Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Когда же проснется наш «барс», чтобы совершить головокружительный прыжок в сторону развития Казахстана?

Нефтяной «крест»


Страна переживает уже 17-й год своей независимости. Но за это время ничего сверхординарного, что заставило бы мировое сообщество взглянуть на нашу страну другими глазами, еще не произошло. Стоит ли тут вспоминать феномены азиатских «тигров», китайского «дракона». Когда же проснется наш «барс», чтобы совершить головокружительный прыжок в сторону развития Казахстана? Что и кто мешает этому?

Айтолкын Курманова, исполнительный директор Института экономических стратегий - Центральная Азия (ИНЭС-ЦА):

- Собственно, нам в этом ничего не мешает. Есть все предпосылки для развития: отличные природные ресурсы, большая территория, хорошее геостратегическое месторасположение и образованные люди.

Просто определенное время после обретения независимости мы, возможно, были слишком избалованы, а наша мотивация из-за наличия нефти была несколько искаженной. Все доставалось слишком легко и не надо было что-то придумывать. Так что сейчас есть хороший шанс вовремя предпринять более трезвые меры и направить экономику в то русло, в котором мы хотим ее видеть.

Должна быть понятная и исправно реализуемая стратегия. К сожалению, пока все имеющиеся в стране стратегии в основном тормозятся из-за отсутствия достаточной мотивации, контроля и исполнения. И пока все окончательно не испортилось, не думаю, что надо смотреть в будущее пессимистически. У нас еще есть время.

Мурат Лаумулин, доктор политических наук, главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК:

- То, что нам мешает развиваться в первую очередь заложено в нас самих. Это касается политического режима, морали, элиты, нравов, которые царят в казахстанском обществе, в бескультурье, в недоразвитости. Конечно же, внешние силы пользуются нашими слабостями - некомпетентностью, корыстолюбием, жадностью, ленью, коррупцией. К внешним силам относятся такие страны, как Китай, который прибирает к рукам нашу нефть, США и даже наш ближайший союзник и партнер - Россия, которая готова нас использовать при случае. Для чего им это? Идет борьба за место под солнцем, чтобы иметь больше ресурсов, денег, богатства за счет других. Это испокон веков было в истории человечества. Закон джунглей.

Что мог бы противопоставить Казахстан? Не давать повода - блюсти порядок в собственном доме, делать экономику более эффективной, создавать инфраструктуру, бороться с бедностью, повышать уровень жизни населения, усилить социальную защищенность граждан. Прописные истины.

Проблемы мы должны искать в нас самих. За 17 лет мы ничего не добились. Зато распродали национальные богатства, разрушили серьезную инфраструктуру, социальные связи. Если наша элита не захотела бы принимать правила дикого капитализма, его бы у нас не было, как бы его внешний мир нам ни навязывал. У нас был выбор. Теперь мы видим, чем закончился капитализм. Это не цивилизованный путь развития, а хитрая воровская система, через которую идет перераспределение национального богатства в пользу кучки людей. В колониальную эпоху и в более ранние времена это делалось путем грубого насилия. Сегодня для этого придуман акционерный биржевой капитализм и глобализация.

Айгуль Соловьева, депутат мажилиса парламента:

- Проблема в том, что у нас не было нацеленности на конечный результат. Если есть стратегия, должны быть четкие количественные параметры и возможность на любом ее этапе корректировать свои действия. Правительство только в прошлом году стало говорить об ориентации на конечный результат. У нас все время направляют энные суммы денег на программы, а что с этого имеем - никогда не считали. Ни толком регулирования, ни управления эффектом конечной цели. Все принимается в скороспешной форме. И не всегда это соответствует ожиданиям.

Такие количественные параметры должно выставлять правительство. Там же работают практики, они держат руку на пульсе при реализации программ. Наверное, в этом есть и наше упущение, но мы все-таки законодательный, представительный орган. Хотя не бывает одного виноватого.

Все же самый важный инструмент отдачи госпрограмм - это общественный мониторинг. Именно граждане, предприниматели являются получателями услуг, в рамках тех же «30 корпоративных лидеров», «Питьевой воды» или программы по развитию агропрома. Мне кажется, упущен момент, когда общественные организации могли бы принимать участие в мониторинге. В Бюджетном кодексе есть позиция по общественному мониторингу, по которой неправительственные организации делают замеры, вносят предложения, рекомендации. Но это носит консультативно-рекомендательный характер, и правительство может и не принять их во внимание.

Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей:

- Когда в страну поступают деньги от нефти, газа, зерна, металла, видимо, это серьезно расслабляет наших государственных мужей. Тем более там денежки немалые. Когда я изучал наш западный регион - Атыраускую, Мангыстаускую области, там удельный вес налогов от малого бизнеса составлял 24 процента, все остальное шло за счет нефтяных компаний. Представьте, бюджет целого региона почти стопроцентно покрывается за счет нефти! Алматинские предприниматели еще год назад обеспечивали 68 процентов городского бюджета.

