала политический вес, нарастила мускулы, в ее лоно, наряду с идеологическими соратниками устремились и те, кем движет единственный принцип — принцип политической конъюнктуры...

— Ну коль вы так бескомпромиссно ставите вопрос, придется и мне отвечать начистоту (смеется)! Сразу оговорюсь, я всегда на сто процентов разделял политический курс Главы государства и старался внести свою лепту в реализацию тех его положений, которые простирались в сфере моих профессиональных полномочий в бытность руководителем различных силовых ведомств и государственных структур. Но, будучи человеком, приверженным военной дисциплине не только по статусу, но и по натуре, я, как и все мои коллеги, не имел права состоять в той или иной политической или общественной организации в период службы.

Иная ситуация сложилась после увольнения в запас. Быстро пресытившись прелестями заслуженного отдыха, я в один прекрасный момент остро почувствовал, что устал от него, что имею еще достаточно сил и опыта, чтобы активно работать на благо государства. Так пришло решение баллотироваться в депутаты Мажилиса. И поскольку, как я уже отметил, наиболее близкими и понятными мне были цели и задачи партии, возглавляемой Президентом страны, выбор партийной принадлежности оказался предрешенным. В этом, если хотите, состояла моя политическая конъюнктура! И я очень рад тому, что партия оказала мне доверие быть ее уполномоченным представителем в высшем законодательном органе страны.

— Сегодня, являясь депутатом уже второй сессии четвертого созыва Мажилиса, можете ли вы сказать, что вам удается реализовывать в нынешней деятельности тот самый «энергетический запал», о котором мы говорили выше?

— Безусловно. По сути, депутатская деятельность стала органичным продолжением моей профессиональной стези. Кстати, на момент распределения обязанностей внутри палаты в ее новом составе вопрос выбора «специализации» для меня не стоял. Я сразу сказал, что буду работать в Комитете Мажилиса по международным вопросам, обороне и безопасности, поскольку именно этими проблемами занимался всегда — в период службы в органах национальной безопасности, в Министерстве обороны и на дипломатической работе.

— Сат Бесимбаевич, возможно, этот вопрос не совсем «удобный», но мы же решили говорить начистоту... Вы принадлежите к категории, скажем так, наиболее инициативных народных избранников. Это факт, который мне лично очень импонирует. Но ведь у популярности есть и обратная сторона. Многие ваши публичные заявления вызывают неоднозначный резонанс, а порой и обидные реплики оппонентов в Интернете. Я имею в виду, например, жесткие выступления по проблеме коррупции, низкой эффективности работы правоохранительных органов, эпопею с водительскими удостоверениями и так далее. Как вы относитесь к подобным «проискам» недоброжелателей?

— Стараюсь не обращать на них внимания, поскольку не слишком озабочен наличием парадного «лоска» в своем политическом имидже. Мне непонятна практика реверансов там, где речь идет о нарушениях законности. В таких аспектах я руководствуюсь одним критерием — собственной совестью. А то, как воспринимать озвучиваемые мною инициативы, как их комментировать — вопрос совести каждого человека в отдельности.

Полагаю, из упомянутых вами примеров интеллигентные люди поймут, что я выступаю не против конкретных персоналий, но против культивирования коррупционной среды, которая сегодня разъедает наше общество. Когда люди привыкают к коррупции на бытовом уровне, когда они не опасаются возмездия за мздоимство, вымогательство, за превышение служебных полномочий — это очень опасная тенденция. Она истребляет здоровый генофонд нации, а потому представляет собой явную и серьезнейшую угрозу национальной безопасности.

И в этом смысле, можете считать меня диктатором! Поскольку в моем понимании демократия есть диктатура закона, без поправок на чины и сословия, без привилегий и льгот...

— Вы являетесь членом Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан». Не считаете ли, что в деятельности этого органа с избытком того самого «лоска», о котором вы говорили? Насколько эффективна работа Совета, на ваш взгляд?

— Недавно на очередном заседании, подводя итоги работы Совета за год, мы отмечали, что КПД нашей деятельности, при высокой «энергозатратности» усилий, пока действительно не внушает оптимизма.

