Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

От чего зависит конкуренция: Мажит Есенбаев

От чего зависит конкуренция

«Особую миссию в обеспечении эффективности и конкурентоспособности экономики Казахстана призвано выполнить вновь созданное Агентство по защите конкуренции» — эта установка из Послания Главы государства в 2008 году стала лейтмотивом работы нового ведомства. Сам факт того, что в главном политическом документе страны роль Агентства РК по защите конкуренции в поддержании благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата отмечена отдельным пунктом, говорит о кредите доверия Президента антимонопольному органу. Как же реализуется этот кредит доверия? С таким вопросом корреспондент «КП» обратился к председателю Агентства по защите конкуренции Мажиту Есенбаеву.

— Мажит Тулеубекович, прошел год после Послания, в котором Главой государства отмечена особая миссия агентства. Что удалось сделать за этот период?

— Начнем с того, что Правительством разработан, а Парламентом в конце 2008 года принят новый Закон «О конкуренции», принципиально меняющий расстановку сил на рыночном поле. Это закон прямого действия. Основными его новшествами являются положения, стимулирующие внедрение инноваций и роста инвестиций, ограничивающие участие государства в предпринимательской деятельности.

При поддержке Правительства решены институциональные вопросы. Полностью сформировано как государственный орган Агентство по защите конкуренции с семью межрегиональными инспекциями. При этом мы осознанно создали их меньшим числом в сравнении с количеством областей и городов республиканского значения. Во-первых, они вобрали в себя лучшие региональные кадры, а во-вторых, я не открою секрета, если скажу, что местные исполнительные органы всегда хотят «опекать» любые контрольно-надзорные структуры, и, чтобы уйти от такой опеки, мы создали именно межрегиональные инспекции.

Также по поручению Главы государства нашему ведомству переданы функции по защите конкуренции и ограничению монополистической деятельности на финансовых рынках. Другой важный момент —сформирован Совет по конкуренции, который возглавляет Премьер-Министр. Эта структура призвана решать вопросы развития конкуренции на основе государственно-частного партнерства. Создан Центр развития и защиты конкурентной политики при агентстве, основной задачей которого является проведение аналитических, научно-прикладных исследований в области антимонопольной политики, а также подготовка квалифицированных кадров. Совместно с центром агентство начало широкомасштабную акцию по разъяснению норм нового закона. Уже проведены семинары для представителей бизнеса в Шымкенте и Алматы. До конца марта планируется провести подобные семинары в Астане, Актобе, Атырау, Усть-Каменогорске и Костанае.

— В Послании народу Казахстана Глава государства также отметил, что этот закон должен послужить серьезным толчком для роста предпринимательской активности в стране. Оправдались ли эти ожидания?

— Основные положения нового закона, безусловно, направлены на активизацию бизнеса. Это поддержка долгосрочных инвестиционных или концессионных контрактов, гарантирующих инвестиционную стабильность. Ведь одной из причин, препятствующих должному развитию в стране государственно-частного партнерства, являются существующие противоречия в действующем законодательстве, которые мы попытались устранить в новом законе.

Также это допустимость соглашений для субъектов малого и среднего бизнеса. И исключение обязанности субъектов рынка, в связи с происходящим из-за кризиса увеличением количества слияний и поглощений, согласовывать с антимонопольным органом многочисленные сделки, осуществляемые внутри компаний одной группы. При этом сумма порогового значения согласования сделок на экономическую концентрацию значительно увеличена, что решит существующую проблему согласования с антимонопольным органом многочисленных сделок субъектов малого бизнеса.

С другой стороны, мы оставили за собой право отменить сделки по слияниям субъектов рынка, если они приводят к ухудшению условий для конкуренции. Также агентство полностью отказалось от проведения проверок, что дополнительно стимулирует к росту активность МСБ, ограничит необоснованное вмешательство проверяющих государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей.

— Но как в таком случае отслеживать нарушения антимонопольного законодательства?

