Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Поднимать цены или закрываться - такая перспектива стоит перед производителями и дистрибьюторами медпрепаратов


Татьяна ПАНЧЕНКО / 24 февраля 2009 года, № 6 (141)

Лечиться в нашей стране скоро станет по карману только очень обеспеченным гражданам. Так что казахстанцам стоит теперь тщательно следить за своим здоровьем и строго следовать рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. К этим выводам мы пришли по результатам мини-опроса игроков фармацевтического рынка.

Девальвация тенге ударила по всем без исключения. Но если взлет цен на продукты и товары первой необходимости может сделать богатых бедными, а бедных — нищими, это все-таки не лишит людей жизни. В отличие от подорожавших лекарств. Ведь, как известно, похвастаться отличным здоровьем у нас могут очень немногие.

Напомним, что сразу после падения тенге министр здравоохранения пригрозил отобрать лицензии у аптек, где будут повышать цены. Вероятно, он рассчитывал успокоить население. Однако эффекта добился противоположного: ценники в аптеках все равно меняют, а испуганные жители стали закупать впрок дорогостоящие препараты.

Есть ли повод для паники? Выросли ли на самом деле цены в аптеках? И в каком положении сейчас оказалась казахстанская фармацевтическая отрасль? На наши вопросы мы попросили ответить местных производителей, дистрибьюторов и продавцов медицинских препаратов.

Даже соль завозим из России

В первую очередь мы позвонили на завод «Нур-Май Фарм», расположенный в поселке Первомайский под Алматы. На этом предприятии должны изготавливаться так называемые инфузионные растворы — всем известные физиологический раствор, глюкоза, реополиглюкин. До сих пор казахстанцам ставили «капельницы» с российскими, белорусскими, китайскими препаратами. По словам директора завода Райхан АЙТАКОВОЙ, буквально на днях внесены изменения в учредительные документы ТОО и начата работа по выпуску продукции.

«Вот стопроцентно отечественное производство! — наивно подумали мы и спросили: — Ваш завод не будет повышать цену на продукцию?»

- Почему же? — удивилась Райхан Амирбековна. — Все компоненты у нас из-за рубежа. Натрия хлорид (из чего и получают физраствор — ред.) и аминокапроновую кислоту мы получаем из России, глюкозу — из Франции. Закупаем субстанции, например натрия хлорид — это порошок, обыкновенная соль поваренная высшей степени очистки. А из нее мы приготавливаем раствор.

По словам г-жи Айтаковой, «в Казахстане у нас субстанций никто не производит, у нас, наверное, только коробки отечественного производства».

Насчет цен директор завода нас тоже успокоить не смогла. Если они будут получать «сырье по новым ценам, то, естественно, себестоимость повысится и однозначно будет действовать на отпускную цену».

Производителя бьют по рукам и ногам

«Переварив» тонкости отечественного производства растворов из российской соли, мы позвонили в АО «Химфарм» — крупнейший казахстанский производитель лекарственных препаратов, расположенный в Шымкенте.

Начальнику юридического отдела Татьяне МАКСУРОВОЙ мы задали уже конкретный вопрос: а у вас коробки для лекарств — казахстанские?

- Коробки? Нет... Мы все покупаем за рубежом: бумагу для упаковок, блистеры для таблеток, тубы для мазей, ампулы. Но цены мы не повышаем, потому что подписали меморандум с акиматом. Хотя как бизнес будет выходить из этой ситуации, вообще уму непостижимо. Работать себе в убыток, получается? У нас же своего практически нет, все привозное, разве что некоторые субстанции из растительного сырья. Мы страшно зависимы от импорта.

К меморандуму о неповышении цен у юриста «Химфарма» отношение, мягко скажем, неодобрительное.

- Я возмущаюсь до глубины души. Не просто потому, что я здесь работаю, а потому, что я глобально не понимаю, когда так по рукам и ногам бьют производителя. Если мы прекратим все производство, это что, будет лучше?! Хотя, конечно, не нам это решать. Может, вы чем поможете, не знаю...

Следующим на очереди был генеральный директор «Химфарма» Рустам БАЙГАРИН. Подписание меморандума он объяснил в лучших традициях модернизированного агитпропа:

- Здесь не столько меморандум, сколько ответственность перед своими гражданами. Мы понимаем позицию иностранцев в том плане, что курс подпрыгнул, и они не могут дешевле поставлять, но наша позиция заключается в том, что в новых условиях у нас новая ответственность, новая миссия. Поэтому принято решение, пока возможно, держать цены.

Услышав наш вопрос о конкретном временном выражении этой «возможности», г-н Байгарин погрустнел:

- Я не знаю, как сейчас будет складываться ситуация. Если курс будет стабилен, то максимально несколько месяцев мы цены сможем удержать. Если курс прыгнет, то мы встанем перед выбором: либо нам держать цены, либо нам отказываться от производства.

