Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Прокуратурой проведена проверка в деятельности ОВД по вопросу применения законодательства о миграции населения и о гражданстве

Органами прокуратуры проведена плановая проверка в деятельности органов внутренних дел по вопросу применения законодательства о миграции населения и о гражданстве, в части выдачи иностранцам права на постоянное проживание и оформления документов на получение гражданства Республики Казахстан.

Проверкой охвачен период 9 месяцев прошлого года, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения законности, представляющие угрозу возникновения неконтролируемых миграционных процессов.

Так, иностранные граждане в целях беспрепятственного пребывания в стране и трудоустройства вне квоты стремятся получить право на постоянное проживание в Республике Казахстан.

По сведениям Министерства внутренних дел в настоящее время по республике такое право имеют более 120 тыс. иностранцев и лиц без гражданства.

В целях защиты Республики Казахстан от негативных проявлений миграционных процессов ст.24 Закона Республики Казахстан «О миграции населения» предусмотрены ограничения на выдачу права постоянного проживания в Республике Казахстан лицам, имеющим судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, имеющим заболевание, которое может стать причиной эпидемии, нарушившим законодательство о правовом положении иностранцев, не представившим подтверждение своей платежеспособности и др.

В целях реализации данной нормы п.62 «Инструкции по применению Правил въезда и пребывания иностранцев в Республике Казахстан», утвержденной совместным приказом МВД РК от 09.04.2004г. №215, МИД РК от 14.04.2004г. №08-1/93 (далее - Инструкция) определено, что для получения разрешения на постоянное жительство иностранец предоставляет в горрайорганы внутренних дел по месту пребывания, а в городах Астана, Алматы и в областных центрах в ДВД официальную справку о медицинском освидетельствовании, документы о подтверждении платежеспособности в период пребывания в Республике Казахстан, квитанцию об уплате государственной пошлины и др.

Проверкой установлено, что не представление иностранцами, ходатайствующими о получении права на постоянное проживание, указанных документов для органов внутренних дел не является основанием для отказа в выдаче вида на жительство.

Так, сотрудниками УМП ДВД Актюбинской области предоставлена льгота и без оплаты государственной пошлины выдан вид на жительство гражданину Кыргызской Республики Сарыбаеву П.

Также без оплаты государственной пошлины УМП Восточно-Казахстанской области предоставило право постоянного проживания гражданину Российской Федерации Лукьянчук Т.

Между тем, в соответствии с пп.11) ст.24 Закона Республики Казахстан «О миграции населения» не представление необходимых документов в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан является основанием для отказа в выдаче вида на жительство.

Вышеперечисленные факты оказания сотрудниками органов внутренних дел неправомерного предпочтения иностранцам при принятии решения о выдаче вида на жительство являются правонарушением, создающим условие для коррупции, предусмотренным пп.4) п.1 ст.12 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».

Такие нарушения установлены в деятельности органов внутренних дел г.Астаны, Акмолинской, Алматинской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Мангистауской областей.

Массовый характер имеют место нарушения установленного срока рассмотрения дел по вопросам выдачи видов на жительство.

В соответствии с п.66 Инструкции срок рассмотрения материала по оставлению на постоянное жительство в территориальных органах внутренних дел и национальной безопасности не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов, а в совокупности - двух месяцев.

Однако, Управлением миграционной полиции ДВД Алматинской области заявление гражданина Германии Минор Александра от 05.03.2007 г. о предоставлении вида на жительство рассматривалось свыше полутора лет и решение по нему принято только 05.11.2008 г.

В указанном Управлении выборочной проверкой установлено 8 таких фактов.

Аналогичные нарушения выявлены в органах внутренних дел г.Астаны, Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей.

Особую тревогу вызывают многочисленные нарушения, допускаемые органами внутренних дел при рассмотрении дел по вопросам гражданства.

В целях предупреждения негативных ситуаций миграционных процессов, влияющих на национальную безопасность страны, возможной утраты суверенитета, а также возникновения межгосударственных разногласий по вопросам гражданства лиц Конституция Республики Казахстан предусматривает неприемлемость в республике множественного гражданства, в том числе двойного.

Так, п.3 ст.10 Конституции Республики Казахстан определено, что за гражданином Республики не признается гражданство другого государства.

Указанный конституционный принцип нашел дальнейшее развитие в законодательных актах, где предусмотрены нормы, направленные на предупреждение приобретения лицами двойного и множественного гражданства.

Несмотря на наличие таких требований, анализ показывает об увеличении числа граждан Республик Казахстан, желающих иметь одновременно гражданство другого государства.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом на 44 % увеличилось количество выявленных правоохранительными органами фактов двойного гражданства (2007 год - 71, 10 мес. т.г. - 127).

Выявление таких фактов характерно в регионах, приграничных с Российской Федерацией.

К примеру, в 2007 году произведена регистрация утраты гражданства Республики Казахстан в Павлодарской области - 28 жителей, Западно-Казахстанской области - 10, Северо-Казахстанской - 9.

За 10 месяцев текущего года в Северо-Казахстанской области - 57, Западно-Казахстанской области - 24, Павлодарской области - 23.