Почему? Думаю, основная причина в отсутствии механизмов, обязывающих всех должностных лиц государства своевременно реагировать на критические материалы, поступающие к ним из Республиканского общественного совета о фактах коррупции в их ведомствах, а также в практическом отсутствии персональной ответственности руководителей за качество исполнения служебных обязанностей их подчиненными.

Потому, кстати, многие наши рекомендации по рассмотренным заявлениям и жалобам граждан благополучно хоронятся в архивах или же заволокичиваются там, куда мы их направляем. Из собственной практики знаю, это касается не только «легких» нарушений антикоррупционного законодательства, но иногда и серьезных преступлений, предусматривающих отнюдь не административную, но уголовную ответственность. А мы зачастую даже не в курсе, какие меры принимаются по нашим рекомендациям на местах...

Отсюда вывод: нам не хватает жесткого общественного контроля за реализацией принимаемых на Совете решений, который необходимо обеспечить при участии сил гражданского общества — НПО, партий и средств массовой информации.

В этой связи на состоявшемся заседании я предложил ввести в практику работы Республиканского совета приглашение и заслушивание руководителей областей и ведомств, в первую очередь тех, кто не в должной мере реагирует на наши рекомендации. На мой взгляд, подобная инициатива не только способствовала бы укреплению доверия граждан к деятельности Совета, но и подтверждала бы высокий авторитет НДП «Нур Отан» как одного из гарантов соблюдения законности и справедливости.

К слову, практика показывает, что в защите нередко нуждаются и наши общественники. На уже упомянутом заседании председатель совета по борьбе с коррупцией при филиале партии в Южно-Казахстанской области Лесбек Ташимов говорил о том, что в адрес его коллег от представителей местного департамента внутренних дел неоднократно поступали «пожелания» поубавить пыл в антикоррупционной работе. Что же говорить о простых гражданах, ищущих защиты в нашем лице? Да и не только в нашем. Поток заявлений, обращений и жалоб от людей на противоправные действия чиновников, поверьте, очень интенсивный. Отчаявшиеся граждане обращаются и к депутатам Парламента, и в Генпрокуратуру, и к руководству МВД, и даже в Администрацию Президента.

В этом плане хотел бы поделиться мнением о работе Комиссии при Президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики, которую мне довелось возглавлять в течение некоторого времени. Высокая эффективность этого консультативно-совещательного органа в былые годы обеспечивалась тем, что первые руководители силовых структур и правоохранительных органов, которые в него входили, на постоянной основе вели прием граждан, каждый по своей тематике. Причем объявления о предстоящих встречах обязательно и заблаговременно публиковались в центральной прессе, чтобы люди, которые в поисках справедливости приезжали из разных уголков республики, имели возможность поведать о своих проблемах, что называется, без посредников. Их обращения непосредственно передавались первым, повторяю, руководителям уполномоченных ведомств и принимались на контроль другими членами комиссии, что предполагало обязательную отчетность по предпринятым мерам. К тому же подобная организация процесса позволяла шефам уполномоченных ведомств детально владеть ситуацией в среде своих подчиненных.

Это еще раз к вопросу о контроле, который, на мой взгляд, необходим и в более масштабном формате — в вопросе мониторинга исполнения Общенационального плана действий по борьбе с коррупцией, представленного Главой государства на Антикоррупционном форуме в ноябре прошлого года. В нем четко расписаны меры, реализация которых, уверен, позволит нам существенно продвинуться в борьбе с серьезным социальным злом. Вопрос, однако, в том, насколько четко выполняются сегодня все поручения, данные Президентом? Полагаю, пока этот вопрос остается без ответа...

— Вы уже упомянули о том, что в борьбе с коррупцией немаловажная роль отводится средствам массовой информации. Насколько реальна сила «четвертой власти» в этом процессе?

— Сила «четвертой власти» во все времена была и остается, если так можно выразиться, убойной. Вспомните, в советские времена одной разоблачающей публикации, например в газете «Правда», было достаточно для того, чтобы вынести человеку приговор.