— Упор делается на анализ товарных рынков и действий субъектов, по итогам которого (и при наличии оснований) агентство осуществляет расследования. Так, с начала года агентством проводится ряд расследований нарушений антимонопольного законодательства. Например, по фактам злоупотреблений доминирующим положением ведется работа в отношении ТОО «АЭС «Шульбинская ГЭС» (по факту необоснованного отказа от заключения договора в поставке электрической энергии при наличии возможности производства), ТОО «Актобе-ГНС» (по факту применения разных цен и условий к равнозначным соглашениям субъектов рынка без объективно оправданных причин) и прочее.

— После девальвации тенге широко распространилась практика подписания меморандумов о неповышении цен на товары и услуги. Как вы думаете, смогут ли они дать реальные результаты и какова позиция агентства по отношению к ним?

— Подписание подобных меморандумов и соглашений между государством и бизнес-структурами по своему содержанию ранее применялось в США в период Великой депрессии (так называемые «кодексы честной конкуренции»). То есть субъектам рынка позволялось заключать соглашения в части уровня розничных цен и согласования объемов производства для недопущения банкротства конкурентов. Позже эти акты были отменены как антиконкурентные, так как они превратились в препятствие для экономического роста.

К сожалению, отдельные региональные меморандумы не содержат конкретных обязательств договаривающихся сторон и не определяют мер ответственности участников за неисполнение. В краткосрочном периоде применение меморандумов дает положительный эффект, но в долгосрочной перспективе исключает добросовестную конкуренцию. Как правило, подписание меморандумов по сдерживанию цен в регионах является следствием недостаточного экономического анализа по балансу производства и потребления, который позволил бы оценить наиболее чувствительные рынки, где необходимы государственная помощь и поддержка.

— Как обстоит ситуация сейчас на рынке ГСМ?

— Нами ведется комплексная работа. Во-первых, по результатам анализа основные поставщики бензина, керосина и авиатоплива включены в реестр доминантов. Это было воспринято ими очень болезненно. Что только не использовалось, чтобы избежать решения АЗК! Не согласившись с нашими действиями, они обжаловали их в суде, однако суды всех инстанций признали законность и обоснованность решения агентства. Теперь любые действия указанных субъектов, связанных с ценообразованием, будут проходить тщательную экспертизу в Агентстве по регулированию естественных монополий.

Со стороны нашего агентства деятельность доминантов рынка будет анализироваться на предмет злоупотребления их положением. Кроме того, доминанты теперь обязаны реализовывать ГСМ всем обратившимся к ним покупателям без дискриминации. Кстати, подобные факты отказа в реализации авиатоплива АО «Эйр Астана» уже есть, по ним ведется расследование.

Во-вторых, начаты расследования в отношении ТОО «ТД Петро Казахстан» и «Гелиос» по фактам нарушений антимонопольного законодательства, допущенных ими при реализации авиакеросина. Также по рынку авиакеросина агентством проводится работа по пресечению фактов дискриминационного доступа к инфраструктуре крупных аэропортов, что особенно касается Алматы, Шымкента и столицы.

В целом анализ показывает, что одним из факторов завышения цен являются наличие на рынке монополистов-доминантов и высокий уровень аффилиированности компаний нефтяного сектора. Это напрямую влияет и на развитие конкуренции, и на прозрачность, и, как следствие, на формирование конечных отпускных цен. Поскольку все действия и решения монополистов подчинены одной цели — получить максимальную прибыль. Аффилиированность наблюдается по всей цепочке, начиная от добычи нефти до реализации нефтепродуктов потребителям на уровне мелкого опта, что позволяет устанавливать монопольно высокие цены на свою продукцию и услуги и получать сверхдоходы.