Кроме этого существуют проблемы с теми, кто отвечает за реализацию госпрограмм. Последние принимаются в отрыве от реального сектора экономики. Возьмем ту же индустриально-инновационную программу, которая была принята в 2003 году. На ее обсуждение представителей реального сектора не приглашали. Так, для проформы было одно совещание, где присутствовали ученые, несколько представителей реального сектора, пара бизнес-ассоциаций. Но это была уже завершающая стадия, когда все было решено. Наши программы принимаются в тиши кабинетов чиновников, большинство из которых понятия не имеют, что происходит за окнами их кабинетов.

В Казахстане, как и в любом другом государстве, многое зависит от самого государства, от управления, от законов. У нас с учетом жесткой структуры администрирования каждый шаг предпринимателя контролируется. Если он - строитель, то вообще доходило до абсурда: производит плинтуса - одна лицензия, на отделку - другая, на кондиционер - третья. В какой развитой стране такое видано?

Почему у нас производство не развивается, исключая короткие дорогие кредиты, выдаваемые банками? Почему иностранные инвесторы здесь заняты в сфере недропользования, а в других сферах представлены минимально? Высоки риски. Чтобы построить дом, предприниматель должен получить разрешение на отвод земли, разрешение на строительство. Сдается здание в эксплуатацию, он снова должен собрать кучу подписей, а их около 12, среди которых даже подпись гидрометеорологов. Она там зачем? Кроме формальных платежей необходимо сделать много неформальных. Почему у нас строительство было дорогое? Бизнесмен кругом собирает справки, подписи, за которые платит как минимум 1000 долларов. Чтобы получить разрешение на строительство пятиэтажного дома, он должен заплатить около 80000 долларов. Понятно, все эти «затраты» закладываются в себестоимость.

Поэтому многие мои знакомые, по 3-4 раза начинавшие бизнес в производстве, бросали это дело. Им проще заниматься торговлей.

Асель Караулова, президент Казахстанского пресс-клуба:

- Информационные войны существуют всегда, особенно между странами. Яркие примеры показывает Россия: последние информационные войны с Грузией, Украиной и другими странами можно заносить в учебники как показательные кейсы.

Казахстан, безусловно, не является таким объектом интереса внешней аудитории в силу геополитических причин. Я бы даже сказала, что интерес к Казахстану недостаточен. С точки зрения продвижения страны нам необходимо более активное построение имиджа и стратегические программы по страновому PR, именно такие программы смогут грамотно управлять репутацией страны: не просто размещать платные рекламные статьи о наших успехах, а управлять общественным мнением через четкое определение информационных потребностей разных целевых групп и создание интересных новостных поводов.

Адиль Каукенов, директор Центра по изучению Китая Института мировой экономики и политики при фонде первого президента:

- Китай характеризуется своими долгосрочными программами, которые исполняет в целом достаточно уверенно. Еще в 1979 году была заложена первая масштабная программа, провозгласившая политику реформ и открытости Китая. Естественно, это была не просто программа, а достаточно поступенчато разбитые шаги в достижении средне- и долгосрочных перспектив.

Вместе с тем в Китае существует множество проблем. К ним можно отнести коррупцию, борьба с которой проводится постоянно в больших масштабах. В Китае есть такая же проблема приписок со стороны власти на местах: сильно развитые провинции в отчетах стараются занизить свои показатели и доходность, чтобы направить поступающие средства на собственное развитие, а не на поддержку дотационных регионов. А власти последних, наоборот, показывают блестящие результаты, чтобы удержаться в кресле.

Одним из больших плюсов в развитии и вместе с тем минусов Поднебесной является громадная численность населения, которое порождает серьезную внутреннюю конкуренцию. Плюс к тому - низкий уровень жизни во многих провинциях, от-чего рабочая сила там очень дешевая. У нас ситуация не может быть аналогичной в силу намного меньшей плотности населения и наличия природных богатств. Мы являемся страной, принимающей иностранную рабочую силу из Узбекистана, Кыргызстана. А сами казахстанцы не идут на некоторые виды работ из-за низкой оплаты труда или нелучших условий. Эти ниши заполняются гастарбайтерами.

Когда говорят о развитии азиатских «тигров», забывают отметить немаловажный факт - у них нет другого выхода в условиях сильной конкуренции в рабочей силе. Им надо много работать, чтобы выжить. А возможностей очень мало.

Сложно сказать, что Казахстан мог бы почерпнуть из китайского опыта. У нас разные политические и экономические системы. В Китае до сих пор действуют крупные гиганты, дотируемые государством, - наследие плановой экономики, чего у нас уже нет. С другой стороны - большая масса населения. Правда, у Китая есть один из плюсов, который мы могли бы использовать. Это налоговые послабления для малого и среднего бизнеса, которые являются серьезными инструментами стимулирования. Большие послабления действуют в отношении экспортно ориентированных компаний. Поддержка государства направлена на то, чтобы на этапах становления компаний максимально снизить налоговую нагрузку, в расчете на то, что это вернется государству, когда бизнес встанет на ноги.

Подготовил Асан КУАНОВ, Алматы


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...