Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» (28 января 2009 года) (принят)



1. Проект Закона РК

2. Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 20/8196

3. Сравнительная таблица по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан»

4. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта

5. Возражения Президента РК на Закон РК

6. Заключение Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 2 апреля 2009 года № 7-4-582

7. Новости, обсуждения по проекту

8. Закон РК от 22 апреля 2009 года № 152-IV

Проект

Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 28 января 2009 года № 71

Внести в Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2001 года «О праздниках в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 23, ст. 316; 2008 г., № 10-11, ст. 40) следующее изменение:

абзац четвертый статьи 3 изложить в следующей редакции:

«Наурыз мейрамы - 21-23 марта;».

Настоящий Закон вводится в действие после его первого официального опубликования.

Президент

Республики Казахстан

Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 20/8196 к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан»

В своем выступлении от 29 мая 2008 года Президентом Республики Казахстан отмечено о праздновании Наурыз мейрамы в новом формате.

Наурыз - исторически сложившийся тюркский праздник весеннего обновления, символизирующий жизнь и преемственность поколений.

Соответственно, Наурыз мейрамы - это народный праздник, который в силу его значимости в утверждении общечеловеческих ценностей, укреплении дружбы и братства народов нашего государства аналогичен новогодним праздникам других стран.

В этой связи разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» (далее - законопроект).

Законопроектом предлагается празднование государственного праздника Наурыз мейрамы с 21 по 23 марта в течение трех дней вместо действующего сейчас одного дня - 22 марта.

Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических последствий.

Реализация норм законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат.

Премьер-Министр

Республики Казахстан

К. Масимов

Наименование структурного элемента

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

абзац четвертый статьи 3

Статья 3. Государственные праздники

Государственными праздниками в Республике Казахстан являются праздники, отмечаемые в следующие дни:

Новый год - 1 - 2 января;

Международный женский день - 8 марта;

Наурыз мейрамы - 22 марта;

Праздник единства народа Казахстана - 1 мая;

День Победы - 9 мая;

День Столицы - 6 июля;

День Конституции Республики Казахстан - 30 августа;

День Республики - 25 октября.

Статья 3. Государственные праздники

Государственными праздниками в Республике Казахстан являются праздники, отмечаемые в следующие дни:

Новый год - 1-2 января;

Международный женский день - 8 марта;

Наурыз мейрамы - 21-23 марта;

Праздник единства народа Казахстана - 1 мая;

День Победы - 9 мая;

День Столицы - 6 июля;

День Конституции Республики Казахстан - 30 августа;

День Республики - 25 октября.

Празднование Наурыз мейрамы в новом формате, в силу его значимости в утверждении общечеловеческих ценностей укреплении дружбы и братства народов нашего государства

Министр юстиции

Республики Казахстан

З. Балиева

Письмо АО «Казахский гуманитарно-юридический университет» от 18 декабря 2008 года № 1-24/01-2991/08

Министерство юстиции

Республики Казахстан

На ваш № 8-1-4/и от 01 декабря 2008 года направляем заключение научной правовой экспертизы проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан».

Председатель Правления

Т Нарикбаев

Виды объектов

Проект Закона Республики Казахстан

Наименование нормативно-правового акта

«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан»

Разработчик (головная организация)

Министерство юстиции Республики Казахстан

Материалы, предоставленные на экспертизу

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О праздниках»

Эксперты

Баймаханов М.Т.,

академик HAH PК, профессор, д.ю.н.

Сман И.С., к.ю.н

Дата поступления

03 декабря 2008 года

Срок исполнения

18 декабря 2008 года

1. Оценка качества, обоснованности и своевременности принятия законопроекта.

Целью разработки представленного на научную правовую экспертизу проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» является закрепление правового режима, а также повышение общественной значимости, статуса исторически сложившегося тюркского праздника весеннего обновления - Наурыз мейрамы.

Авторами законопроекта предложено установить государственный праздник Наурыз мейрамы с 21 по 23 марта. Таким образом, празднование данного государственного праздника устанавливается сроком 3 дня. В пояснительной записке к проекту закона указано, что Наурыз мейрамы - это народный праздник, который в силу его значимости в утверждении общечеловеческих ценностей, укреплении дружбы и братства народов нашего государства аналогичен новогодним праздникам других стран.