Вместе с тем нельзя не учитывать и другие аспекты, влияющие на ценовую политику отечественного рынка и конечную стоимость нефтепродуктов. Например, вопросы технологического характера, включающие в себя «глубину» переработки нефти и производство «светлых» нефтепродуктов, зависят от технологической оснащенности нефтеперерабатывающих мощностей. Или, например, имеются вопросы административного характера, связанные с регулированием цен на ГСМ. Так, при ежегодном увеличении внутреннего спроса на бензин его производство не увеличивается, зато мазута выпускается более чем потребно. Удовлетворение потребности в бензине обеспечивалось за счет более дорогого привозного, импорт которого стимулирует рост внутренних цен на ГСМ.

Здесь Фонду национального благосостояния «Самрук-Казына», куда входят все НПЗ и основные поставщики нефти, необходимо как акционеру реализовать свои законодательные полномочия по упорядочению ценообразования компаний, чтобы не допустить получения ими сверхмонопольных доходов, оптимизировать затраты на непрофильные виды деятельности, а также принять меры по модернизации нефтеперерабатывающих заводов.

Другой вопрос — закрытость всех операций, связанных с производством и реализацией ГСМ. Считаю, что должны быть прозрачны все сделки, начиная от приобретения нефти у производителя, ее поставок на заводы вплоть до дистрибьюторской сети. Более того, эти сделки должны быть публичными — информация об объемах добычи, переработке, давальческих ценах должна быть опубликована в СМИ. Только тогда потребитель будет знать о реальной ситуации.

— В условиях кризиса все чаще стала звучать информация о недобросовестной конкуренции, ценовом сговоре, причем не только в нефтяном секторе...

— Любым субъектам, злоупотребляющим доминирующим положением, АЗК, в соответствии с законом о конкуренции, может вынести предписание об устранении нарушений, составить протокол об административном нарушении и в судебном порядке наложить штраф и конфисковать монопольный доход. К примеру, в феврале завершено расследование в отношении ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» по факту недобросовестной конкуренции, выразившейся в недостоверной рекламе в СМИ. Фирма за допущенное нарушение антимонопольного законодательства была привлечена к административной ответственности.

При превышении монопольного дохода свыше 100 тысяч МРП (127 300 тысяч тенге), предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на семь лет. Если по результатам расследования подтверждаются такие факты, АЗК передает материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел.

— Кстати, в законе появилась еще одна любопытная норма — «деятельное раскаяние»...

— Она заимствована из мировой практики и отныне будет иметь место в казахстанском антимонопольном законодательстве. Понятие «деятельное раскаяние» принимается как явка с повинной, способствующая раскрытию нарушения, возмещению причиненного ущерба. Факт раскаяния подлежит рассмотрению в суде. Раскаяние дает право на освобождение от уплаты полученного монопольного дохода. Приведу пример из мировой практики, поскольку у нас таковой пока нет. В 2007 году итальянское конкурентное ведомство оштрафовало более чем на 31 миллион евро восемь компаний, производящих древесностружечные плиты, за картельный сговор. Картель был раскрыт благодаря информации, полученной от одного из участников —- компании Trombini Group, которая была освобождена от уплаты штрафа.

— Мажит Тулеубекович, в заключение ваши прогнозы: как долго продлится кризис и что еще от него можно ожидать?

— Сколько продлится, точно сказать не могу. Это необычный финансово-экономический кризис, в истории аналогов ему нет. Кроме того, он затронул всю мировую экономику, а значит и нас, поскольку мы — часть мировой системы и зависим от внешних факторов. Глобальный кризис — производное от внутренних дефектов, как это точно заметил в своей статье «Ключи от кризиса» Президент Нурсултан Назарбаев. Разобраться, как эти дефекты сформировались и как их в последующем избежать, наряду с принятием конкретных мер — оптимизацией государственных расходов, пресечением фактов недобросовестной конкуренции, поддержкой малого и среднего бизнеса, отечественного товаропроизводителя — вот то, что позволит нам преодолеть кризис и добиться дальнейшего роста в экономике.

Майдагуль ШАЙМЕРДИНОВА


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...