Однако не сочтите, что я призываю ваших коллег по цеху действовать в этом русле. Напротив, в демократическом государстве те возможности, которыми располагают СМИ, накладывают на их представителей особую ответственность за каждое сказанное или написанное слово. Потому так важно в вашей профессии следовать этическим нормам и опять же букве закона. Это значит, что всякая информация, которая становится достоянием гласности, должна быть компетентной, достоверной и объективной.

Приведу вам эпизод из беседы, которая несколько лет назад состоялась у меня с журналистом одного из авторитетных американских изданий. Характеризуя принципы работы своей газеты, он выделил следующий постулат: если ваша мама говорит вам о том, что она вас любит, не забудьте это проверить!

Ну а если серьезно, то сегодня, когда перед нами стоит сложная задача формирования атмосферы нетерпимости к коррупции в обществе и выработки так называемого антикоррупционного иммунитета у граждан, нашим главным союзником и помощником должны стать средства массовой информации.

Поэтому я с энтузиазмом воспринимаю поправки в закон о СМИ, обсуждение которых в настоящее время находится на завершающем этапе, и очень надеюсь, что средства массовой информации, с которыми нам предстоит взаимодействовать на поле антикоррупционной борьбы, не будут ограничиваться декларативно-показательным ее форматом, но будут подходить к проблеме креативно и профессионально. Со своей стороны, полагаю, партия «Нур Отан» должна взять под свое крыло наиболее талантливых журналистов, специализирующихся на острых, злободневных темах, служебных расследованиях и «неудобных» проблемах, оказывать им всяческую поддержку и содействие в силу данных нам полномочий.

— Сат Бесимбаевич, НДП «Нур Отан» нередко называют партией нового демократического типа. В чем, по вашему мнению, состоит эта новая суть и каковы перспективы на будущее у главной политической силы страны?

— Новая суть партии складывается под влиянием объективных факторов — из изменения реалий нашей жизни, поступательной демократизации общества. Сегодня нелепо говорить, например, о принципах «демократического централизма», безоговорочного подчинения меньшинства большинству и других атрибутах былой КПСС применительно к НДП «Нур Отан». Напротив, мы приветствуем в работе плюрализм мнений, способствующий выработке решений на основе консенсуса по тем или иным проблемам, поощряем нестандартные подходы к делу, свежие идеи и умные начинания, от кого бы они ни исходили.

Но иногда, поверьте, мысли посещают о том, что и демократии бывает слишком много, когда она начинает восприниматься как вседозволенность. Симптомы этого недуга приходится наблюдать в поведении некоторых коллег по партии, которые считают партийный мандат неким пропуском-вездеходом, обеспечивающим доступ к особым жизненным благам. Иначе как объяснить тот факт, например, что лишь за два месяца работы нашего Совета в прошлом году из партии было уволено 68 человек по фактам заведения на них уголовных (!) дел за коррупционные правонарушения. И люди эти в большинстве своем — не рядовые граждане, а чиновники, руководители солидного уровня...

Вот от подобных конъюнктурщиков, считаю, необходимо избавляться на дальних подступах. При этом речь не идет об объявлении «охоты на ведьм» или о классической «чистке партийных рядов». Речь о традиции соблюдения партийной дисциплины, закона и морально-этических норм, которая целенаправленно формируется и воспитывается на принципах преемственности.

В этой связи, полагаю, одна из главных стратегических задач партии — создать эффективную систему подготовки кадрового резерва, в которой молодые люди, наиболее талантливые, с яркими лидерскими качествами, могли бы проходить все ступени роста, «созревая» для принятия на себя руководящих функций будь то в политической, экономической или социальной сфере.

Кстати, один из успешных примеров подобной практики — деятельность Коммунистической партии Китая. В этой стране, как известно, на историческом изломе не стали крушить сложившуюся систему идеологических приоритетов, но очень грамотно использовали ее потенциал в условиях новой социально-экономической формации.

Думаю, если мы будем руководствоваться принципами эволюционного развития, проявляя гибкость и здоровый прагматизм в нашей работе, партия «Нур Отан» будет иметь реальные шансы сохранить за собой статус консолидирующей силы общества на долгие годы. Даже при условии, что когда-нибудь на политическом поле Казахстана появятся достойные ей конкуренты...

Ольга КАЗАНЦЕВА


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...