В связи с этим отмечаем, что Наурыз - древнейший праздник обновления природы, который в современном мире отмечают многие народы. Нет исторических сведений, когда началось его празднование, так глубоки его корни.

Наурыз называется у казахов также «Улыстын улы куні» (Великий день народа). По используемому григорианскому солнечному календарю этот день соответствует 22 марта. Месяц Наурыз - продолжается с 22 марта по 21 апреля.

Само слово «Наурыз» восходит к древнеиранскому сочетанию двух слов: «ноу» - «новый» и «роуз» - «день». Слово «Наурыз» в казахском языке имеет несколько значений: 1) название первого дня Нового года; 2) название первого месяца каждого года животного цикла; 3) название праздника Нового года; 4) название угощений, приносимых в этот праздник («Наурыз коже»); 5) название жанра стихов и песен.

По древним представлениям казахов и их предков - тюрков, каждый год делился на 6 месяцев лета и 6 месяцев зимы. Границей этого деления являлся первый день Нового года Наурыз - день весеннего равноденствия.

Нормативным обоснованием принятия законопроекта является выступление Главы государства Республики Казахстан о необходимости празднования Наурыз мейрамы в новом формате.

Празднование Наурыз мейрамы в новом формате означает пересмотр взглядов и отношения общества, государственных мер, роли государства в духовно-нравственной и социальной жизни общества. Изменение количества трех календарных дней праздника приведет не только к автоматическому увеличению количества дней празднования чисто мусульманского праздника, но и, как следствие, к увеличению роли праздничных мероприятий, участию граждан в культурной жизни общества, приобщению широкого круга граждан к единому празднику, единению народа, а также активной воспитательной и культурной работе с детьми и молодежью.

В настоящее время вопросы празднования и признания, праздников государственными, национальными, профессиональными и т.д. регулируются нормами Закона Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан», Трудовым кодексом Республики Казахстан, а также устанавливаются Президентом Республики Казахстан, согласно статье 4 Закона «О праздниках в Республике Казахстан».

Правовое регулирование вопросов празднования государственных праздников характеризует каждое государство как образование демократического, правового и социального порядка.

Согласно подпункту 1) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», закон - нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы. Так, установление определенного числа и дат празднования праздника Наурыз мейрамы на уровне законодательного акта, является концептуальным и основополагающим для правового регулирования конкретного круга общественных отношений.

Разработка законопроекта не связана с устранением правового пробела в законодательстве либо с наличием в общественной жизни общества негативных и иных нежелательных последствий в связи с празднованием праздника Наурыз мейрамы в рамках одного календарного дня. В большей степени разработка законопроекта связана с социально-культурной и одновременно духовной составляющими жизни казахстанского народа.

Поскольку празднование Наурыз мейрамы тесно связано с историей казахского народа, а также определяет роль государства в становлении и развитии человеческих ценностей, разработка законопроекта признается обоснованной и своевременной.

2. Соответствие законопроекта Конституции Республики Казахстан, нормативным правовым актам вышестоящих уровней, международным обязательствам Республики Казахстан.

Согласно пункту 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, Парламент вправе издавать Законы, регулирующие важнейшие общественные отношения. Вопросы празднования государственных праздников обладают высокой общественной значимостью, социальной ценностью и определяют роль и место Казахстана на международной арене. Разработка законопроекта реализует положения конституционного принципа казахстанского патриотизма (пункт 2 статьи 1 Конституции РК).

Конституция Республики Казахстан оперирует понятием «общественная нравственность», положения законопроекта развивают и совершенствуют государственные механизмы и деятельность государственных органов в целях реализации положений Основного закона страны.

3. Оценка социальных, экономических, научно-технических, экологических и иных последствий принятия законопроекта.

Празднование Наурыз мейрамы обладает для мусульманского народа особой ценностью, отражается глубоким уважением к традициям, обычаям всех мусульман мира.