Наличие двойного гражданства за лицами установлены и в ходе данной проверки.

Так, Центральной региональной транспортной прокуратурой выявлены 23 работника Петропавловского отделения АО «Российские железные дороги», которые не утрачивая казахстанское гражданство, получили гражданство Российской Федерации.

При этом, мотивом к обладанию двойного гражданства наряду с желанием свободного передвижения на территории обоих государств, уклонения от регистрационного учета являлась цель получения полного расчета из накопительного пенсионного фонда.

Учитывая увеличение таких фактов, данный вопрос должен быть объектом пристального внимания органов внутренних дел, особенно приграничных регионов, а также Управления гражданства и иммиграции Комитета административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - Управление).

Проверка показала, что напротив органы внутренних дел, в том числе и Управление, нарушая требования законодательства сами создают условия для увеличения таких случаев.

Так, пп.7) ст.17 Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» (далее - Закон) определено, что ходатайство в приеме в гражданство Республики Казахстан отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом, состоит в гражданстве других государств.

В реализации указанной нормы пп.8) п.15 «Инструкции по рассмотрению органами внутренних дел Республики Казахстан вопросов, связанных с гражданством Республики Казахстан», утвержденной приказом МВД РК от 23.08.2002 г. №556 (далее - Инструкция по гражданству) определено, что к заявлению о приеме в гражданство Республики Казахстан должна прилагаться справка об отсутствии или прекращении гражданства другого государства, выданная компетентным органом соответствующего государства.

Однако, Управление на основании письма Посольства КНР в Казахстане в адрес всех территориальных органов внутренних дел 23.03.1999 года за №20/5-533 направлено указание о том, что при оформлении гражданам КНР, ходатайствующим о приеме в гражданство Республики Казахстан соответствующих материалов, согласие компетентных китайских органов не требуется.

В настоящее время, территориальные органы внутренних дел, руководствуясь незаконным указанием Управления, нарушают требования пп.7) ст.17 Закона и не отклоняют ходатайства граждан о получении гражданства Казахстана, несмотря на наличие у них гражданства другого государства и с положительным заключением направляют дела в Управление.

Так, 12 ноября т.г. Управлением дано положительное заключение по делу о принятии в гражданство Республики Казахстан гражданки КНР Хуан Цзе, поступившему из ДВД г.Алматы, в котором отсутствовала справка о прекращении гражданства КНР, при этом приложена копия действительного национального паспорта этого государства.

Аналогичным образом Управлением дано положительное заключение по ходатайству о принятии в гражданство Маметжан Шаукет, являющемуся гражданином КНР.

Вышеуказанные иностранцы не подпадают под категорию лиц, в отношении которых Республика Казахстан является исторической родиной, и они не обладают профессией по перечню, установленному Указом Главы государства от 06.06.2005 г. №1587.

Таким образом, в настоящее время органы внутренних дел в связи с незаконным указанием Управления на основании письма Посольства КНР, создают благоприятные условия гражданам КНР для неправомерного получения гражданства Республики Казахстан.

Наряду с нормами, предупреждающими получение двойного гражданства, в целях ограничения в получении гражданства деструктивно настроенными лицами, представляющих гражданам и конституционному строю страны опасность, законодательство республики содержит требования о необходимости проверки ходатайствующего лица на наличие судимости и согласования с органами национальной безопасности.

Так, в соответствии с п.38 Инструкции по гражданству Департаменты внутренних дел в отношении лица, ходатайствующего о приобретении гражданства, осуществляют проверку по учетам Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и его территориальных подразделениях, а также проверяют по всем учетам органов внутренних дел Республики Казахстан. После этого материалы в установленном порядке согласовываются с органами национальной безопасности Республики Казахстан.

Однако, прокуратурой г.Астана установлено, что УМП ДВД столицы приняты положительные решения без проведения указанных проверок по ходатайствам о предоставлении гражданства 20 лицам (Шарип Бахтяр 1988 г.р. (Китай), Узбен Н. 1979г.р.(Монголия), Каракулько П.П. 1959г.р. (Россия), Полищук И.Т. 1956 г.р.(Украина) Мейрам Ира 1980г.р. (Монголия), и др.).

Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой Западно-Казахстанской области в деятельности ДВД области.

Практически в каждом регионе нарушаются сроки рассмотрения ходатайств граждан о получении гражданства, что порождает обоснованное недовольство со стороны лиц, претендующих на получение гражданства Казахстана, и подрывает имидж органов государственной власти.

Следует отметить, что более 90 % ходатайствующих являются оралманами, которые в силу незнания норм и порядка получения гражданства, а также отсутствия должной разъяснительной работы со стороны должностных лиц органов внутренних дел не могут противостоять безосновательной волоките их материалов и вынуждены длительное время находиться на территории страны без документов, удостоверяющих личность.

Согласно ст.32 Закона, заявления по вопросам гражданства подаются на имя Президента Республики Казахстан через органы, указанные в статьях 30 и 31 настоящего Закона (органы внутренних дел, Министерство иностранных дел и загранучреждения Республики Казахстан).

