Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Меры зарубежных стран по стабилизации экономики: опыт для Казахстана

Как преодолеть кризис.

Меры зарубежных стран по стабилизации экономики: опыт для Казахстана

Мировой финансовый кризис, охвативший реальный сектор экономики и ставший потому экономическим, негативно отражается на развитии экономик всех стран мира. Ожидается, что его влияние продлится как минимум до 2010 года.

Особенностью нынешнего кризиса стали скорость распространения и его масштабы. Он превзошел Великую депрессию, и для его преодоления необходимо скоординировать предпринимаемые национальными правительствами и международными финансовыми организациями меры по противодействию кризису.

Среди основных негативных моментов для госбюджетов всех стран мира можно отметить снижение налоговых поступлений не только от финансовых рынков иярынков недвижимости, но и от предприятий реального сектора, значительный рост уровня безработицы, необходимость увеличения расходов на антикризисные меры. Поэтому правительства всех стран предпринимают действия, способные оказать поддержку сохранению уровня благосостояния, укрепить социальную защиту населения.

По итогам первой и второй волны финансового кризиса правительствами большинства стран предприняты меры, направленные на стабилизацию финансового сектора экономики и стимулирование внутреннего спроса, а также меры институциональной поддержки, в том числе налоговые льготы, развитие инфраструктуры и энергетики, регулирование рынка труда и системы социальной защиты населения, поддержка жилищного строительства и рынка недвижимости, автомобилестроения, а в развивающихся экономиках - дополнительно поддержка сельского хозяйства, экспортно-ориентированных отраслей, малого бизнеса.

Так как мировой кризис резко отрицательно сказался прежде всего на финансовой системе, то первоочередные меры были предприняты именно для стабилизации объемов ликвидности, укрепления доверия к финансовой системе.

В течение 2008 года правительствами ведущих стран мира были с той или иной скоростью приняты решения о выделении значительных объемов средств на поддержание или спасение экономики в зависимости от ожиданий снижения темпов экономического роста вплоть до рецессии. Основной мерой при этом выступает увеличение объемов денежных средств в финансовых системах стран. В том числе путем снижения ключевых процентных ставок, увеличения объемов приобретаемых корпоративных облигаций, приобретения пакетов акций финансовых институтов, в некоторых случаях вплоть до полной национализации с целью обеспечения более стабильного развития банков и защиты интересов частных клиентов и акционеров данных институтов.

Дополнительно были предприняты шаги по формированию механизма приобретения проблемных активов, находящихся на балансах банков, с тем чтобы избавить банки от убытков таких инвестиций, а также по дополнительной капитализации крупнейших системообразующих банков, вхождению государства в систему управления ими. В результате предполагается стимулировать банковский сектор к сохранению и некоторому росту темпов кредитования реального сектора экономики, торговли и сферы услуг.

В целом можно ожидать, что банковскому сектору ведущих развитых стран в течение 2009 года потребуются дополнительные вливания. Выделенных до сих пор средств должно хватить только на снижение последствий кредитного кризиса 2008 года. Тем более что ведущие государства признали, что экономическое положение в них и темпы снижения экономических показателей более серьезные, чем предполагалось ранее.

Гарантии, страхование, обеспечение - основные механизмы в борьбе с финансовым кризисом за рубежом. В Великобритании, США, Германии, Японии основным инструментом стали госгарантии под выделяемые государством финансовые средства контрагентам. Кроме того, в странах ЕС, США, России применяется рекапитализация, или, иначе говоря, прямое финансирование банков. Большое внимание, по крайней мере, в европейских странах, уделяется вопросам гарантий по страхованию депозитов частных лиц. Еще одним косвенным инструментом стало разрешение на слияние и поглощение банковских и других финансовых структур, тогда как ранее эта мера строго контролировалась государствами.

В то же время, выделяя дополнительные средства, правительства стремятся заручиться поддержкой банков и получить гарантии целевого их использования. Ответственность и контроль, безусловно, - важная составляющая преодоления мирового кризиса. Например, американская программа помощи проблемным активам (TARP) предусматривает ограничение объемов вознаграждений и выплат отступных высшему управленческому персоналу, возвращение ранее выплаченных бонусов, если таковые будут признаны ошибочными, сокращение налоговых льгот.

В Германии рекапитализация банков предусматривает соблюдение требований к вознаграждению менеджеров, к стратегии ведения бизнеса, прекращение выплаты дивидендов акционерам. Кроме того, МВФ предупредил о существовании и такого риска: компании, выдвинувшие слабые активы на продажу государству, могут выиграть и обогатиться по сравнению с честно работавшими структурами, чьи активы обладают приемлемым качеством. Поэтому меры, направленные на поддержку банковского и в целом финансового секторов, должны иметь системный эффект, в том числе стимулировать качество принятия решений лицами, ответственными за распределение средств на уровне компаний, получивших дополнительную ликвидность.

Дополнительно к действиям национальных правительств многие государства и крупнейшие финансово-инвестиционные корпорации прибегли к возможности создать взаимные резервные фонды, средства которых могут быть использованы в экстренном порядке, в зависимости от колебаний тех или иных рынков и усиления проблем с ликвидностью в тех или иных странах. И МВФ планирует увеличить свои фонды, используемые для помощи развивающимся рынкам (особенно странам Восточной Европы) и беднейшим государствам.

В реальном секторе экономики основными мерами стали применение налоговых льгот, точечная поддержка предприятий путем предоставления госгарантий по кредитам, корректировка таможенно-тарифной политики, поддержка малого бизнеса, совершенствование системы государственных закупок, создание условий сохранения занятости или, по крайней мере, недопущения быстрого роста безработицы.

Можно выделить общую тенденцию государственной поддержки отдельных предприятий и отраслей, способных обеспечить конкурентоспособность экономики в период кризиса, особенно в процессе выхода из него. Наряду с этим правительствам приходится сочетать необходимость сохранения занятости в трудоемких отраслях (автомобилестроение, строительство).

Одной из самых важных сфер является социальный сектор. Его поддержке и сохранению стабильности уделяется много внимания в антикризисных планах развитых государств мира. Здесь также применяются налоговые льготы, предоставление возможностей рефинансирования потребительских кредитов (ипотечных, автомобильных, образовательных), увеличиваются объемы средств, выделяемых на социальную защиту, планируется развитие инфраструктурных проектов, формируются условия и механизмы стабилизации рынков продовольствия.

В целом, несмотря на то, что в процессе преодоления последствий мирового финансового кризиса мобилизованы средства практически из всех доступных источников, отсутствие системы и разнонаправленные ожидания снижают эффективность их реализации. Системы антикризисных мер более или менее были выработаны к концу 2008 года, что привело к распространению кризиса из финансовой сферы на реальный сектор экономики.

На преодоление финансового кризиса ведущие экономики мира на начало ноября 2008 года уже затратили более 9,4 трлн долларов, что составляет 15 процентов мирового ВВП. Разброс расходов по странам необычайно велик - от 1 процента (Австралия, Дания) до 225 процентов к ВВП (Ирландия).

Основные надежды возлагаются на способность США и стран Евросоюза принять и реализовать дополнительные антикризисные меры, особое значение придается также возможностям Китая, России.

№ 280 (16666) от 28.02.2009

Анар РАХИМЖАНОВА , кандидат экономических наук , заведующая отделом экономических исследований КИСИ при президенте РК, Алматы


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...