Увеличение дней празднования государственного праздника Наурыз мейрамы определит ценность и значение данного события

Этот праздник возник в те далекие времена, когда еще не было современных религий и национальностей. Великий поэт и ученый Омар Хайям (полное его имя - Гияс ад-Дин Абу-аль-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям) в 11 веке в период правления султана Джалал ад Дина Малик шаха ибн Али-Арслана Сельджука создал новый календарь, названный именем султана - «Летоисчисление Малики», который был основан на природном начале года - на день, когда солнце вступает в созвездие Овен и начинается первый день после весеннего равноденствия. Это день, когда небесные светила созвездия и звезды после годичного круговорота приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь - круг.

Этот праздник символизирует равенство всех, свободу и демократию: в этот день даже снохе и зятю позволено шутить с тестем, что обычно запрещается. В этот день молодые стараются больше общаться с многоопытными в жизненных делах старшими. Шесть дней тренируются мужчины для разнообразных состязаний, - кто первым стрелой сбивал золотую бляху на шесте, становился царем в этот день и т.д.

В этот праздничный день нет ни царя, ни рабов, в этот день хан сажал на свой трон раба. Это - день равенства всех: мужчин и женщин, детей и стариков, богатых и бедных. Это - праздник уважения к старшему, любви к младшему.

В рамках научной правовой экспертизы экспертная комиссия не проводит анализ социальных, экономических, экологических и т.п. последствий принятия законопроекта. Оценка указанных последствий должна осуществляться в рамках самостоятельной аналитической работы узкопрофильных специалистов. Экономическая экспертиза должна отражать вопросы финансирования мероприятий в случае обязательного их увеличения и совершенствования, а также объективно оценить влияние указанного трехдневного периода «безработицы» на экономическую ситуацию в стране в целом и в отдельных регионах, в частности.

Однако социальная значимость, а также повышение уровня общественной нравственности, уважения к истокам традиций и обычаев, истории является неоспоримо бесценным.

Таким образом, социальная, духовная значимость положений законопроекта не ставится под сомнение.

Научная обоснованность принятия законопроекта сводится к историческому аспекту - истории казахского народа, его быта, традиций, идеологии. Научная обоснованность также отражает религиозные моменты мусульманского народа.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о благоприятных последствиях принятия законопроекта.

5. Определение условий для совершения коррупционных правонарушений.

«Арена» для совершения коррупционных правонарушений развертывается исключительно в случаях взаимоотношений лиц, выполняющих государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий, с внешней средой - физическими и юридическими лицами. Изменение продолжительности времени празднования государственного праздника Наурыз мейрамы не выражено в форме закрепления компетенции государственных органов.

Нормативных, явных и завуалированных оснований для совершения коррупционных правонарушений в законопроекте не обнаружено.

Поскольку законопроект не содержит компетенции государственных органов, отдельных порядков и механизмов осуществления государственных функций, экспертная комиссия может фиксировать, что нормы законопроекта не содержат оснований для широты дискреционных полномочий, неоднозначного (расширительного) толкования полномочий субъектов соответствующих отношений, пробелов в механизмах правового регулирования.

Таким образом, условий для совершения коррупционных правонарушений в законопроекте не обнаружено.

6. Выявление необходимости внесения изменений и дополнений действующее законодательство при условии принятия данного законопроекта.

Принятие законопроекта не является основанием для дальнейшего приведения действующего законодательства в соответствие с его положениями, поскольку вопросы празднования государственных праздников регулируются исключительно самостоятельным специальным законодательным актом - Законом Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан».

Также не потребуется корреспондирование норм законодательства по вопросам ответственности за несоблюдение или недолжное исполнение положений законопроекта, поскольку Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» не содержит норму об ответственности лиц, нарушивших законодательство о праздниках.

7. Научная проработанность норм законопроекта, выработка научно-обоснованных предложений по улучшению законодательной базы.

Согласно пункту 1 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики. В связи с чем, внесение изменения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» обусловлено инициативой Главы государства, который в своем выступлении от 29 мая 2008 года отметил необходимость празднования Наурыз мейрамы в новом формате.

