Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Керосиновый кол

Керосиновый кол

 

Наша газета продолжает отслеживать ситуацию, сложившуюся на рынке авиатоплива (см. "Дело пахнет керосином", "Заправский бизнес", "ЭК" от 17 и 18.02.2009). Напомним, главная причина высоких цен на авиакеросин - большое количество посредников. Сегодня о ценах на керосин рассказывает директор департамента мониторинга, анализа товарных рынков и слияний Агентства по защите конкуренции (АЗК) Николай Пичкарев.

- Премьер-министр Карим Масимов дал Агентству по защите конкуренции поручение разобраться с рынком авиакеросина. Какова сейчас ситуация?

- Проведенный агентством в декабре 2008 года анализ рынка реализации авиационного керосина выявил следующее. Во-первых, это проблемы системного характера, выразившиеся в зависимости внутреннего рынка авиакеросина от импорта. Объем производства этого топлива в Казахстане не удовлетворяет потребностей авиакомпаний, и дефицит покрывается за счет импорта, который составляет более 25 процентов внутреннего рынка реализации.

Об этом мы поставили в известность правительство и Министерство энергетики и минеральных ресурсов для совместного решения проблемы. Если с ней не разобраться, то можно ожидать ежегодного всплеска цен, ограничения доступа к инфраструктуре аэропортов и НПЗ.

Во-вторых, установлено доминирующее положение на рынке реализации авиакеросина следующих компаний: ТОО "Торговый Дом "ПетроКазахстан", АО "ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз", АО "Тургай Петролеум", АО "Торговый Дом "КазМунайГаз". Указанные субъекты включены в реестр доминантов.

Теперь любые их действия, связанные с ценообразованием, будут проходить тщательную экспертизу в Агентстве по регулированию естественных монополий (АРЕМ) в соответствии с требованиями закона.

Со стороны нашего агентства деятельность вышеназванных компаний будет анализироваться на предмет их злоупотребления своим доминирующим положением.

- Все-таки какие меры оперативного характера по недопущению необоснованного роста цен на ГСМ принимаются агентством?

- С 15 января 2009 года начаты предварительные рассмотрения сведений о нарушении антимонопольного законодательства в отношении 19 субъектов рынка, осуществляющих производство и поставку авиакеросина, на предмет выявления антиконкурентных соглашений и согласованных действий. Срок завершения рассмотрений - конец февраля этого года.

Предварительно усматриваются антиконкурентные действия по группе компаний "ПетроКазахстан". В случае подтверждения указанных фактов к данной компании будут применены меры антимонопольного реагирования, и материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел.

Вместе с этим в результате принятых мер в настоящее время в республике по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение цен на авиакеросин. К примеру, ТОО "Торговый Дом "ПетроКазахстан" в декабре 2008 года продавало авиакеросин по цене 93ятысячи тенге за тонну с НДС, а в январе 2009 года - по 65ятысяч тенге с НДС; АО "ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз" в декабре 2008 года - 102 830 тенге, а в январе 2009 года - 60 тысяч тенге с НДС; АО "Тургай Петролеум" в декабре 2008-го - 98я875 тенге, а в феврале 2009 года - 58 320 тенге за тонну с НДС.

С 1 января 2009 года доминанты на этом рынке обязаны согласовать свои цены с АРЕМом, что также не позволит установить им необоснованные цены.

Кроме того, данные доминанты теперь обязаны реализовывать авиакеросин по этим ценам всем обратившимся к ним покупателям без дискриминации. Если таковая и будет, необходимо обращаться в АЗК, мы проведем расследование на предмет обоснованности такой дискриминации либо отказа. При нарушении антимонопольного законодательства доминанта ожидают суровые санкции вплоть до лишения виновных лиц свободы до семи лет. Есть чем рисковать.

- Вы сказали, что импорт авиакеросина в общем объеме его потребления составляет 25 процентов, но многие рынки зависят от импорта. Неужели это, по-вашему, так страшно?

- На наш взгляд, результаты сложившегося дисбаланса, возможно, приведут к стимулированию нарушений антимонопольного законодательства. Во-первых, может последовать ограничение доступа к ресурсам основных поставщиков авиакеросина, так как в случае дефицита топлива основные его поставщики в целях увеличения дохода будут необоснованно повышать цены. А во-вторых, аэропорты могут пойти на ограничения по услугам хранения авиатоплива и также в целях увеличения дохода будут ограничивать доступ к своим емкостям, чтобы самостоятельно заниматься реализацией авиакеросина и иметь собственную маржу между покупкой и продажей.

- Сейчас также говорят, что в повышении цен на авиакеросин виновны аэропорты. Так ли это?

- Что касается аэропортов, проблема нам известна, и мы принимаем соответствующие меры. Анализируется весь рынок реализации авиакеросина от добычи нефти до заправки в "крыло".

В ходе проводимого анализа установлено, что большинство аэропортов реализуют авиакомпаниям авиатопливо по цене его приобретения, взимая только тариф за услуги обеспечения воздушного судна авиаГСМ (заправка, хранение, анализ качества ГСМ и так далее). Тарифы на данные услуги регулируются государством.

Другая же часть аэропортов реализует авиатопливо с надбавкой. К такой категории относится Алматинский аэропорт, который покупает авиаГСМ у посредников, накручивает свою маржу и затем реализует данное топливо авиакомпаниям. По факту возможного ограничения доступа к нефтебазам данного аэропорта либо ограничения конкуренции указанным аэропортом на рынке поставки авиакеросина агентством проводится соответствующая работа.

Вместе с тем для развития конкуренции на рынке заправки авиакеросина нами направлены предложения в правительство о необходимости разработки Министерством транспорта и коммуникаций методики по недискриминационному доступу к инфраструктуре, в том числе нефтебазам аэропортов, а также строительству дополнительных топливозаправочных комплексов, где присутствует такая целесообразность.

Кроме того, нами в рамках деятельности Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ в марте текущего года с российскими коллегами будут проведены совместные анализ и расследование на рынке реализации нефтепродуктов, в том числе и на рынке заправки авиакеросина в казахстанских и российских аэропортах. Там тоже немало проблем, которые можно решить только совместными усилиями антимонопольных служб наших государств.

№ 278 (16664) от 26.02.2009

Павел ВОРОНИН, Астана


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...