Меморандум, кстати, подписывал не сам завод, а ассоциация «Фарммединдустрия Казахстана» от имени всех членов ассоциации...

Все будет абсолютно отлично?!

Совсем другой настрой у президента Ассоциации представительств фармацевтических фирм в Казахстане Вячеслава ЛОКШИНА — он полон оптимизма.

- На самом деле вообще ничего не происходит, — «открыл» нам глаза г-н Локшин. — Более того, когда в первый день девальвации цены начали меняться, государство вовремя окрикнуло. И этот окрик был полезен для тех, кто решил рыбку поймать в мутной воде. Конечно, когда сказали: «Повысите цены — мы вас лицензии лишим», это ерунда, это незаконно, аптеки же — частные. Это больше было рассчитано на общество.

Вячеслав Локшин предложил нам увидеть позитивные вещи в сегодняшней ситуации. Первая вещь — определен перечень из ста препаратов, которыми чаще пользуются пожилые люди, незащищенные слои населения, и на них цены решено фиксировать до конца года. В основном это препараты отечественных производителей, самые простейшие. «Этот список будет стабилен, здорово же?» — спросил уже нас г-н Локшин.

Вторая вещь — все, что ввезено до девальвации, остается в тенге по старым ценам.

Третья — дистрибьюторы, аптеки и производители договариваются между собой, чтобы компенсировать те потери в тенге, которые могут быть в результате девальвации.

- Допустим, иностранный производитель продает препарат за 5 долларов, — объяснил г-н Локшин. — До 4 февраля это было 600 тенге, а потом сразу стало 750. Тогда производители идут навстречу и дают скидки. Производителю говорят: можешь дать скидку 10%? Хорошо, могу. Дистрибьютор говорит: я накручу не 15%, а 10, и аптека говорит: я накручу не 25%, а 20. То есть все стараются, чтобы цены выросли минимально.

Причем, по мнению главы ассоциации, все вышеперечисленное не добросердечие фармацевтов, а коммерческий расчет.

- Во-первых, за них взялись и контролируют, — заверил нас г-н Локшин. — Во-вторых, они сами понимают: зачем отталкивать потребителя? Это не благотворительность, это движение навстречу потребителю. Зачем вызывать шок, повышая цены сразу на 20%? А если рост происходит в месяц по 2-3%, это легче воспринимается, все постепенно привыкнут к этой ситуации.

Кроме всего прочего, наш собеседник напомнил, что, например, евро в июне уже стоил 190 тенге, «и никто тогда не кричал: ой, какой ужас!».

- Наверняка цены на уровне 190 тенге и были, их и поднимать не надо сейчас. Да, с долларом немножко сложнее, он со 120 сразу шагнул на 150 тенге. Но у нас больше все-таки поставок идет из Европы, нежели из США, и большой проблемы не будет.

Так что, по мнению «главного дистрибьютора», покупать дорогостоящие импортные препараты впрок не стоит ни в коем случае.

- Причин для паники нет, аптеки не разорятся, будут повышать цены по несколько процентов в месяц и все будет абсолютно отлично! — заверил он.

«Мы вынуждены поднимать цены»

После бодрящего разговора с Вячеславом Локшиным, мы, вдохновленные его оптимизмом, позвонили в Farmaktiv Ltd — компанию, занимающуюся дистрибуцией изделий медицинского назначения. Зря мы это сделали.

Алия ИСАЕВА, коммерческий директор компании, рассказал о несколько иных схемах работы отечественных дистрибьюторов с зарубежными производителями:

- Цены у нас повысились, потому что все наши контракты — с отсрочкой платежа. То есть весь товар, который приходит к нам, оплачивается спустя какое-то время. Продукция импортная, поэтому мы вынуждены поднимать цены — ровно настолько, насколько девальвирован тенге. Ведь все контракты валютные, причем не важно, где находится производитель, потому что цена в контрактах проставлена в долларах, — объяснила она.

Когда мы заикнулись о меморандуме по удержанию цен, г-жа Исаева вздохнула:

- Мы не имеем возможности подписывать никакие меморандумы. Это приведет к гибели компании.

...Наскоро опросив сотрудников редакции из тех, кто часто захаживает в аптеки, мы получили ожидаемые ответы: «Около нашего дома аптека с хорошими ценами... была. Сегодня захожу — там все на 25% дороже»; «В первый день девальвации зашла в маленькую аптеку в центре города, спросила российские витамины. Доставая мне их из шкафа, провизор сказала: «Но я вам по такой цене их, конечно, не продам» и прибавила 10%».

В крупнейшей алматинской аптеке на Фурманова — Гоголя нам четко объяснили: цены подняли, но только на те препараты, на которые подняли цены фирмы-дистрибьюторы.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...