Срок рассмотрения заявления или представления не должен превышать шести месяцев.

Кроме того, в п.10 Инструкции по гражданству указано, что срок рассмотрения заявлений в местных органах внутренних дел и национальной безопасности, Министерстве внутренних дел Республики Казахстан и в других государственных органах Республики Казахстан не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов, а в совокупности - шести месяцев.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований, ходатайства граждан в органах внутренних дел рассматриваются годами. При этом, основной причиной этого является ненадлежащее оформление дел должностными лицами ДВД областей, вследствие чего дела возвращаются Управлением на доработку.

Так, в ходе проверки в производстве Управления находилось дело по ходатайству Мусаевой М. о получении гражданства, поступившее в УВД Сайрамского района Южно-Казахстанской области в августе 2006 года, а также дело в отношении Алиева И., поданное в ОП - 1 ДВД Жамбылской области в январе 2007 года.

Материалы по Алиеву И. должностными лицами ДВД Жамбылской области формировались более полутора лет, о чем свидетельствует заключение ДВД области, утвержденное руководством 30.07.2008 года.

Аналогично, до настоящего времени не нашло своего разрешения ходатайство Куракбаева А. о принятии в гражданство, поданное в УВД Сарыагашского района Южно-Казахстанской области 31.03.2008 года.

При этом, материалы со всеми необходимыми документами ДВД области в Управление направлены 8 апреля т.г.

Нарушения сроков рассмотрения обращений имеют место даже при оформлении гражданства в упрощенном порядке.

Так, ДВД Жамбылской области ходатайство о принятии в гражданство семьи оралмана Тургумбаева К., прибывших с Кыргызской Республики от 03.09.2007 г. рассматривалось более 10 месяцев. Заключение об удовлетворении данного обращения вынесено только 28.07.2008 года.

Между тем, в соответствии с п.42 Инструкции по гражданству срок рассмотрения материалов о приобретении гражданства в упрощенном порядке не должен превышать трех месяцев с момента подачи заявления.

Указанные нарушения не единичны и выявлены прокурорами в деятельности УМП ДВД Актюбинской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областей.

Наряду с этим, одной из причин несвоевременного рассмотрения ходатайств является необоснованный возврат дел по вопросам гражданства Управлением.

К примеру, 2 июня т.г. Управлением по причине необходимости обновления требований о судимости в ДВД города Алматы возвращено дело по приему в гражданство Республики Казахстан по ходатайству Азизулла Хикматулла, прибывшего на территорию страны из Республики Афганистан.

При этом, законодательством, регулирующим вопросы гражданства такие требования не предусмотрены.

Следует отметить, что вышеуказанным нарушениям способствуют и отсутствие законодательного регулирования сроков рассмотрения дел, возвращенных на доработку в территориальные органы внутренних дел.

В связи с изложенным, в целях исключения нарушений сроков рассмотрения обращений по вопросам гражданства, необходимо решить вопрос о внесении дополнений в Инструкцию по гражданству норм, регламентирующих механизм возврата материалов на доработку.

Кроме того, в названной Инструкции отсутствует порядок оформления документов на гражданство оралманов, в официальных документах которых отсутствует фамилия или имя.

В этой связи, должностные лица органов внутренних дел направляют в Администрацию Президента Республики Казахстан документы по гражданству, оформленные без указания фамилии или имени ходатайствующих, на основании которых они принимаются в гражданство без этих сведений.

Согласно ч.1 ст.15 Гражданского кодекса Республики Казахстан гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, которое включает фамилию и имя, а также по желанию - отчество.

Таким образом, документы на гражданство должны направляться с обязательным указанием имени и фамилии. Отсутствие одного из указанных сведений создает предпосылку в ограничении законных прав оралманов, а также препятствует оформлению для них документов, удостоверяющих личность.

В целях предупреждения нарушений прав граждан, необходимо внести в Инструкцию дополнение, предусматривающее необходимость оформления документов по гражданству с обязательным указанием фамилии и имени лица.

Проведенный анализ результатов проверки свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответственными должностными лицами Министерства внутренних дел функции, закрепленной в пп.36) п.1 ст.5-1 Закона «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», в соответствии с которой министерство внутренних дел должно организовывать ведомственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области эмиграции и иммиграции и работу по вопросам гражданства.

Кроме того, причинами вышеуказанных нарушений являются ненадлежащая организация работы руководством Комитета административной полиции, а также ДВД областей гг.Астаны, Алматы, отсутствие контроля за деятельностью подчиненных служб, игнорирование требований законодательства со стороны должностных лиц миграционных подразделений органов внутренних дел.

Всего по результатам данной проверки органами прокуратуры внесено 119 представлений об устранении нарушений законности, удовлетворено 100 протестов на незаконные акты, возбуждено 137 дел об административных правонарушениях, дано 3 разъяснения закона, по итогам рассмотрения актов реагирования к дисциплинарной ответственности привлечены 60 должностных лиц, в том числе 3 за совершение коррупционных правонарушений.

Кроме того, направлено письмо в Администрацию Президента Республики Казахстан.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...