В современных условиях экономического и финансового кризиса принятие представленного законопроекта приведет к единению народа в результате празднования единого праздника, повышению культурной и нравственной жизни населения и тем самым будет способствовать уменьшению социального напряжения в стране.

8. Выявление противоречий принципам соответствующей отрасли права.

Законодательство о праздниках является предметом отрасли конституционного права.

Конституционное право - ведущая отрасль, основа правовой системы. Нормы конституционного права регулируют основные принципы социально-экономического, политического и территориального устройства государства, порядка его отношений с институтами гражданского обществ, осуществление основных прав человека и гражданина и определяют систему органов государственной власти1.

__________________________

1 А.Б. Барихин. Большой юридический энциклопедический словарь. С. 278.

Положения законопроекта не противоречат основным принципам отрасли конституционного права.

Положения законопроекта будут способствовать увеличению роли праздничных мероприятий, приобщению широкого круга граждан к единому празднику, а также активной воспитательной и культурной работе с детьми и молодежью. Права личности в области культуры также реализуются в рамках данного законопроекта.

Представленный на научную правовую экспертизу проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» может быть внесен на дальнейшее рассмотрение.

Директор Института

научной экспертизы и анализа

М.Т. Баймаханов д.ю.н,

профессор, академик HAH PК

27 марта 2009 года

№ 51-8/1496-1

Мажилис Парламента

Республики Казахстан

О Законе «О внесении изменений

и дополнения в Закон Республики

Казахстан «О праздниках в

Республике Казахстан»

10 марта 2009 года мне на подпись поступил принятый Парламентом Республики Казахстан 10 марта 2009 года Закон «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» (далее - Закон).

Рассмотрев данный Закон, полагаю, что в нашей стране целесообразно отмечать только один национальный праздник - День Независимости, не относя его к категории обычных государственных праздников.

Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 2) статьи 44 Конституции Республики Казахстан возвращаю Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» с возражениями по отдельным его нормам.

В связи с этим предлагаю:

1) в названии Закона слова «и дополнения» исключить;

2) в абзаце первом статьи 1 Закона слова «и дополнение» исключить;

3) подпункты 1) и 2) статьи 1 Закона исключить;

4) подпункт 3) статьи 1 Закона изложить в следующей редакции:

«в статье 3:

в абзаце четвертом цифры «22» заменить цифрами «21-23»;

абзац девятый исключить.».

Настоящие возражения на Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 54 Конституции Республики Казахстан в месячный срок подлежат повторному обсуждению и голосованию Парламентом Республики Казахстан.

Президент

Республики Казахстан

Н. Назарбаев

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О внесении изменений и дополнения

в Закон Республики Казахстан

«О праздниках в Республике Казахстан»

Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2001 года «О праздниках в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 23, ст. 316; 2008 г., № 10-11, ст.40) следующие изменения и дополнение:

1) часть вторую статьи 1 после слов «Национальные праздники -» дополнить словом «государственные»;

2) статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Национальные праздники

Национальными праздниками в Республике Казахстан являются:

День Конституции Республики Казахстан, отмечаемый 30 августа;

День Независимости, отмечаемый 16-17 декабря.»;

3) в статье 3:

в абзаце четвертом цифры «22» заменить цифрами «21 - 23»;

абзац девятый изложить в следующей редакции:

«День Независимости - 16-17 декабря.».

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Президент

Республики Казахстан

Н. НАЗАРБАЕВ

Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О возражениях Президента Республики Казахстан по отдельным нормам

Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Закон

Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан»

Мажилис Парламента Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Считать возражения Президента Республики Казахстан по отдельным нормам Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» ____________________.

Председатель Мажилиса

Парламента Республики Казахстан

Заключение Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 2 апреля 2009 года № 7-4-582 на возражения Президента Республики Казахстан по отдельным нормам Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан»

Комитет по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан рассмотрел возражения Президента Республики Казахстан по Закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан».

В расширенном заседании Комитета приняли участие представители Президента Республики Казахстан и Отдела законодательства Аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан, представившего свое заключение по возражениям.

Комитет по социально-культурному развитию считает возможным согласиться с возражениями Президента Республики Казахстан, так как они являются обоснованными.

Секретарь Комитета

Б. Алимжанов


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...